Анализ стихотворения «Нежнее нежного…» (О.Э. Мандельштам)

Что мы знаем об Осипе Мандельштаме? Один из акмеистов, поэт Серебряного века, жертва репрессий. Его поэзия проникнута культурными образами разных эпох и направлений искусства. Интимная лирика в его творчестве встречается не так часто, как пейзажные зарисовки или размышления, вызванные тем или иным событием. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом стихотворения О.Э. Мандельштама “Нежнее нежного…” по плану.

История создания

Стихотворение “Нежнее нежного…” написано в 1909 году и входит в дебютный для поэта сборник “Камень” (1913 г., переиздан в 1916 г.). В сборнике чувствуется ещё детскость лирического героя, он на пороге вступления во взрослую жизнь, которая пугает его.

К 1910 году Мандельштам заканчивает Тенишевское училище, путешествует по Европе (Франция, Швейцария, Италия), присутствует на встречах теоретика символизма Вячеслава Иванова; осенью 1909 года он поступает в Гейдельберг, где два семестра изучает романские языки и философию. Поэт активно участвует в политической и культурной жизни страны, постигает мир вокруг себя и, конечно же, влюбляется.

Существует теория, что это стихотворение посвящено Марине Цветаевой. Важно учесть, что их знакомство произошло уже в 1916 году. Вероятнее, стихотворение посвящено девушке, с которой Мандельштам в 1909 году соседствовал в Выборге. Поэт молод, ему восемнадцать лет, и стихотворение передаёт чувство юношеской влюблённости, восхищения прекрасной и загадочной девушкой.

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Нежнее нежного…» относится к любовной, или интимной, лирике. Текст представляет собой описание девушки, как её внешности, так и поведения. То, как это описывается, тепло, с восхищением, даёт понять, что девушка не безразлична лирическому герою.

Несмотря на то, что Мандельштам известен как акмеист, в первом его сборнике ещё сильно влияние символистской поэзии: фрагментарность, медиативность, ослабленный сюжет и смысловая неясность. Кроме того, для символистов была важна идея божественной вечной женственности, а также иного мира. В стихотворении “Нежнее нежного…” лирическая героиня рисуется едва ли не высшим существом из другого мира.

Период 1909-1912 годов — кризисное для поэзии время, когда происходит распад символизма и формирование новых поэтических школ — акмеизма и футуризма. В этом стихотворении можно разглядеть предпосылки акмеизма: психологизм, интерес к портретным характеристикам, которые делают изображаемое конкретным. Хоть вторая строфа и посвящена абстрактным, неуловимым чертам (чувства, взгляд, манера разговора), портретная характеристика вещественна, перед читателем выстраивается образ лирической героини.

Стихотворение «Нежнее нежного…» написано ямбом с мужской рифмой и разделено на две строфы. Чередование стоп и рифмовки неравномерно. Для удобства разбора разделим строфы на четверостишия.

Композиция, особенности рифмы и размера

В первом четверостишии идёт чередование трёхстопного и двухстопного ямба, рифмовка перекрёстная (abab). Во втором четверостишии первая и четвёртая строки трёхстопные, вторая и третья — двустопные, рифма кольцевая (cddc).

Во второй строфе ритм стихотворения «Нежнее нежного…» становится скачущим, рифма теряется. Рифмуются последние две строки третьего и первые две четвёртого четверостиший, получается перекрёстная рифма, протянутая между двумя четверостишиями. Можно сказать, что стихотворение, утрачивая стройность рифмовки, постепенно превращается в свободный стих.

Первая строфа заканчивается трёхстопной строкой, которая через повтор во второй строфе становится рефреном. А вот вторая строфа заканчивается тремя двухстопными строками. Кажется, что любовное послание под конец становится отрывистым. Лирический герой словно теряется, ему не хватает дыхания.

Обратим здесь внимание и на ассонанс. В начале стихотворения чаще всего используются гласные “е” и “о”. Благодаря этому стихотворение звучит протяжно, как заклинание. Но ближе к завершению всё больше звука “и”, он не такой открытый, добавляет тексту отрывистости.

Так, через ритм и звукопись создаётся любовное послание, нервное, сбивающееся, но не теряющее от этого в искренности и художественности.

Образы и символы

В творчестве Мандельштама важную роль играют телесные образы. Например, в этом стихотворении упоминаются лицо, руки, пальцы и глаза. Через телесные образы здесь выстраивается портрет возлюбленной, чтобы затем “обрасти” и деталями поведения, отражением внутреннего состояния.

Стихотворение «Нежнее нежного…» написано без единого глагола, зато много существительных и определений, из которых складывается портрет лирической героини, больше похожий на сон или мечту.

Темы

Тематика стихотворения «Нежнее нежного…» — любовь, восхищение девушкой. Лирический герой описывает девушку, её внешность и внутренний мир. Первая строфа посвящена деталям облика лирической героини. Во второй строфе, которая начинается с повтора заключительной строки первой строфы, описание как будто разворачивается обратно, но на этот раз переходит на внутреннее состояние героини (печаль, разговоры, движения, взгляд).

Девушка предстаёт задумчивой и отстранённой, между ней и лирическим героем словно бы непреодолимое расстояние, ведь она “от мира целого далека”. Кажется, что слова не достигают её, и лирический герой сбивается с мысли, обрывает свой монолог.

Проблемы

Проблематика стихотворения «Нежнее нежного…» — недоступность возлюбленной и предрешённость судьбы. Лирический герой восхищается девушкой издалека, сближение кажется невозможным, потому что она в своих мыслях где-то далеко. Возможно, печальна она и от того, что тоже чувствует будущие невзгоды.

Рефрен (“от неизбежного”), который как бы скрепляет две строфы, говорит о том, что судьба предрешена, её можно считать с героини. Так создаётся впечатление надвигающейся катастрофы, которую лирический герой предвидит в чертах девушки, в её печали.

Смысл

Основная идея стихотворения «Нежнее нежного…» — показать уникальность возлюбленной, неповторимость её облика. Достигается это через детали портрета, фрагментарное, легчайшее изображение.

Главная мысль: возлюбленная одна в своём роде, она исключительна и в какой-то мере непостижима. Лирическому герою остаётся только любоваться девушкой, слушать её тихий голос и гадать, где и как далеко от него блуждает она в своих мыслях.

Средства художественной выразительности

Язык стихотворения «Нежнее нежного…» нейтральный, не так много эпитетов (пальцы рук неостывающих, тихий звук неунывающих речей) и метафор (неунывающих речей), из устаревшей лексики встречается слово “очи”.

Дважды используется тавтология (нежнее нежного, белее белого). Однокоренные слова вместо превосходной степени (самое нежное, самая белая) как бы доказывают, что девушка невероятна, её внешность так прекрасна, что подходящего оттенка не подобрать и приходится обращаться к тавтологии.

Автор: Софья Панихидникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *