Аргументы на тему: Почему важно помнить своё прошлое? (для итогового сочинения)

Многомудрый Литрекон составил для тебя подборку аргументов из литературы, иллюстрирующих тему сочинений по направлению «Забвению не подлежит» — «Почему важно помнить своё прошлое». Направление – это нечто даже более широкое, чем некая конкретная тема. Так что раскрывать направление и сужать его до какой-либо мысли проще, если брать конкретную тему, смысл которой будут сохранять многие другие формулировки на экзамене. Для каждой из них нужны свои примеры из литературы – будь то итоговое сочинение или эссе на ЕГЭ по русскому языку. Ниже Вы найдёте не только список подходящих произведений, примеры из них. но и микровыводы, с помощью которых можно понять, какой использован тезис.

  1. «Реквием» А.А. Ахматова. Американский философ испанского происхождения Джордж Саянтана некогда сказал так: «Кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его снова». Это действительно так. Слова мыслителя подтверждает произведение Анны Андреевной Ахматовой «Реквием». В нём поэтесса запечатлела страшное время политических репрессий. Людей отправляли в ссылку, расстреливали, держали в тюрьмах без обвинения и доказательств. И часто это были несправедливые приговоры. Страдали и сами обвинённые, и их родные и близкие. Своим «Реквиемом» Анна Ахматова отдала дань, словно поставила словесный памятник всем матерям, женам, сестрам, возлюбленным, которые так же, как и она, потеряли детей в период сталинских репрессий. Более того, поэтесса на долгие годы оставила в литературе, в культуре напоминание о том страшном времени, о тех ужасающих событиях, чтобы следующие поколения не забывали о кошмарном опыте, о народном горе и не повторяли этих ошибок. Поэтому следующая смена власти в нашей стране (переход от СССР к современной России) прошла бескровно: новые политики не стали мстить старым, а сосредоточили свои усилия на развитии страны. Мы учли опыт прошлого и не повторили его ошибок.
  2. «Война и мир» Л.Н. Толстой. Одно из самых страшных событий, которое может случиться в истории государства и его жителей, – это война. А потому важно помнить своё прошлое – в особенности такие ужасающие и наводящие ужас страницы. Это напоминание будущим поколениям о том, что может случиться, если повторить ошибки былых лет. Это некий урок, который необходимо выучить, чтобы, быть может, сохранить и спасти жизни многих людей, вырастить счастливый народ, который не знает бед, потому что отлично помнит беды предков. В своём романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой запечатлел одну из таких страшных страниц в истории нашего государства – Отечественную войну 1812 года. Войну, которая разлучала семьи и возлюбленных, войну, которая уносила жизни, войну, которая разрушала памятники культуры. В конце концов, войну, которая сожгла Москву. Изображая страшные картины бедствий по всей Европе, автор учит нас тому, что будущее в наших руках, и мы в силах предотвратить глобальные вспышки агрессии. Такие события, как война, забвению не подлежат, чтобы они не повторились вновь. Вспоминаются слова самого Льва Николаевича Толстого, он пишет, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Единственная форма борьбы, которую понимает писатель – это оборонительная война, когда люди защищают свою родину. Такой была Отечественная война 1812 года для России. Таким образом, прошлое, которое увековечил писатель, учит нас избегать вооруженных конфликтов вновь, но в то же время защищать свою страну в минуты опасности.
  3. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков. Важно помнить не только недавнее прошлое, но и события, которые случились несколько тысячелетий назад, однако были достаточно значительны и поучительны. Ведь только так человечество сможет развиваться и не повторять ошибок прошедшего. Яркий пример можно найти в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный герой – Мастер. Он писатель, который работает над созданием романа о Понтии Пилате – прокураторе Иудеи, жившем огромное количество веков назад. Считается, что именно он приговорил Христа к смертной казни. Но по сюжету М.А. Булгакова, подсудимым становится некий Иешуа. Мужчина ни в чём не виноват. И Пилат понимает это. Однако желание сохранить свою должность, чин, звание, почтение берут верх над прокуратором. За несправедливо вынесенный смертный приговор Понтий Пилат жестоко расплачивается – ему даруют вечную жизнь и вечные страдания, вечную головную боль и страх. Безусловно, в «Мастере и Маргарите» автор использовал большое количество мистических и фантастических элементов. Однако за всеми ними кроется реальная история, достоверные факты. А такой литературный приём был использован для того, чтобы изобразить всё это более наглядно и доступно для читателя. Благодаря этому становится очевидно, что за лживые поступки непременно следует наказание. Быть может, если бы все помнили о о судьбе Понтия Пилата, в мире было бы меньше обмана и несправедливости. Ведь люди учились бы на ошибках прошедших годов и даже веков и не повторяли бы их. Кроме того, не стоит забывать о мнении, что история циклична. Например, аналогом тирания Кесаря, описанной Мастером в романе, в XX веке стала советская диктатура. У людей есть возможность прервать «порочный круг», если они будут бережно относиться к истории и событиям прошлого и выносить значимые уроки.
  4. «Судьба человека» М.А. Шолохов. Ещё одно литературное произведение, в котором читатель находит отражение страшных событий войны, – это рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». В нём описана судьба главного героя – Андрея Соколова – во время и после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Он работал шофёром, у него была прекрасная семья – жена, трое детей. Но война забрала всё самое дорогое у Андрея – его близкие люди погибли. Сам же Соколов попал в плен к фашистам. Однако там он проявил себя как настоящий герой: не стал унижаться перед врагом, не стал пить и поднимать тост за «победу немецкого оружия». Более того, несмотря на страшные события войны, герой сумел сохранить в себе настоящего человека и способность искренне любить. После войны он усыновил мальчика-сироту. Так он избавил от одиночества и себя, и маленького человека, оставшегося без родителей. Стоит обратить внимание на то, что рассказ М.А. Шолохова основан на реальной истории. Таким образом, писатель напоминает, сколько бед было пройдено в прошлом, и показывает пример того, как ведут себя и поступают настоящие Люди, достойные и благородные личности. Такие истории и судьбы замечательных и добрых людей – это драгоценный опыт, который у грядущих поколений есть возможность черпать из прошлого. Именно поэтому важно помнить свои корни: они мотивируют нас поступать правильно и демонстрируют нравственные ориентиры.
  5. «Тихий Дон» М.А. Шолохов. Война между разными государствами – это кошмар наяву, однако есть и другая форма войны – не менее, а иногда даже более страшная и разрушительная. Это гражданская война – противостояние жителей одной и той же страны, взгляды которых в чём-то кардинально различаются. К сожалению, наше государство этот недуг не обошёл стороной. О Гражданской войне 1917-1922 гг. написал свой роман Михаил Александрович Шолохов. В «Тихом Доне» он без прикрас изобразил ужасы этого события – сломанные судьбы, несчастные люди, разрушенные семьи, родные и близкие, которые воюют друг против друга, ранят, убивают. В этом романе читатель видит трагедию целого народа на примере главного героя – донского казака Григория Мелехова. За время Первой мировой войны 1914-1918 гг. и Гражданской войны он потерял семью, близких людей, возлюбленную, надежды на светлое будущее. У него остался один только сын – единственная опора и радость в жизни человека разочарованного, вымотанного и уставшего. В действительности таких людей, как Гриша Мелехов из «Тихого Дона», со столь печальной и несчастной судьбой, в тот период, который описывает М.А. Шолохов, было очень и очень много. И следующим поколениям нельзя забывать этот трагический опыт в истории нашего государства, чтобы не повторить таких ошибок. Поэтому важно помнить своё прошлое и учиться договариваться мирно. Нам удалось применить эти уроки и обойтись без кровавого противостояния во время следующего по счету переворота — путча 1991 года.
  6. «Уроки французского» В.Г. Распутин. Помнить своё прошлое важно не только целому народу, но и каждому отдельному человеку. Ведь у каждого свой путь и своя история, которая помогает нам двигаться вперед, к лучшему будущему. Подтверждает эту мысль, например, произведение Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Писатель посвятил повесть своей учительнице французского языка, Лидии Михайловне. Женщина действительно сыграла важную роль в жизни мальчика. Когда главный герой (он же – рассказчик) пошёл в пятый класс в 1948 году. Совсем недавно закончилась страшная Великая Отечественная война. Он жил крайне бедно, часто голодал и нуждался в самых необходимых вещах. Чтобы добыть деньги на покупку молока, необходимого при его диагнозе, мальчик начал играть на деньги. Однажды заметив, как другой игрок жульничает, герой влез в драку и оказался избит. Синяки и ссадины привлекли внимание Лидии Михайловны, которая на удивление не повела ученика к директору. С этого момента учительница старается помочь бедному мальчику – отправляет ему посылки с едой, приглашает на ужин, занимается индивидуально французским языком, чтобы подтянуть его знания в этом предмете и проиграть в азартную игру намеренно, чтобы поддержать гордого ребенка. «Уроки французского» – это невероятно трогательная повесть о настоящих людях, которые остаются добрыми, искренними и помогают другим в тяжёлые послевоенные времена. Когда В.Г. Распутин вырос и стал выдающимся писателем, он не забыл свою замечательную школьную преподавательницу, которая стала для него настоящим другом. Таким образом, автор отдал дань и выразил благодарность дорогому человеку, а также оставил напоминание читателям – помнить своё прошлое и жить достойно, не забывая о своих корнях и не стесняясь происхождения. Именно тяжелые воспоминания мотивируют нас на борьбу с судьбой, и пример успеха писателя из деревенской глуши — яркое тому подтверждение.
  7. «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицын. Александр Исаевич Солженицын – писатель с тяжёлой судьбой. Он не раз был отправлен в ссылку, его литературные произведения запрещались и не печатались. Однако несмотря на всё это, он всё же запечатлел страшные события советских репрессий, оставив горькое напоминание будущим поколениям. Одно из этих напоминаний – рассказ «Один день Ивана Денисовича». Главный герой – простой человек, крестьянин и фронтовик Иван Шухов. Он, как и многие в то время, оказался несправедливо осуждён и отправлен в лагерь. У мужчины осталась в деревне семья, жена. Автор изобразил страшную картину лагерной жизни репрессированных советских граждан. Без вины осуждённые люди вынуждены голодать, страдать, работать на износ, жить в разлуке с близкими людьми. Важно помнить это неприглядное и позорное прошлое нашей страны, чтобы не допустить повторения этого ужаса. Новейшая история подтверждает это: сегодня репрессии государства по отношению к людям сводятся к минимуму. Каждый пример политического произвола становится поводом для дискуссий и общественного осуждения. Многим людям удалось спастись благодаря работе журналистов и правозащитников. Это означает, что уроки прошлого нами не забыты и усвоены. Но если бы мы их проигнорировали, советские репрессии стали бы нормой в современном мире.
  8. «Бородино» М.Ю. Лермонтов. Примеры того, как важно помнить своё прошлое, можно найти не только в прозе, но и в лирических произведениях. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в своём стихотворении «Бородино» запечатлел страшные картины Отечественной войны 1812 года. Кроме того, поэт рисует образы настоящих людей, которые любят свою родину и готовы защищать её до последнего. Вспомним некоторые строки: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы!». М.Ю. Лермонтов желает увековечить подвиг предков и напомнить молодому поколению, как важно и даже необходимо быть достойными людьми. Таким образом, память о прошлом, о былых подвигах и ужасах войны поможет новым людям стать более ответственными и храбрыми, перенять у предков лучшие черты, а также не допустить подобных войн вновь.
  9. «Исповедь хулигана» С.А. Есенин. В лирике Сергея Александровича Есенина всегда есть место упоминанию родины. Особенно, родного села поэта – Константиново. Юноша вырос в простой крестьянской семье, но он по-настоящему любит и свою семью, и место, где родился и провёл детство и отрочество. Одно из наиболее ярких стихотворений, где поэт вспоминает своё прошлое, – это «Исповедь хулигана». Это поистине искреннее произведение – недаром оно называется «Исповедь». Вспомним некоторые строки: «Так хорошо тогда мне вспоминать заросший пруд и хриплый звон ольхи, что где-то у меня живут отец и мать, которым наплевать на все мои стихи, Которым дорог я». Даже став знаменитым поэтом, переехав в большой город, Сергей Есенин не забывает о своей семье, о родном Константинове, о людях, которые были с ним рядом, когда он ещё не добился такого успеха. Он не забывает упомянуть и крестьян его деревни, которых он тоже любит и о которых не перестаёт вспоминать. Юноша признаётся, что «живёт в нем задор прежней вправки деревенского озорника». В конце концов, Сергей Александрович Есенин прямо говорит: «Я люблю Родину. Я очень люблю Родину!». Вот так, помня о своём прошлом, бережно храня его в памяти как ценный опыт и тёплые воспоминания, поэт глядит в будущее, быть может, даже в счастливое будущее, и заканчивает стихотворение такими словами: «Я хочу быть жёлтым парусом в ту страну, куда мы плывём». Память о простом крестьянском происхождении и трудном детстве помогает автору двигаться вперед и достигать поставленных целей.
  10. «Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» – произведение древнерусской литературы, автор которого неизвестен. Оно повествует о глубоком прошлом, о тех событиях, что случились несколько веков назад. Можно подумать, что оно уже устарело. Однако это вовсе не так. Главная мысль поэмы до сих пор актуальна. Один из князей – Игорь – решает, что он может в одиночку победить половцев и снискать себе славу и уважение за невероятный подвиг для государства. Однако он заблуждается. Настоящая сила народа – в единстве, во взаимопомощи. Полк Игоря оказывается разгромлен врагом, сам Игорь – в плену. Особого внимания заслуживает «Золотое слово» князя Святослава Киевского. Это наставление нынешним и будущим поколениям – не вставать против своих близких, не держать обид, помогать друг другу, вместе решать проблемы и бороться с недругами. Этот опыт предков может служить уроком и нашему поколению. Нам важно научиться объединяться и подчинять свои интересы общенациональным нуждам. Поэтому важно помнить своё прошлое и извлекать из него мораль для будущего.
  11. А.К. Толстой, «Князь Серебряный». Порой люди забывают о своих идеалах и принципах по мере взросления и становятся теми, кому не пожали бы руки несколько лет назад. Таким человеком можно назвать и Ивана Грозного. Первые годы его правления были прославлены реформами и победами. Но чем старше становился царь, тем сильнее ослепляла его власть. Автор повести описывает уже тот период времени, когда Иван Грозный окружил себя опричниками и позволил им разорять русские земли. Из-за его действий народ жил в постоянном страхе и подвергался грабительским набегам со стороны новых чиновников. А те бояре, которые рисковали напомнить правителю о прошлом, были унижены и разорены. Но если бы Иван Грозный помнил о начале своего правления, о тех идеалах, которые его вдохновляли, он смог бы исправиться и остепениться. Однако финал книги не идет вразрез с историей: царь пал жертвой своего беспамятства, а вместе с ним и вся страна.

Автор: Мария Сербина

Читайте также:

комментариев 6

  1. Кристина:

    А почему нет аргумента по произведению Бориса Васильева «Завтра была война»?
    Некоторые из того что здесь указана даже не проходят по школьной программе, а произведения «Завтра была война» активно обсуждают на уроках литературы. Тем более что это произведение ярко описывает проблему здесь представлены. Добавьте пожалуйста данное произведение приведённому списку аргументов!

  2. Николай:

    Почему нет Ченгиза Айтматова , его замечательной легенды о манкурте из романа » И дольше века длится день «?

    • Самый Зелёный:

      Спасибо за Ваш комментарий! Но выбор аргумента — вопрос субъективный, и мы не можем добавлять все, что нравится. Мы стремимся дать аргументацию по школьным произведениям, которые знают все.

  3. Иван:

    Добавьте пожалуйста «Князь Серебряный»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *