Аргументы на тему: Гордость и смирение в романе «Война и мир» (для итогового сочинения)

Все знают о смирении, но мало кто может вспомнить хотя бы 10 героев русской литературы, которые смирились со своей судьбой. Все говорят о гордости, но на ум приходит всего несколько гордых персонажей из литературы. Все знают о романе «Война и мир», но кто читал его полностью? Многомудрый Литрекон собрал все эти сложные темы, постарался разобраться в них и сделать их понятнее для Вас.

Смирение

  1. Марья Болконская. Яркий пример смирения в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» — это княжна Марья Болконская. Девушка беспрекословно выполняла все поручения и желания своего отца, терпела его сложный характер. Николай Болконский сам читал письма, которые приходили его дочери, контролировал каждый её шаг. В начале романа Марья — уже взрослая девушка, но она не замужем, потому что её отец против этого. Он не разрешает ей посещать балы и мероприятия, он хочет, чтобы дочь всегда была рядом. И Марья подчиняется отцу, потому что любит его и не может покинуть. Она уверена, что отец лишь делает вид, что не нуждается в ней, но на самом деле старик души не чает в дочери и боится ее потерять. Поэтому героиня совершила христианский подвиг — не оставила желчного и язвительного отца, а пожертвовала ради него всем, что сама имела. В конце романа Толстой награждает свою героиню за смирение — Марья выходит замуж за Николая Ростова, она счастлива в браке, вместе с Николаем воспитывает детей.
  2. Андрей Болконский (сцена с дубом). Встреча с дубом для князя Андрея — переломный момент в его жизни. Первый раз дуб встретил героя угрюмым и сердитым видом. Он не хотел видеть «ни весны, ни солнца». Дуб совсем не вписывается в красивый весенний пейзаж. Также себя ощущает и Болконский в обществе, он чувствует себя лишним, его не занимают разговоры, которые ведутся в светском кругу. Но вторая встреча с дубом заставляет Андрея задуматься. Дуб предстает перед ним обновлённым красавцем. Теперь дерево казалось оживлённым и наполненным силой. Глядя на этот дуб, Болконский понял, что жизнь ещё можно изменить, что нельзя мириться с этой апатией, которую он чувствует. В этой ситуации смирение не помогло бы герою в жизни — Андрей бы завял так, как старый дуб в их первую встречу. Но Болконский нашёл в себе силы не мириться с таким состоянием и изменил свою жизнь. Он сделал предложение Наташе и вновь возродился для любви.
  3. Соня Ростова. Самый явный образец смирения в романе — образ Сони. Девушка — сирота, она родственница Ростовых, живёт с ними, является частью их семьи, но, несмотря на это, всегда как бы уходит на второй план. Героиня влюблена в своего троюродного брата — Николая Ростова, но графиня против их отношений, так как девушка не богата, а семья переживает не лучшие времена (хоть к самой Соне старшая Ростова относится неплохо). Соня испытывает самые искренние и чистые чувства к Николаю, однако скромная и застенчивая девушка не может бороться за свою любовь, понимая то, что она вредит своим благодетелям. В конце романа Ростов женится на Марье Болконской, а Соня, смирившись с тем, что ей не суждено быть с Николаем, и отпустив его, живёт в доме мужчины, которого она всё ещё любит и лишь молча наблюдает за его счастливой семейной жизнью. Эта жертва демонстрирует силу смирения, ведь Соне дорого дался отказ от помолвки, который она собственноручно отправила Николаю. Но любовь к семье Ростовых вынудила ее встать на сложный путь, требующий немало выдержки — отказ от своего счастья.
  4. Пьер Безухов. Многие скажут, что этого доброго и милого героя смело можно назвать смирным, но это не так. Его жена — Элен Курагина — не любит мужа и изменяет ему. Пьер понимает, что этот брак не приносит ему счастья, у него нет настоящей семьи. И герой не готов мириться с этим — он расстаётся с женой, отдав ей часть своего состояния. Никакие уговоры не действуют на него, пока он сам не решает принять свой крест и простить Элен. Но все же и это решение он меняет на скитания в мещанской одежде по захваченной Москве. Еще один пример из биографии Пьера говорит о той же бескомпромиссности. Поиски смысла жизни и правды привели Пьера к масонам. Масонство даёт ему веру в то, что люди ещё могут быть честными, что есть ещё люди, которые делают добро другим безвозмездно. Но оказалось, что многие из его братьев в масонстве вступили туда лишь для связи с влиятельными людьми. Даже здесь Безухов столкнулся с лицемерием и ханжеством. Не желая больше иметь ничего общего с такими людьми и мириться с такими нравами, Пьер отходит от масонства. В характере героя нет истинного смирения, он постоянно бунтует против несправедливости и зла, но внешне он производит впечатление апатичного человека, который согласится на все, что угодно. Внешность бывает обманчива, и настоящее смирение следует искать в делах, а не в манере поведения.
  5. Смерть Андрея Болконского. Как мы знаем, излишняя и навязанная гордость разрушила счастье Андрея. Узнав о неудавшемся побеге невесты с другим мужчиной, он в гневе разорвал помолвку, ведь его самолюбие было очень задето. Ему предпочли подлеца, который даже не планировал жениться. Он думал, что в его положении можно быть только смешным. Словом, раздувшаяся гордость отравила его жизнь. Он стал желчным, нервным и замкнутым. Одержимость местью Анатолю едва не замещает все жизненные планы героя. Но Бородинское сражение становится для него последним. Он находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, в результате чего получает ранение. Он смело и гордо встречает смерть. Но она все не приходит, а рана очень мучительна. Случайно его карета попадает на двор к Ростовым, и Наташа впоследствии узнает о том, кто в ней. Они встречаются, и только тогда Андрей понимает, как ничтожны были его переживания, как напрасно он обижался на невесту. Любовь к Наташе согревает его. Он сумел подняться над собственной обидой и простил возлюбленную за измену с Анатолем. Это смирение принесло ему облегчение и мудрость, познав которую он уже не мог выжить.

Гордость

    1. Андрей Болконский. Андрей унаследовал от своего отца такое качество как гордость. В начале романа он стремится добиться людской любви, славы и известности, поэтому он идёт на войну, замышляя свой Тулон и тайно поклоняясь военному таланту Наполеона. Но во время Аустерлицкого сражения его мировоззрение круто меняется. Глядя на бескрайнее небо, герой осознает всю ничтожность своих желаний, личность Наполеона теперь теряет для него бывшую привлекательность. На войне нельзя делать карьеру, ведь к очередному званию люди его статуса идут по трупам и людскому горю. Но нельзя сказать, что после этого сражения Болконский лишился гордости. Он лишился эгоизма и гордыни, той, что нравственно губит человека. Это помогло ему выбрать мир, а не войну, и он своими преобразованиями в хозяйстве облегчил жизнь многим простым людям.
    2. Николай Болконский, отец Андрея. Князь Николай Болконский – гордый и честный мужчина. Для него самым важным было сохранить свою честь и достоинство. Своему сыну он с детства прививал чувство патриотизма, учил быть благородным, отстаивать свою точку зрения. Дочь он муштровал так, чтобы можно было тоже гордиться ею. Старший Болконский — довольно своенравный герой и кажется грубым, но перед смертью он понимает свои ошибки и извиняется перед дочерью за своё жесткое отношение к ней. Читатель понимает, что за его грубостью и, порой, даже жестокостью, скрывалась любовь к родным людям, но именно гордость мешала ему показать ее. Поэтому в семье были натянутые и холодные отношения. Герой довольно поздно понял, что гордость и заносчивость не должны были мешать его теплому общению с детьми. Он же боялся проронить слезинку, провожая сына на войну, чтобы не показаться смешным. Его сдержанность стала причиной взаимного охлаждения и тайного страдания детей, которые не чувствовали любви отца.
    3. Элен Курагина. Элен – отрицательный персонаж в романе. Она — эгоистичная, меркантильная и ветреная девушка. Если характеру Андрея Болконского присуща гордость, то характеру Элен – гордыня. Она изменяет своему мужу и даже не скрывает этого, героиня считает это нормальным. Она открыто заявляет Пьеру, что не любит его, а, когда они расстаются, требует у Безухова внушительного содержания. Надменность в обращении с мужем она объясняла так, что он не был достоин ее изначально, и он обязан счастью иметь ее в женах лишь огромному наследству. Слыша его упреки, Элен даже задумывалась об их содержании, ведь в ее мировоззрении правота была только на ее стороне. Еще бы, она купается во внимании, избалована мужчинами, поэтому считает, что гордыня — это клюк к успеху. В конце романа Толстой наказывает Элен за её гордыню и эгоизм – героиня умирает из-за болезни, мучаясь и будучи одинокой в роковой час. Даже добрый Пьер не жалеет об ее кончине.
    4. Николай Ростов. Николай – добрый, честный и порядочный юноша, но он также и не обделён такими качествами, как гордость и независимость. Он часто кидается из крайности в крайность, с упорством доказывает свою точку зрения в спорах, дорожит честью. Весьма показательным является эпизод, когда он, еще молодой юнкер, обличает вора, уважаемого и знатного офицера, который пользовался своим положением, чтобы красть деньги. Тогда он настоял на его увольнении, хотя все вокруг были против Ростова и хотели замять дело. С огромным трудом его уговорили извиниться перед командиром, с которым у него произошло объяснение насчет воровства. И все же полковая общественность положительно относится к Ростову, потому что он благородный и воспитанный, он любит свою семью. И отношение общества даёт герою повод немного возгордиться собой, но эта гордость не выливается в резко отрицательное качество. Она, скорее, служит неким контрастом, чтобы напомнить читателю, что абсолютно идеальных людей не бывает. Так, разорившийся Николай был готов пожертвовать своим счастьем с Марьей только потому, что считал недостойной женитьбу богатой невесте в своем положении. Лишь благодаря самой Марье в конце романа мы видим Николая счастливым – у него прекрасная семья: любящая и преданная жена, дети, для которых Ростов старается сделать всё самое лучшее.
    5. Вера Ростова. Старшая дочь Ростовых кажется будто лишней в этой простой семье. Причиной этого является строгость её матери. Когда Вера была ребёнком, графиня Ростова не проявляла достаточно любви к своей дочери, поэтому девушка отдалилась от семьи. Среди родственников героиня чувствует себя отстранённо, но не особо старается что-то с этим сделать – она гордая и самостоятельная девушка. Веру нельзя назвать отрицательным персонажем, она, скорее, жертва обстоятельств. Она прячет все свои чувства за маской ледяной красавицы и не может поделиться своими переживаниями даже с родными. Гордость совсем не помогает девушке, а отягощает её жизнь.
    6. Марья Болконская. Марья – чистая и благородная героиня. Она отзывчивая и милая и, на первый взгляд, в ней совсем отсутствует всякая гордость. Но на самом деле, Марья не лишена как гордости, так и самоуважения. К девушке сватается Анатоль Курагин – эгоистичный и легкомысленный молодой человек. Он не любит Марью и хочет жениться лишь из-за денег. Его больше привлекает мадемуазель Бурьен – компаньонка Болконской. О симпатии Курагина к Бурьен догадывается граф Болконский и говорит своей дочери: «Этот болван о тебе не думает <…> нет у тебя гордости!». Но, когда Марья увидела Бурьен в объятиях Анатоля, она не смирилась с поведением молодого человека. Когда её отец и Василий Курагин попросили дать ответ на предложение, она отказалась, хоть и планировала изначально согласиться, ведь боялась не получить второго предложения из-за отдаленности от света и своей неказистой внешности. Марья уважает себя, но проявляет гордость только в крайних случаях из-за природной деликатности. Еще один эпизод не менее показателен в этом отношении: когда компаньонка предложила княжне просить заступничества у французских генералов, она с негодованием отказалась. Марье была свойственна гордость за свою фамилию. Поэтому можно сказать, что героиня, помимо скромности и смирения, обладает ещё самоуважением и гордостью, но не выставляет их напоказ.

Автор: Алина Садекова

Читайте также:

1 комментарий

  1. Екатерина:

    Спасибо огромное за отличную статью!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *