Аргументы из рассказа «Юшка» для сочинения
«Юшка» — трогательный, но невероятно тяжёлый рассказ Андрея Платоновича Платонова. В центре повествования — история помощника кузнеца по прозвищу Юшка, который всю жизнь подвергается насмешкам и травле. Люди считают его непохожим и блаженным, вымещают на нём злобу и раздражение. Однако после его трагической смерти выясняется, что Юшка на протяжении многих лет помогал сироте, отдавая все сбережения на оплату обучения и проживания. Казалось бы, такой маленький рассказ, но автор поднял множество сложных тем. Аргументы из этого произведения могут пригодиться при написании экзаменов и итогового сочинения, а Многомудрый Литрекон поможет разобраться, какие вопросы раскрывает «Юшка».
- Толерантность и терпимость. На нашей планете живёт около восьми миллиардов человек, и каждый из них уникален. Несмотря на многообразие, есть и «другие» люди, не вписывающиеся в общие рамки, скрытые от посторонних глаз, гонимые и отвергаемые обществом: люди с инвалидностью, тяжёлыми заболеваниями, психическими расстройствами, аутизмом, хромосомными мутациями. Несмотря на социальную поддержку, человечеству предстоит огромная работа, чтобы принять тех, кто на них не похож. На протяжении многих веков «другие» люди жили под стигмой, и Юшка — один из них. Он не похож на остальных: отстраненный от общества, необщительный, странный и юродивый, до абсурда терпеливый и добрый. Над ним издеваются, а он говорит, что это проявление любви. Как это можно понять простому человеку? Можно не понимать, ведь в чужую голову не залезешь, но относиться с принятием и терпимостью — обязанность каждого. Юшка учит нас тому, что не все странное и непонятное — плохо, а за каждым «другим» человеком скрывается личность
- Злоба и безнравственность. Тема нравственности в «Юшке» раскрывается через противопоставление образов городских жителей и главного героя. С одной стороны, читатели видят нравственные нормы общества, где поощряются издевательства над слабыми, жестокость и насилие. Дети нападают на Юшку, кричат на него, смеются, толкают, кидаются камнями и землёй. Они не останавливаются, даже когда делают слишком больно, а отсутствие негативной реакции разжигает в них ещё больше злобы. Поведение взрослых не отличается. Пожилые люди, напившись или просто со злобы, обвиняют во всём «странного» мужчину и оправдывают этим насилие. Даже дочь кузнеца, знающая Юшку лучше остальных, в конце концов желает ему смерти. Кульминацией жестокости становится убийство — впервые в жизни Юшка рассердился, за что был убит прохожим.
- Доброта. С другой стороны, перед читателем предстаёт образ истинной нравственности — сам Юшка. Он прощает обиды, не отвечает злом на зло, искренне любит людей, природу и весь мир. Слабый и хилый мужчина способен видеть красоту в простоте, жертвовать собой ради чужого блага. Целыми годами Юшка работает, чтобы отправлять деньги сироте, получающей образование. Он пьет воду, чтобы она могла пить чай с сахаром, каждое лето берёт отпуск на месяц, чтобы проведать девочку. Платонов показывает, что истинная нравственность не в общественных нормах, а чистоте души и бескорыстной любви.
- Воспитание. Платонов раскрывает ещё одну важную тему — воспитание подрастающего поколения. Родители учат детей не только говорить, ходить и читать, но и являются первой ролевой моделью, закладывают моральные ценности и модели поведения. Именно поэтому так важно своим примером показывать, каким должен быть человек: добрым, способным к состраданию, защищающим слабых, толерантным и терпимым. В произведении «Юшка» родители не останавливают насилие со стороны детей, поощряют жестокость, а самого Ефима и вовсе приводят в пример того, каким быть не надо. Но они ведь не знают, какой мужчина на самом деле, опираются лишь на поверхностные суждения и оценивают его не по поступкам, а по внешнему виду. Юшка воспитал в сироте прекрасного человека. Она выучилась на врача, чтобы излечить болезнь лёгких, всю жизнь мучившую Юшку. Так девушка хотела отблагодарить своего спасителя, который не только пристроил её в московскую семью и школу, но и отдавал деньги, чтобы она могла беззаботно жить и учиться. Влияние Юшки оказалось настолько глубоким, что девушка осталась в городе и продолжила его дело — бескорыстно помогала тем, кто в этом нуждался.
- Природа человеческой жестокости. При чтении «Юшки» каждый из нас задавался вопросом: почему люди такие жестокие? Платонов даёт ответ на этот вопрос. Потому что они радуются, когда с человеком можно делать, что хочешь, и не получать ответ. И это касается не только художественного произведения, но и реальной жизни. Слабый, не дающий отпора человек встречается с физическим и психологическим насилием на протяжении всей жизни: в школе, университете, интернете, на работе и улице. Поэтому так важно учиться защищать себя и близких. Жестокость порождается также атмосферой в обществе. Устав от тяжёлой жизни и нищеты, люди вымещают свою злость на беззащитном Юшке. Особенно показательна детская жестокость. Дети, живущие в атмосфере насилия, постоянно издеваются над Юшкой, бросая в него камни, ветки и землю. Жестокость передаётся по наследству, и нет никого, кто был бы способен остановить круговорот злобы. Даже когда Юшка трагично погибает, жестокость в сердцах людей остаётся, но теперь они глумятся друг над другом.
- Равенство людей. Несмотря на своё бедственное положение, тяжёлую болезнь и общественное осуждение, Юшка до самого конца верит в равенство всех людей перед жизнью. Он не считает себя хуже других, хотя на протяжении всего повествования его постоянно пытаются убедить в обратном, верит в то, что народ его любит, а в кузне он незаменимый помощник. Однажды Юшка решается отстоять свои права и говорит озлобленному прохожему важные слова: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…» Ефим действительно родился так же, как и все, из чрева матери, честно выполняет свою работу и приносит пользу обществу. Встретившись с непониманием и неприятием, он говорит, что не он равняет «нормального» человека с собой, а по праву рождения все и так равны. Именно эти слова вызывают ярость у прохожего и приводят к трагичной смерти. Так показана неготовность общества принять идею равенства всех людей, особенно тех, кто отличается от большинства.
- Любовь к природе. Хотя любовь к природе не является центральной темой произведения, она является важной составляющей личности Юшки. Он любит окружающий мир, наслаждается запахом травы, леса и цветов, с удовольствием наблюдает за облаками и слушает голос рек. Это помогает ему забыть о своём недуге — чахотке. Поразительно, с какой нежностью Юшка относится к природе. Уйдя далеко от городской суеты, он больше не боится открыто показывать свою любовь: склоняется к земле и целует цветы, но так, чтобы не испортить их; гладит древесную кору и поднимает с тропинки насекомых, чувствуя себя без них осиротевшим. Пение птиц, стрекот насекомых и благоухание цветов помогают ему отстраниться от жестокого общества, отдохнуть от болезни и почувствовать себя живым. Одной сценой Платонов показывает исцеляющие силы природы и важность заботы об ней, ведь она прекрасна и лишена жестокости.
- Прощение и сострадание. Образ Юшки — олицетворение христианского всепрощения. Мужчина не просто прощает обидчиков, но и искренне жалеет их, понимая, что они не умеют выражать свои чувства иначе. Агрессию он считает плодом «слепого сердца», неспособного правильно выразить любовь, и сам не видит смысла в том, чтобы отвечать злом на зло, предпочитая подставлять вторую щёку. Во всепрощении Юшки заложен глубокий философский смысл – он считает, что рождён для того, чтобы помогать людям. Даже после смерти его прощение находит продолжение в поступках девушки-врача, выбравшей бескорыстно помогать тяжелобольным людям. Возможно, она знает о трагических обстоятельствах гибели названого отца, но это не сбивает её с пути, которому следовал Юшка. В конце концов общество постепенно меняется, и мужчину вспоминают как доброго человека, вырастившего прекрасную дочь. Так Платонов показывает, что прощение способно победить человеческую жестокость, даже если слишком поздно.
- Благородство. Кого можно назвать благородным человеком? Того, кто сочетает в себе доброту, любовь, сострадание и способность к милосердию и бескорыстной помощи. Таким человеком можно назвать Ефима, который отказывается от обычных удовольствий и экономит на себе, чтобы вырастить осиротевшего ребёнка. Несмотря на хроническую болезнь лёгких и физическое истощение, он трудится в кузнице, чтобы накопить денег на год проживания и обучения девочки. Юшка живёт на кухне, питается простой пищей, которую ему даёт кузнец, носит одну и ту же одежду годами и не покупает даже обувь. Окружающие удивляются его образу жизни и не понимают, зачем он это делает, но у этих поступков есть благородная цель — сделать так, чтобы девочка, потерявшая всё, не знала горестей жизни, хорошо питалась, училась и могла позволить себе простые удовольствия. Юшка погиб, но его идеи продолжают жить в сердце девушки-врача. Платонов показывает, что истинное благородство — это способность жертвовать собой ради других.
- Любовь и милосердие. Любовь Юшки бескорыстна и всеобъемлюща. Он любит людей, которые относятся к нему с жестокостью, природу, которая помогает ему преодолеть невзгоды и забыть о болезни, девочку-сироту, ради которой он готов тяжело работать и терпеть лишения. Ефим видит красоту в окружающем мире и ценит каждое мгновение жизни, какой бы скверной она ни казалась. Образ девушки-врача показывает, что любовь способна передаваться от человека к человеку, делать мир лучше, создавая цепочку добра. Но Платонов раскрывает любовь не только как прекрасное чувство, но и показывает её извращенное проявление. Юшка верит в то, что жестокие и глумливые люди на самом деле любят его, но их любовь слепа, и они не знают, как её выразить правильно. Действительно, люди любят мужчину, но как объект для выплескивания негативных эмоций. Им становится хуже, когда он погибает, ведь теперь нет того, над кем можно издеваться и оставаться безнаказанными. Любовь бывает разной, и Платонов показывает разносторонность этого чувства, чистого и искажённого людским восприятием.
- Внешность и внутренний мир. Произведение учит читателей, что не всегда обложка соответствует содержанию. Юшка — человек, поражённый тяжелым недугом. Он низок и худощав, носит ветхую, порванную и грязную одежду, у него постаревшее и сморщенное лицо, покрытое редкими седыми волосами. Этот портрет не соответствует понятию «красивого» человека, но делает ли это Юшку плохим человеком? Как и все, Ефим достоин любви, сострадания, человеческого отношения. За некрасивой внешностью скрывается красивая душа: Юшка проявляет невероятную доброту, самопожертвование и мудрость. Он прощает обидчиков и искренне любит людей, экономит на себе, чтобы содержать осиротевшую девочку. Это поистине благородные поступки. Здоровые и красивые люди в этом произведении показаны злыми, чёрствыми, лишёнными всякой чести. Они издеваются над слабым Юшкой, высмеивают его и распространяют зло. Так Платонов показывает, что истинная красота заключается не во внешности, а в душевных качествах и поступках.
Автор: Софья Феофилова