Аргументы из литературы на тему: Люди на войне
Многомудрый Литрекон представляет аргументы из литературы на темы: Влияние войны на человека; Люди на войне; Проблема человека на войне. Здесь Вы увидите наиболее известные и общепризнанные книги, в которых авторы, очевидцы и участники событий, рассказали о судьбе участника и жертвы боевых действий. Если каких-либо аргументов не хватает, обращайтесь в комментариях, Литрекон добавит их. Приятного просвещения!
- Даниил Гранин и Алексей Адамович «Блокадная книга». Война бессердечна и страшна для любого человека, проживающего на земле, вне зависимости от национальности, расы и убеждений. Но печален факт, что сколько существует цивилизация – столько же люди и воюют. Одним из страшнейших периодов мировой истории является Вторая мировая война. Миллионы жертв: мужчин и женщин, молодых и старых, подростков и детей. Описать страдания и мучения людей во время Великой Отечественной войны, а именно в период блокады Ленинграда, смогли Даниил Гранин и Алексей Адамович в своей «Блокадной книге». Не скрывая правды, авторы описали все ужасы осажденного города. В основу были положены комментарии и рассказы тех, кто прошел через блокаду. Патриотизм и вера в армию сделали помогли людям выжить тогда, когда уже не было ни сил, ни средств для выживания: в нечеловеческих условиях, в адский мороз ленинградцы продолжали жить, работать и помогать красноармейцам. Жертвам ледяного плена было нелегко сохранить человеческий облик, люди страдали от голода и варили собственную одежду, убивали питомцев, но ни на миг не сдались врагу. Электричества не было, а трупы людей лежали прямо на улице. Ни одна благодарность не сможет выразить то, что заслужили герои страны. 872 дня самой кровопролитной блокады завершились, но люди навечно запечатлели в сердцах отвагу жителей города. Война не имеет пощады, не имеет сердца, она порождает ад на земле. Однако человек может возвыситься над событиями и сохранить не только стойкость, но и человечность в тяжелейших условиях.
- Михаил Шолохов «Судьба человека». Борясь за Отечество и родной дом, человек превозмогал себя каждый миг. В этой ситуации людьми двигало самое важное – семья. Каждый мужчина уходил на фронт с целью остановить врага, не подпустить его к своему дому: семье, жене, родителям, детям. Таков был мотив главного героя рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов был обычным шофером, когда началась война. Покинув детей и жену, он, как и многие другие мужчины, ушел на фронт добровольцем. Пережив немало испытаний во время войны, Соколов понимал, что даже во вражеском плену он должен оставаться человеком. И не просто человечком, а патриотом своей Родины. Рассказчик вспоминает, как комендант лагеря военнопленных Мюллер предложил выпить ему за победу немецкой армии, на что Соколов ответил отказом, хотя сам понимал, что за этим может последовать расстрел. За смелость и гордость комендант помиловал пленного. После побега из лагеря, уже в госпитале, Соколов узнал от соседа, что ещё в 1942 году в его дом попал снаряд, жена и дочери умерли. Потеряв дальнейший смысл своего существования, Соколов уходит на фронт. Однако луч солнца освещает жизнь рассказчика, и он получает письмо от своего сына Анатолия, который тоже на фронте. Встретиться отец и сын так и не смогли, 9 мая 1945 года Анатолий был убит. Похоронив в немецкой земле последнюю надежду, Соколов почувствовал опустошение и мрак в душе. Война уничтожила и смяла жизнь этого достойного человека, но он остался стойким и добрым, несмотря ни на что. Он смог приютить бездомного мальчика и стать для него опорой. Борьба всем далась нелегко, однако человек может выйти из нее незапятнанным, если сохранит отзывчивость.
- Борис Васильев «А зори здесь тихие…». У войны не женское лицо, но кто сказал, что женщины смогут сидеть сложа руки, когда гибнут их любимые и близкие? Война затронула всех: мужчин и женщин, детей и стариков. Кто-то отстаивал честь Родины на фронте, кто-то в тылу, а кто-то защищал родимые стены дома. Про пять смелых, отважных защитниц Кировской железной дороги повествует Борис Васильев в повести «А зори здесь тихие…». За юбкой и когда-то счастливой улыбкой скрывались сильный характер и воля постоять за свою семью, убитого мужа, родителей. Старшина Васков и не подозревал, что эти пять девочек-зенитчиц остановят немецких солдат на пути к важному пункту. Не все были готовы нести тяжелый груз войны. Галя Четвертак, как и большинство женщин, была боязливой и неготовой к суровой реальности, её смерть была результатом нервного срыва. Выбежав из укрытия и попав под обстрел немцев, она погибла. Но не все девушки проявляли свой страх и слабость. У Риты и Жени были свои счеты с врагами. Немцы убили их семьи: Рита потеряла мужа, Женя лишилась отца, матери, сестры и брата. Жажда мести и справедливости затмевали страх и попытку отступить назад, они были готовы пасть, но не пропустить немцев дальше. Софья была еврейкой и, видя репрессии, очень переживала за свою семью. Лиза с детства приспособлена к тяжелым условиям и была готова вступиться за Родину. Мотивы пойти на фронт у каждой девушки были свои, но цель была едина – не дать немцам подойди ближе к победе, и у них это получилось. Но жертвы суровых военных будней заставляют нас вновь и вновь повторять на 9 мая: «Мы за мирное небо над головой!».
- Григорий Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние». Война не щадила никого: ни молодых, ни старых. На фронт брали и семнадцатилетних юнцов, и пожилых людей. Парни и девушки, окончив школы или поступив в техникум, должны были сменить ранцы и пиджаки на автоматы и военный порох. Не узнавшие толком жизни, их глаза горели в слепом энтузиазме: защитить и спасти Родину. Таких вчерашних школьников описывал в своем произведении Григорий Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние». Их уходило сто молодых веселых парней, но назад вернулись лишь трое. Ещё вчера они вместе мечтали о будущем, а сегодня их матерям приходят похоронки. Откуда такой патриотизм и жажда справедливости, понять трудно в наши дни. Автор приводит черно-белые фото – единственное, что осталось от погибших на фронте ребят. Героизм и бесстрашие горят в их глазах. Молодые люди с рвением бросались в сражения, зная, что это может быть их последний день. До последнего момента они не переставали любить жизнь с пылом юношеской безумности. Любили мать, девушку, Родину. Но их судьбы оборвала и скомкала война, которую нельзя простить за это. Юные герои отстояли Родину, но себя уберечь не смогли.
- Виктор Астафьев «Прокляты и убиты». На войну иные люди уходили с местью в сердце, кто-то — только с призывом, а большинство, конечно, с глубоким патриотическим порывом. А были и те люди, которые в эти страшные годы черпали силы в вере. В тот период религия порицалась во всех слоях населения. Но не все были готовы изменять своему мироощущению. Данная проблема религии и веры в период Великой Отечественной войны и поднимается в романе Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Сам автор имеет полное представление, о чём он пишет, так как он сам был фронтовиком. Противоположные идеологии, возникающие в сознании солдат, переходят в настоящий внутриличностный конфликт. С одной стороны, твоя Родина, которую ты любишь и уважаешь, но с другой стороны, стоит твоя непоколебимая вера в Бога, которую отвергает твоя Отчизна. С одной стороны, завет «не убий», с другой стороны, необходимость отстаивать свои земли, свою семью. Что делать в этой непростой ситуации? Война не даёт тебе достаточно времени на размышления, и ты плывешь по неведомому тебе маршруту, совмещая в себе религиозную нравственность и долг перед Отечеством. Автор оставляет роман незавершенным, побуждая читателя сделать свой выбор и вывод.
- Джоан Бойн «Мальчик в полосатой пижаме». Вторая мировая война повлекла за собой геноцид по национальному и расовому признаку. Евреи, цыгане, русские, украинцы, белорусы, тяжелобольные люди – все они подвергались гонениям. Пробуждая народную ненависть к отдельным нациям, расам, меньшинствам, нацисты не задумывались, что в один миг они обернут этот процесс против себя и своих детей. Наиболее остро прочувствовать эту проблему можно в романе Джоана Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Мы видим мир глазами главного героя, немецкого мальчика Бруно. Его отец занимает высокий пост, мать – обычная домохозяйка, также есть старшая сестра, разделяющая идею Рейха. Из-за работы отца семья вынуждена переехать в другое место. В новом доме Бруно замечает необычную «ферму» с людьми в полосатых пижамах, но вскоре в одной из бесед отец объясняет мальчику, что эти люди «другие», не такие как они, и ему не стоит пытаться общаться или играть с кем-то из них. Бруно всё же знакомится через колючую проволоку со своим ровесником, который называет себя Шмуль. Ребята начинают общаться, у них возникает что-то наподобие дружбы. Однако Бруно поддается пропаганде со стороны своего учителя, который ежедневно доказывает ему, что евреи – это зло. Но детская дружба на то и детская, что Бруно и Шмуль не обращают внимание на нацию и положение друг друга, это доказывает поступок Бруно в конце книги. Мальчик отправился на территорию концлагеря вместе со своим другом, чтобы найти его родителей. Оттуда он уже никогда не вернулся. Слепая вера в идеологию Рейха со стороны отца и матери Бруно приводит к замкнутому кругу ужаса и боли: их сын становится жертвой газовой камеры. Война, действительно – самое страшное, что может случиться, но страшнее пороха и гранат – холодное человеческое сердце, ожесточенное битвой.
- Эрих-Марии Ремарк «На западном фронте без перемен». Война жестока и коварна, заставляет людей ломать себя изнутри. Многие люди, кто оставался в живых, переставали быть такими как прежде. Первыми уходили счастье и радость, последними человеческую душу покидали надежда и вера в светлое будущее. Цена за отстаивание чужих интересов слишком велика. Одним из персонажей, который пережил подобную трансформацию, был немецкий солдат Пауль Боймер из романа Ремарка «На западном фронте без перемен». Молодой человек отправлялся на фронт под влиянием активной агитации со стороны своего классного руководителя. Это было время Первой мировой войны, Германия воевала против России, Англии и Франции. Пропаганда работала повсеместно, но многие люди не понимали истинной цели и мотивов войны, поэтому шли на фронт с розовыми очками в надежде прочувствовать «романтизм» военного пороха. Таким был главный герой. Переломный момент наступает после смерти их товарища Франца, юноша тяжело переносил операцию по ампутации ноги, но так и не смог вынести её. После этого Пауль понимает, что он был одурачен агитацией, и война лишена романтики, как и всякого иного смысла. Во время военных действий люди становятся зверями, ведь только так они могут выжить. Вернувшись домой, Пауль узнает, что его мать умирает от рака, отец хвастается военными успехами сына, а его окружение, не бывавшее на войне, рассуждает о маневрах и планах. Война сделала из молодого человека угрюмое, хмурое и опустошённое приведение без сил и желания что-либо исправить. Таким образом, можно увидеть, как ужасы войны ломают внутренний мир человека и меняют его до неузнаваемости.
- Михаил Шолохов «Тихий Дон». Бывают войны, когда смута сеется внутри страны и разделяет некогда единое общество на два лагеря. Гражданская война 1917 года была одной из таких смут. Этот непростой период нашей страны был описан в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон». Петр и Григорий Мелиховы, Михаил Кошевой и Иван Котляров были друзьями с детства. Они могли постоять не только друг за друга, но и за свои семьи. Разлад произошел с приходом большевиков. Ранее верные друзья стали врагами. Михаил и Иван перешли на сторону «красных», тогда как Петр и Григорий остались сражаться на стороне «белой» армии. Позиция Григория Мелихова была проста, он не видел смысла в этой ненужной борьбе за власть, но казачий долг вынуждал его уйти на фронт. Разочарование наступало с пониманием того, что «свои» убивали «своих». Михаил казнил Петра, попавшего в плен, за что позднее Дарья, жена убитого, отомстила за смерть мужа и собственноручно пристрелила Ивана. Война на уровне простых людей приобретала характер мести и желания захватить власть любой ценой, что четко проявлялось в смене характера Михаила Кошевого, когда он был поставлен начальником в родном хуторе. Война без врага была лишена смысла для Григория и напоминала братоубийство. Желание власти овладевало разумом казаков, что меняло не только их жизнь, но и судьбы их некогда близких людей. В этом раздоре никто не нашел ни правды, ни справедливости, ни счастья, зато множество детей осиротели, семьи разрушились, матери не дождались сыновей с поля боя. Стоила ли новая власть всех этих трагедий и ужасов?
- Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Когда приходит война, она не будет спрашивать о статусе и положении. Ей все равно, есть ли у вас семья, какого цвета у вас кожа и богаты ли вы. Своё пагубное влияние война распространит на всех и везде. Примером может послужить судьба героини романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Скарлет О’Хара была требовательной и избалованной леди, привыкшей, что все её просьбы должны незамедлительно исполняться. Девушка была очень домашней и привязанной к отцу, матери и служанке, которую называла Мамушка. В 1861 году началась гражданская война Севера и Юга. С этого момента читатель открывает для себя новую Скарлетт. Оставшись наедине в осаждённом городе с беременной Мелани, она становится медсестрой. Приняв роды у своей соперницы, девушка нашла способ, как вывести себя, Мелани и новорожденного ребенка из города и довести их в родную Тару. Вернувшись в родной дом, Скарлетт узнает о смерти матери, о том, что отец сошел с ума, рабы покинули их. Некогда слабая и эгоистичная девушка превращается в сильную женщину, которой предстояло поднять хозяйство и дом, позаботиться о семье. Ни один мужчина не оказался с ней рядом за период этого страшных месяцев. Ранее нежные руки стали затвердевшими и в мозолях от «грязной» работы. Так, война и внутренние распри показывают сильнейшие стороны человека, заставляя его приспосабливаться к новым условиям, не теряя своего достоинства.
- Л.Н. Толстой «Война и мир». Война способна открыть те чувства, которых ранее не было в человеке, она срывает маски и показывает истинные лица людей. Об этом перевоплощении можно прочитать в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Наташа Ростова, будучи дочерью дворянина, не была привыкшей к ручному труду и тяжелым впечатлениям. Однако с наступлением войны их имение стало госпиталем для раненых солдат. Наташа лично обрабатывала раны офицеров, успокаивала их и ухаживала. Девушку не смущал ни свой статус, ни то, что она ранее не делала этого, ведь на войне все равны. В момент, когда французы подходили к Москве, Ростовы оставляют своё имение и направляются в сторону Подмосковья, забирая с собой раненных. Уже там Наталья узнает, что один из солдат – Андрей Болконский. С этой минуты и до его смерти в её душе царят гармония и пламя надежды, она не жалеет, что в последние минуты его жизни смогла взглянуть в его глаза и побыть с ним рядом. Война сводит и разводит людей, но в такое время наиболее остро ощущается потребность в помощи и сострадании. В этих обстоятельствах мы понимаем, кто окружает нас.
Автор: Полина Чернышова