Образ Варвары в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)
(520 слов) Варвара Кабанова – героиня драмы «Гроза», дочь купчихи Кабановой (Кабанихи). Она находится под гнетом деспотичной матери, как ее брат Тихон и его жена Катерина. Однако умная и хитрая девушка находит способ примирить свои потребности с деспотизмом и ханжеством матери. Она скрывает свои истинные чувства и мысли, обходит запреты, но внешне сохраняет покорность. В темном царстве она чувствует себя гармонично, ведь скрывает свою сущность в его тени. Образ Варвары точно характеризует нравы Калинова и его перспективы, поэтому он так важен для понимания пьесы.
Главная черта, характеризующая Варвару, — двойственность. Она ведет двойную жизнь: днем разыгрывает покорность воле матери, а по ночам гуляет с возлюбленным и отвергает все запреты Кабанихи. Варвара втайне не подчиняется ей и развлекается с Кудряшом. Девушка выкрала ключ от калитки и подложила другой. Однако внешне Варвара покорна, как и ее брат Тихон, матери не перечит, ее девиз:
«Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Личность матери Варваре понятна, она прекрасно осознает, что Кабаниха – домашний тиран, которая делает вид святой. Дочь не вступает с ней в открытую конфронтацию, действует скрытно, однако все же не соглашается с каждым словом матери, как это делает Тихон. Отворачиваясь в сторону, Варвара часто критикует реплики Кабанихи и говорит что-то наперекор. Она не принимает устои Калинова, но бессознательно повторяет в себе его порочные черты: лицемерие, эгоизм, беспринципность.
С женой брата Катериной у Варвары хорошие отношения, они стали подругами. Варвара способствует развитию отношений своей родственницы и Бориса, дает ей ключ от задней калитки, уговаривает Катерину забыть об условностях. Она понимает, что Катерине тяжело в этом доме, но не может разделить ее стремления к правде и настоящим чувствам. Варвара приспособилась и предлагает Катерине поступить точно так же.
Несмотря на то, что Варвара вроде бы получает нужную ей тайную свободу, в действительности она вряд ли счастлива. Возлюбленный Кудряш для нее – это не настоящая любовь, а скорее возможность скрыться. Их отношения мало чем отличаются от отношений других в этом закостенелом мире, где нет места настоящим чувствам. Это показано, например, в ремарке:
«Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого».
Подобная реакция на своего любимого говорит говорит не столько о длительности отношений, сколько о том, что они не представляют большого интереса для обоих.
Публичное признание в измене Катерины привело к тому, что ее заперли дома, подвергали побоям и унижениям. Она не могла выносить все это и прилюдно покончила с собой. Индивидуальный бунт Катерины всколыхнул всех окружающих. Варвара тоже предприняла попытку бунтовать: она убежала с Кудряшом. Это была реакция на ужесточение порядков в доме. Варвара даже осмелилась угрожать матери, сказав: «Хуже будет». Является ли это бегство действительно избавлением от старого мира – сказать трудно, однако это решительный шаг против Кабанихи. Варвара подорвала ту ханжескую уверенность, с которой Марфа Игнатьевна осуждала других. Теперь любой мог сказать купчихе, что ее собственная дочь ничуть не лучше гулящей невестки.
Варвара отличается сообразительностью, хитростью, скрытностью и умением приспосабливаться к ситуации. Эту героиню нельзя оценить однозначно: с одной стороны, она хорошо относилась к Катерине, поддерживала ее. С другой стороны, ее поддержка не привела ни к чему хорошему, она продвигала идею лжи (хоть и говорила, что научиться лгать ей пришлось). Варвара – жертва Кабанихи, у нее не было сил восстать против этого уклада, но хватило для того, чтоб попытаться спасти себя.
Автор: Мария Копусова