Аргументы на тему: Свобода человека (для итогового сочинения)

Многие из нас слышали такое замечательное выражение: свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Но так ли это? Что из себя представляет такое манящее, «сладкое» слово свобода, будоражащее умы ученых, писателей, творцов? В чем она проявляется и из чего состоит?

Аргументы о невозможности абсолютной свободы

М. Горький, «Макар Чудра». Абсолютная свобода красива на бумаге, но в реальности она приобретает самые скверные черты. В этом мы убеждаемся, читая историю Радды и Лойко. Цыган и его избранница мечтали сохранить волю даже в отношениях друг с другом, но понимали, что это невозможно. Любовь и семья предусматривают взаимные обязательства и уступки — все это ограничения, которых не избежать. Погоня за идеалом заставила героев пойти на крайние меры: Лойко убил Радду, а сам пал от кинжала ее отца. Зато в этой совместной смерти они были вместе навсегда. Этот пример показывает, что люди, одержимые свободой без границ, не могут построить прочные отношения и реализоваться в обществе. Их фанатизм приводит к трагическим последствиям.

М. Горький, «На дне». Главные герои пьесы максимально приближены к идеалу абсолютной свободы, как это ни парадоксально. Они никому ничего не должны (кроме хозяина ночлежки, но и ему они ничего не отдают), они не несут ни за кого ответственность, им не нужно думать о будущем семьи или проблемах на работе. Они не трудятся и не учатся, им не надо вставать к восьми. Сатин всем своим соседям дает совет: «Просто обременяй землю!». Но почему-то их существование не вдохновляет последовать примеру. А все потому, что наряду с обязанностями есть потребности, которые никуда не уходят. Обитатели дна, как и все, хотят вкусно есть, развлекаться, жить в комфорте и даже иметь уважение других людей. Они все равно вынуждены вставать с лежанки, чтобы искать пропитание и выпивку, только вот выбора, где найти, у них почти что нет. Человек может мнить себя свободным ото всех, может удалиться в тень и ничего не делать, но остаются нужды организма и духовные запросы, которые в полной изоляции от общества утолить нечем. 

Хадзимэ Исаяма «Атака Титанов». Проблема невозможности абсолютной свободы человека волновала не только писателей прошлых веков. Многие современные мыслители обращаются к этим извечным вопросам в своих произведениях, рассуждая о пределах дозволенного. К примеру, Хадзимэ Исаяма, японский писатель, затрагивал данную проблему в своей работе «Атака титанов». Главный герой, имя которого Эрен Йегер, с малых лет желает освободить себя, семью, своих друзей и все человечество. Чтобы все жили долго и счастливо, вздыхая полной грудью и ощущая безопасность. Только вот эта помешанность (а по-другому это назвать тяжело) Эрена на абсолютной свободе не приводит ни к чему хорошему, ведь, как сказал один из второстепенных персонажей этого произведения, «мы все рабы чего-то». Но главный герой не относится к тем, кого останавливают какие-либо ограничения. Сначала Эрен полагал, что свободу человечество обретет за стенами, но этого не произошло: как оказалось, вне «проклятого острова Парадиз» есть люди, которые желают либо смерти живущим на нем «демонам», либо используют их как рабов, из-за прошлых войн. Затем герой собирается уничтожить инакомыслящих: раз они позволяют себе ограничивать свободу, то надо устроить геноцид. В финале Эрен становится настоящим деспотом и погибает от рук своих друзей. Таким образом, Хадзимэ Исаяма показывает, что зацикленность на свободе без границ приводит к печальным последствиям, как для самого человека, так и для окружающих. Даже у независимости есть моральные границы, которые переходить нельзя, иначе свобода вырождается во вседозволенность.

Свобода и ее ограничения

М. Горький, «Старуха Изергиль». Прозаическое произведение «Старуха Изергиль» Максима Горького посвящено теме нравственных ограничений свободы. Вспомним Ларру: он вырос вдали от общества и искал полной независимости. Он не признает принятые человеческим коллективом законы и стремится к личной свободе, страстно желает ее. Герой осуждает, даже презирает старейшин и отрицает царящие порядки. Единственное, что для него имеет смысл и значение – это личные нужды и эгоистичные интересы. Остальное – чуждо сыну орла и простой девушки. Именно потому, когда Ларра получил отказ от женщины, что понравилась ему, он убил ее. И даже ни секунды не посвятил размышлению о том, что он нарушил чужое право и погубил невинную душу. Он даже предположить не мог, что, то, что он посягнул на чью-то жизнь, — это преступление. Для Ларры свобода – это возможность действовать так, как ему хочется, невзирая на моральную сторону поступка. Для него главное – это жизнь в вольности. Но она же и стала его наказанием: после убийства он обрёл полную свободу, но, не выдержав полнейшего одиночества, стал мечтать о смерти. Такая свобода была ему не под силу, ведь Ларра был не только орлом, как его отец, но и человеком, как его мать. На его примере мы убеждаемся, что воля личности не должна выходить за границы независимости других людей, иначе интенсивность социальных санкций пресечет вседозволенность на корню. 

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Среди множества проблем, которые поднимаются в романе «Преступление и наказание», звучит и тема свободы. Писатель показывает, что может произойти с человеком, который позволит себе выйти за рамки закона и переоценит свою волю. Главный герой, Родион Раскольников, чтобы подтвердить теорию «тварях дрожащих», которым дозволено не все, и «право имеющих», которые стоит выше всех остальных, убивает двух женщин. Но ожидаемая власть Раскольникову не достается. Он не смог применить по назначению украденные деньги и ценности. Более того, он потерял контроль над собственной жизнью. Родиона начинает мучить страх наказания. Герой сожалеет о случившемся, постепенно раскаивается, но уже ничего не изменить нельзя – последствия необратимы. Раскольников пошел на преступление, пренебрегая установленными в обществе законами, и не учел того, что за свои поступки придется отвечать. Каждое действие всегда влечет за собой соразмерные последствия. За вседозволенность герой и был наказан собственными терзаниями. Безусловно, живя среди людей, абсолютно каждый человек имеет право на реализацию своих желаний, интересов. Но при этом он не должен нарушать нормы морали и права, действующие законы. Свобода без границ существовать не может, ведь нас окружают те, кто имеет свои права и желания, а потому мы не можем вести себя так, как хотим, пренебрегая их интересами. Иначе это уже не свобода, а тирания одного против всех.

Свобода и ответственность

М. Горький «Старуха Изергиль». Прозаическое произведение «Старуха Изергиль» Максима Горького посвящено теме свободы. Но у каждого из героев (Изергиль, Данко и Ларра) совершенно разные понимания этого слова. Но для всех троих свобода – это неотъемлемая часть их жизни. То, без чего они – не они. Например, понимание свободы старухой Изергиль перекликается с отношением к ней другого героя произведения – Ларры. Изергиль, как и он, желает поступать так, как ей вздумается, ей хочется жить так, как того требует ее душа. Но у старухи Изергиль есть одно ключевое отличие от гордеца Ларры: она не отказывается от общества и подстраивается под его законы, лишь изредка бунтуя против них. Да, женщина живёт только ради собственного удовольствия, не особо считаясь с чужими чувствами и желаниями. Свобода для неё заключается в независимости от мужчин и общественного мнения. Он переходит из одних отношений в другие и пользуется всеми благами любви. Однако подобный образ жизни не сделал эту героиню счастливой: несмотря на все плюсы своей вольности, она не смогла стать свободной внутренне, а чувство невыполненного предназначения тяжким грузом жило в её душе и терзало ее. Все потому, что героиня не поняла, какую ответственность накладывает на человека независимость. Он волен располагать собой, да, но и последствия неправильных шагов на его совести. Изергиль осталась в разбитого корыта, потому что инфантильно распорядилась своей волей.

Миф о Дедале и Икаре. Свобода, право на распоряжение ею и уровень ответственности за содеянное волновали людей с самых давних времен. Так, даже в мифах Древней Греции есть история одного гениального изобретателя Дедала. Вместе со своим сыном Икаром он желал сбежать от злого и жестокого царя Миноса. Для того чтобы осуществить задуманное, он создал крылья: скрепил перья воском и закрепил на особой инженерной конструкции. Это подарило герою мифа возможность улететь с острова вместе с сыном. Но чувство абсолютной свободы так опьянили Икара, вскружили ему голову, что он, не задумываясь о последствиях, слишком близко подлетел к солнцу. Из-за этого воск растопился, а Икар упал. Этот миф подтверждает тезис о том, что свобода и ответственность неразрывно связаны между собой. У каждого человека есть выбор, как поступать, но вместе с этим ему нужно полностью принимать последствия своей деятельности, какими бы они ни были.

Чем опасна свобода?

М. Горький, «Челкаш». Свобода дает много соблазнов, которые могут заставить личность перейти все грани дозволенного и изменить себе. В этом мы убеждаемся, глядя на Гаврилу. Крестьянский парень хотел заработать денег в городе и выгодно жениться в деревне. Он познакомился с вором, который предложил выгодное, но противозаконное дельце. Гаврила согласился, но в процессе вел себя трусливо и едва не испортил все. Челкаш, тем не менее, наградил его. Но Гаврила, почувствовав вкус свободы от закона, решил отобрать всю сумму, напав на Челкаша сзади. Соблазн легкой наживы вскружил ему голову. Крестьянин думал, что вора никто жалеть не будет, что он — лишний мире, а потому его смерть ничего особо не изменит. Однако такие мысли сделали Гаврилу более худшим преступником, чем контрабандист из порта. Свобода Гаврилы стала вседозволенностью и привела к тому, что он изменил себе: стал тем самым «отребьем», о котором жалеть никто не будет.

Михаил Лермонтов, «Три пальмы». Стремление к свободе и возможности выбирать наилучший исход для своей жизни – это одни из вечных проблем, которые волнуют общество на протяжении веков. Так, стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» также обращено к этой теме: оно представляет собой восточное сказание о трёх пальмах. Они долго молились, чтобы их кто-нибудь увидел. Когда Бог услышал их просьбу и прислал к ним странников, те безжалостно их срубили. Пальмы хотели изменить свою судьбу и добились этого, но далеко не каждая перемена идет во благо. Бог дал им волю, но что из этого вышло? Порой и люди страстно желают свободы, которая в итоге губит их. Они стремятся к новым ощущениям, а получают такие последствия, к которым вовсе не готовы. Независимость опасна тем, что далеко не каждый готов нести за нее полную ответственность. А эта неготовность может ранить и даже погубить.

Свобода в жизни человека

М. Ю. Лермонтов, «Мцыри». Главный герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» – это образ человека, который стал рабом поневоле. Именно поэтому мечты о свободе, стремления к ней – это то, что поглотило разум юноши целиком. Ещё ребёнком он попал в плен, отказался есть и заболел, а монахи сжалились над ним и выходили его в монастыре. Однако каменные стены не стали ему домом: они были тюрьмой для Мцыри. Он не был монахом по своей натуре, в его венах текла горячая кровь горца. Юношу безумно влекла воля, потому он совершил побег. Мцыри хотел повидать родные места, сохранившиеся в его памяти, мечтал ступить на землю, где когда-то был его настоящий дом. Однако этой грезе не было суждено исполниться: спустя всего три дня скитаний он все же погиб. Хотя и ни минуты герой о содеянном не жалел. Перед смертью Мцыри с гордостью рассказывает во время исповеди о том, что ему всё же удалось увидеть свободную жизнь. Эти несколько дней на воле, в понимании героя поэмы, стоили целого века в тюрьме. Молодой гордец вдохнул свежий воздух, увидел живописные пейзажи лесов и рек, наслаждался женской красотой. Буря, гроза, горящее от удара молнии дерево – всё это символизировало внутреннюю борьбу главного героя. Мцыри был по своей натуре истинным бойцом, поэтому, не раздумывая, вступил в смертельную схватку с барсом, в которой победил дикого зверя ценой собственной жизни. В конце поэмы главный герой погибает, но на смертном одре он предстает свободным от оков, непобежденным. Михаил Юрьевич Лермонтов показал на примере главного героя поэмы то, на что способен (и готов пойти) человек ради достижения своей свободы.

А. Н. Островский, «Гроза». Ограниченность общества и попытка загнать всех в строгие рамки – одна из частых тем русской классики. Александр Николаевич Островский тоже обращается к теме ограничения свободы людей. В пьесе «Гроза» от деспотизма консервативной, жадной до власти Марфы Кабановой страдает главная героиня — Катерина. В темном царстве Кабанихи нет места даже для маленькой крупицы воли, а все живое вянет, теряя силы. Катерине, как «лучу света», особенно тяжело. Она внутренне погибает от такой замкнутости и лелеет мечты о свободе. Упреки, оскорбления, полный контроль Кабанихи ее мучают. Героиня спрашивала у Варвары: «Почему люди не летают как птицы?» — и это вызвало немало удивления у критиков произведения, в том числе и у знаменитого Добролюбова Н. А. Стоит отметить, что на самом деле в вопросе Катерины нет ни капли мистики. Просто птицы являются символом свободы, возможности взмыть в небо и сбежать от Кабанихи далеко-далеко. Она сама хотела стать одной из них и избавиться от своего заточения. Однако спастись от ненавистного ига можно было только одним путем. Финал пьесы трагичен: Катерина бросается с обрыва в воду и погибает. Но таким образом девушка обретает освобождение для своей души. Автор дает нам понять, как важна свобода для человека. Без нее жить становится попросту невозможно.

Нравственность — основа свободы

А.И. Куприн, «Олеся». Настоящая свобода всегда строится на нравственных законах и ограничениях. С такой вольной, но высокоморальной героиней мы знакомимся на страницах повести Куприна. Олеся живет в лесу и полностью обеспечивает свои нужды самостоятельно, не завися от жителей деревни. Ее мысли и суждения развиваются вдали от общества и обладают индивидуальностью, ничем не попираемой. Однако главное, что делает героиню свободной, — это умение жить в гармонии с окружающим миром. Она не только берет ресурсы у леса, но и дает взамен свою помощь. Олеся лечит животных, освобождает их из силков охотников и не отказывает заблудившимся путникам. В ее отношениях с другими нет принуждения и насилия, поэтому ей удается сохранять самобытность и жить так, как хочется. Этот пример показывает, что свобода базируется на нравственности.

Н.А. Некрасов, «Свобода». Невозможность самостоятельно распоряжаться жизнью, выбирать, где, как и сколько трудиться, веками была одной из главных проблем русских крестьян. Отсутствие личной свободы душило народ. Именно поэтому можно сказать, что стихотворение Николая Алексеевича Некрасова посвящено одному из самых важных в истории нашей страны событий: отмене крепостного права. Лирическое произведение носит торжественный характер, а герой стихотворения ликует при виде ребёнка, которому повезло родиться уже в свободное время. Главное именно то, что теперь он может самостоятельно выбирать свой жизненный путь. У него нет необходимости пресмыкаться перед господами и терпеть их произвол. Рожденное дитя свободно от уз крепостничества и сможет само, когда подрастет, строить свою судьбу. Именно эту независимость он считает самым важным качеством в жизни каждого человека. Даже то, что в середине стихотворения поэт упоминает о том, что «на место сетей крепостных люди придумали много иных», не уменьшает его уверенности в правильности реформы. Бесправие от рождения — это аморальный закон, который должен был быть отменен. Основой освобождения народа стала справедливость — нравственный критерий, который лежит в основе независимости.

Что такое свобода?

А.П. Чехов, «Чайка». Свобода — это возможность самостоятельно определять свою судьбу. Но, увы, она всегда включает в себя не только эйфорию от полета, но и последствия падений. В этом мы убеждаемся, анализируя судьбу Нины Заречной. Главная героиня живет с деспотичным отцом, который ее во всем ограничивает. Тайно она желает пойти в актрисы, но боится осуждения родни. Этот конфликт желаемого и действительного приводит к развязке: Нина убегает из ненавистного дома и начинает жить самостоятельно. Однако ожидаемый триумф оборачивается горьким разочарованием. У Нины нет настоящего таланта актрисы, работу найти трудно, а ее связь с Тригориным не становится браком и обременяет Нину незаконнорожденным ребенком. Теперь она ведет себя так, как хочет, не подчиняется отцу, но и всю ответственность за свои поступки несет в одиночку. Так что свобода — это и взлеты, и падения воли.

Марина Цветаева, «Кто создан из камня…». Проблема свободы — одна из важных и сложных проблем, она волновала многих мыслителей на протяжении развития всего человечества. Можно сказать, что это глобальная человеческая проблема. Загадка, которую из века ввек пытаются разгадать многие поколения людей, но все никак не доберутся до сути. Стихотворение Марины Цветаевой представляет собой некое подобие манифеста, громогласно провозглашая правила жизни, по которым живет лирическая героиня. Она своевольна и не признает ничего, что могло бы хоть как-то повлиять на нее, ограничить ее свободу. Она презирает тех, кто «создан из камня», то есть людей, которые сами загоняют себя в строгие рамки дозволенного. Главным для неё является ощущение душевной свободы, знание, что она может делать все, что хочет, не только в физическом или материальном плане, но и, в первую, главную очередь, в духовном. Ее не могут остановить никакие запреты и предрассудки, она называет себя «бренной морской пеной», что символизирует абсолютную независимость и безграничность. Свобода должна дарить ощущение того, что у человека нет помех на пути к реализации самого себя и осуществлению заветных грез.

Автор: Екатерина Грачева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector