Аргументы на тему: Смысл жизни (для итогового сочинения)

Многомудрый Литрекон подготовил новый список примеров из литературы для сочинения по направлению «Разговор с собой», направленный на раскрытие тематического блока «Смысл жизни». Безусловно, любую тему можно раскрыть с разных сторон. А данное направление тем более представляется весьма широким. По этой причине Многомудрый Литрекон выбрал разнообразные варианты тезисов, которые помогут сузить представленную тему, и обозначил их в микровыводах после каждого аргумента, а также в подзаголовках.

Как найти смысл жизни?

  1. «Война и мир» Л.Н. Толстой. Поиском смысла жизни был занят князь Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». В самом начале произведения читатель видит героя, который не понимает, ради чего он существует на этом свете. Ему опостылела жизнь, так что он отправляется на фронт – воевать. Во время первых сражений Болконский стремится прославиться, заслужить одобрение в глазах начальства. Ему кажется, что в этом и есть его цель. Впоследствии читатель убеждается, что это ложная мысль, ложное стремление. В действительности слава и признание окружающих вовсе не обуславливают бытие князя Андрея. Служба не приносит ему удовлетворения от жизни, не делает её осмысленной. Понять свое заблуждение и найти решение проблемы Болконскому помогает страдание, испытанное на поле боя. После аустерлицкого сражения герой, раненный в битве, лежит на земле и смотрит на небо. И в этот момент – крайне важный и переломный – Болконский осознаёт, что раньше он лишь «бежал» в суматохе дней. «Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения», – заключает князь Андрей. Так, герой нашел смысл жизни через страдания и испытания: получив богатый жизненный опыт, он научился видеть мир и себя в нем более ясно.
  2. «На дне» М. Горький. Пьеса Максима Горького  «На дне» подобна некоей наглядной энциклопедии судеб людей, которые утратили смысл жизни. У них нет высоких целей, они ни к чему не стремятся. У каждого героя свой путь, своя история того, как они опустились на это «дно» и оказались в ночлежке. Кажется, они ещё не утратили надежду на светлое будущее. Но стоило страннику Луке возродить в сердцах стремление к лучшему уделу, как некоторые из его слушателей действительно стали исправляться. Так, Актер принял решение вернуться на сцену и избавиться от алкоголизма. Ради этого нового смысла бытия он смог побороть свое пристрастие на несколько дней, сделал первые шаги на пути к обещанной Лукой бесплатной больнице. Однако когда он узнал, что ему и дальше придется самому бороться за счастливое будущее, без волшебных больниц и снадобий, он пал духом и ушел из жизни. Оказалось, что никто из обитателей дня не готов прилагать усилия, чтобы исправить своё бедственное положение. Их поиск смысла жизни заканчивается на мечтах о лучшем, которые ничем не подкреплены в реальности. К сожалению, эти люди в большинстве своём уже нравственно погибли. Таким образом, человек ответственен за свою жизнь. Чтобы чего-то добиться и куда-то прийти, нужно идти и трудиться. Смысл бытия можно постичь только в результате самостоятельной внутренней работы над собой, другие люди не могут придумать его за нас, как бы ни старались.

В чем смысл жизни?

  1. «Война и мир» Л.Н. Толстой. Вся сюжетная линия князя Андрея Болконского в романе-эпопее представляет себе путь героя к обретению истинного смысла жизни. И этот путь тяжёл, разнообразен: это война, то самое знаменательное сражение при Аустерлице, встреча давнего и настоящего друга Пьера Безухова в Богучарове, знакомство с Наташей Ростовой. К нему приходит осознание, что смысл его жизни вовсе не в собственном успехе, а в спокойной и умиротворённой жизни, в обретении любящей семьи. В последние дни жизни герой смог найти гармонию в себе и в окружающем мире. Он простил и всем сердцем полюбил Наташу, примирился со всеми обстоятельствами и чувствами, осознал выполненный по отношению к Родине долг. Для счастья человеку нужен человек, жизнь должна быть посвящена не только себе самому – к таким выводам приходит Андрей Болконский, найдя свой смысл жизни в бесконечном потоке любви.
  2. «Слепой музыкант» В.Г. Короленко. Герой повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» – незрячий мальчик Петруся. С самого детства его жизнь непроста из-за его недуга. Но он вовсе не отчаивается и вскоре обретает свой смысл жизни. Он находит его в искусстве – в музыке. Услышав однажды, как играет на дудочке конюх Иоахим, Петрусь восхищается, приходит в восторг и осознаёт, что жить без музыки не сможет. Герой самостоятельно прикладывает усилия и стремится к тому, чтобы найти своё предназначение и свои цели. Он проходит долгий путь и в итоге становится известным и талантливым пианистом. Однако искусство – не единственный смысл жизни героя. Кроме своего любимого дела, Петрусь обретает семью – жену и ребёнка. И две этих составляющих – любимое занятие и близкие люди – приносят истинное счастье Петру. Это и есть его смысл жизни. 
  3. «Матрёнин двор» А.И. Солженицын. Главная героиня произведения Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор» – Матрёна. Сам автор считает женщину настоящим праведником – на таких, как она, держится многое в мире. Матрёна посвятила всю свою жизнь помощи другим людям. Сначала она пожертвовала любовью к Фаддею, чтобы помочь его семье в трудные времена. Потом она стала приемной матерью для одной из его дочерей и выделила ей большую часть избы в качестве приданого. Все время женщина появлялась там, где было нужно ее участие, и безропотно отдавала всю себя во благо общего дела. Она ничего не требовала взамен, не искала собственной выгоды, не гналась за прибылью или материальными ценностями. При этом героиня была действительно счастлива, потому что у неё была возможность сделать окружающих более радостными или даже счастливыми. Её смысл жизни заключался именно в этом. 

К чему ведет отсутствие смысла жизни?

  1. «Обломов» И.А. Гончаров. Главный герой произведения – Илья Ильич Обломов. Его судьба  – это пример истории, когда человек так и не смог найти смысл жизни, а со временем и вовсе перестал искать его. Жить и развиваться без цели человек не может. Когда он ни к чему не стремится, он нравственно погибает. Так случилось и с Ильей Ильичом. Больше всего он любит праздно лежать на своём любимом диване. Погубило Обломова отсутствие действий и целей. Он совсем не прикладывает усилий, чтобы что-то поменять в жизни или чего-то добиться. Желая сохранить Обломовку и разобраться с хозяйственными делами, он откладывает все это на потом и во всем зависит от Андрея Штольца, который и делает за него всю работу. Илью Обломова не спасла даже любовь к Ольге Ильинской. Он хотел брака с нею, но так ничего и не сделал для этого. Так, герой нравственно умер, даже не пытаясь спастись. Выбрав спокойное прозябание на диване, праздность и зону комфорта, Илья Ильич пустил на самотек судьбу близких ему людей — жены и сына. Его смерть от такого образа жизни была лишь вопросом времени, и он выбрал ее — самый легкий и приятный путь из всех возможных. Это и есть подтверждение нравственной деградации героя: даже семья не мотивировала его меняться к лучшему. Таковы последствия отсутствия осмысленности бытия. Если человек не прилагает усилий, не ставит цели, его жизнь меркнет, теряет смысл и ведет к деградации личности.
  2. «Человек в футляре» А.П. Чехов. В рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» учитель гимназии Буркин рассказывает историю о своём коллеге – Беликове, который преподавал в школе греческий язык. Главная черта этого героя – его враждебность ко всему, что не входило в список того, что «правильно». Эта ограниченность завела героя в нравственный тупик: он не имел смысла жизни и существовал по инерции, просто потому, что это прилично и дозволено. Герой боялся любого действия, которое не предусмотрено какими-то законами или правилами. Беликов словно выстроил вокруг себя «футляр» из норм и догм сомнительной важности, которые не давали ему задуматься над более важными вещами — семьей, призванием, любовью. Он не выходил из этой оболочки и вовсе не стремился к обретению счастья, закрываясь от мира галошами, очками, зонтиком и пальто.  Его единственная попытка прорвать заслон — ухаживания за Варей — была задушена новыми комплексами и предрассудками. Ради второстепенных приличий он пожертвовал первостепенным чувством. Его страхи взяли над ним верх и встали у него на пути к поиску истинного смысла жизни, поэтому он просто умер в одиночестве, никем не оплаканный и не любимый. В итоге его похороны были встречены вздохом всеобщего облегчения: таковы последствия бесцельного прожитого пути человека.

Может ли эгоизм быть смыслом жизни?

  1. «Крыжовник» А.П. Чехов. Герой рассказа Антона Павловича Чехова «Крыжовник» – Николай Иванович Чимша-Гималайский. Поиском смысла жизни он вроде бы не был занят, ведь давно уже понял, чего желает. Его предел мечтаний – это собственный домик и непременно с крыжовником, растущий в саду. Николай Иванович экономит, копит деньги на свою усадьбу. Он не только сам голодает, но и жену заставляет делать то же самое. Женщина вскоре умерла от такого существования. Однако это событие не тронуло героя – он занят только своим желанием. В какой-то момент Николай Иванович достигает цели. Счастлив ли он? Да, ведь со слезами радости на глазах вкушает свой крыжовник. Но жизнь его не приносит пользы ни ему самому, ни тем более окружающим. Более того, его легкомыслие, эгоизм и самомнение героя приносят вред другим людям: он сутяжничает с соседями, спаивает крестьян. Но самое важное, что подметил его старший брат, заключается в том, что он деградирует от сытой барской жизни, ведь ничем не занимается, ни о чем не думает. Поэтому брат Николая Ивановича – Иван Иванович – от лица которого ведётся повествование, приходит к выводу, что смысл человеческой жизни состоит не в услаждении собственных желаний, а в том, чтобы заботиться об окружающих. Это подтверждает следующая цитата: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
  2. «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин. Герой рассказа И.А. Бунина – безымянный господин из Сан-Франциско. Это человек, который жил ложными ценностями. Своим смыслом жизни он сделал деньги, наслаждение и развлечения. Он не обращал внимание на окружающих, его не заботили чужие судьбы, поэтому он так далек от своей семьи, и их первый совместный отдых состоялся лишь в преклонном возрасте, когда силы покинули человека. Господин из Сан-Франциско умирает в самом начале вояжа, так и не познав истинного счастья, ведь настоящее счастье неразрывно связано со смыслом жизни, которого у него не было. Он все откладывал семью, самообразование, путешествия и другие прекрасные, вдохновляющие нас вещи на потом, растеряв все время на приобретение материальных ценностей. Герой этого произведения не думал ни о чём, кроме денег, поэтому не добился ничего, кроме внушительного банковского счета. Ни уважения общества, ни любви семьи он так и не испытал, а потому возвращался домой в ящике из-под содовой, пока на верхней палубе прожигали дни такие же недальновидные люди, как он. В погоне за прибылью он даже не стремился выйти за эти рамки и достичь большего. Деньги заботили его больше, чем люди. Сначала господин из Сан-Франциско погиб нравственно, а вскоре и физически. Его эгоизм привел к тому, что жизнь была прожита напрасно: герой не получил того, чего хотел, и не сделал ничего, что могло бы послужить его самореализации в этом мире. Автор подчеркнул обреченность такого общества названием судна «господина» — «Атлантида». люди, погрязшие в себялюбии и жадности, исчезнут без следа и итога, как и затерянная страна.

Почему людям трудно найти смысл жизни?

  1. «Евгений Онегин» А.С. Пушкин. Евгений Онегин – первый «лишний» человек в русской классической литературе. Он всю жизнь пытался понять своё предназначение, но в итоге лишь окончательно запутался и остался несчастен. Любое занятие приносило ему или тоску, или разочарование – или и то, и другое сразу. Он интересовался всем, но ничем не увлекался всерьез из-за своей инфантильности и ветрености. Выбирая новое дело, среду, людей, увлечение, Евгений не хотел нести ответственности за результат и идти к нему тернистой тропой. Из-за пресыщенности и лени души поиск смысла жизни Евгения Онегина ничем не увенчался. Большую часть жизни он был занят развлечениями, светскими мероприятиями и иными видами отдыха. И даже настоящая любовь не может помочь герою, потому что он и ее боится. Таким образом, трусость, легкомыслие и инфантильность делают Евгения несчастным, а поиск смысла жизни – безуспешным и незавершённым. 
  2. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов. Главный герой повести Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Александрович Печорин. Подобно Евгению Онегину в романе А.С. Пушкина, этот герой стремится осознать, для чего он живёт, но приходит к выводу, что он лишь «топор в руках судьбы», который занимается только тем, что причиняет боль окружающим, развлекая себя приключениями за счет их страданий. Печорин холоден, скуп на эмоции, эгоистичен – это качества не дают ему возможности стать по-настоящему счастливым. Он отталкивает даже тех, кто действительно любит его. Поэтому герой оказывается крайне одинок. Но почему же? Григорий достаточно умен, чтобы найти причину своих ненастий, но не имеет воли и мотивации измениться к лучшему. Он не хочет становиться другим и находит мрачное удовольствие исследовать глубины своих пороков. Гораздо легче оставить внутренние изъяны неприкосновенными, чем бороться с ними путем ежедневных ограничений и усилий. Таким образом, Печорин не сумел и не захотел применить свои навыки и знания для того, чтобы обрести цель в жизни, а вместе с ней – смысл. Чтобы пройти этот непростой путь, человек должен полностью управлять собой, направлять себя все выше и выше, а далеко не все готовы трудиться ежедневно и ограничивать свои пороки. Этот процесс сложен, как и любая постепенная, упорная и постоянная работа. Но только так человек сможет понять, что для него по-настоящему значимо. 

Автор: Мария Сербина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector