Анализ стихотворения «Вольность» (А.С. Пушкин)

Чаще всего мы думаем, что стихи для поэтов – это своеобразный способ выговориться, излить душу и выплеснуть собственные эмоции. Однако стихотворения – это не только красивые признания в любви или описания изящных чувств, но и призывы к решению серьезных проблем. Посредством своих произведений авторы могут выражать противостояние злу, лозунг к свободе, борьбу против несправедливости и так далее. Так, Александр Сергеевич Пушкин горел идеей всеобщего равенства и братства, потому написал ряд произведений, которые сумели оказать влияние на будущих декабристов. Среди них ода «Вольность», разбор которой представлен Многомудрым Литреконом ниже.

История создания

Ода «Вольность» написана в период окончания Пушкиным Царскосельского лицея. Этот ранний этап творчества Александра Сергеевича охвачен вольнолюбивыми настроениями. Он не раз прибегает к данной теме в своих произведениях. В пример можно привести такие стихотворения, как «Памятник», в каком он гордится, что в свой «жестокий век» восславил свободу, «Арион», «К Чаадаеву», «Дельвигу», в котором мы видим тонкое переплетение идей вольности и патриотизма.

Возможно, Вы сочтете мнения Пушкина довольно наивными, потому как он верит в существование некого высшего Закона. Поэт тверд в своих высказываниях по отношению к несправедливой власти и несвободе. С ранних лет он понимал, что его поэтический дар может что-то изменить. Потому Александр Сергеевич хотел воспользоваться этим и создать такие литературные произведения, которые смогут подтолкнуть народ к сопротивлению, к принятию гражданской позиции.

Стихотворение «Вольность» написано в 1817 году, но опубликовано только спустя 39 лет в Лондоне. Цензура не могла пропустить его, а царь, зная о вольнодумстве поэта, готовил для него ссылку.

Жанр, направление, размер

Жанр – ода. Стихотворение написано в приподнятом тоне и отличается возвышенными фразами. Александр Сергеевич не зря выбрал этот жанр, ведь «Вольность» выступает как торжественная песнь или воззвание к активным действиям народа.

Направление – что-то среднее между классицизмом и реализмом. Поэт обращает внимание читателей на несовершенство социального устройства России XIX века, затрагивает реальные проблемы. Но в то же время он выбирает форму, типичную для классицизма — оду. Язык стихотворения, отягченный словами «высокого штиля», тоже указывает на традиции классицизма.

Размер – четырехстопный ямб. Рифма – смешанная, женская.

Образы и символы

Стихотворение «Вольность» насыщено яркими образами и символами. Главными персонажами выступают свобода и сам лирический герой. Свобода представлена в оде, скорее как символ, к которому необходимо стремиться каждому человеку, чтобы добиться всеобщего равенства. В образе лирического героя мы видим патриота, готового на многое ради совершенствования своей родины. Он охвачен сочувствием к своему порабощенному народу, но не оправдывает радикальных мер бунтовщиков. Он хочет пойти по пути реформ и свои надежды возлагает на представителей высшего общества, которые должны употребить свое влияние во благо народа.

Также немаловажно отметить образы Людовика XVI и Павла I. Оба монарха не считались с Законом и управляли государствами единолично. Пушкин приводит в пример их казнь. Любой «самовластительный», «увенчанный злодей» должен быть наказан, и народ имеет право прекратить несправедливость. Однако народная расправа тоже подлежит осуждению. Казнь Людовика связана с образами «плахи Вероломства» и «преступной секиры», а убийство Павла, в свою очередь, с людьми, которые «вином и злом упоенны» и вторглись «как звери».

Темы и проблемы

  1. Основная тема свободы и вольности является ключевой. Свобода для поэта – это важнейшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования. Свобода – это основа, на которой должно строиться мировоззрение человека. Без этого высшего блага никто не сможет стать по-настоящему счастливым.
  2. Не менее важна тема поэта и поэзии. Изначально Пушкин просит свободолюбивую лиру помочь ему вложить в стихотворение общественно важный смысл. Он свято верит в то, что вдохновение должно быть особым: тем, что еще в древности вселяло в души творцов огонь справедливого гнева. Он гонит прочь изнеженную музу, ведь хочет посвятить себя обществу.
  3. Тема закона тоже заняла свое место в тексте. Автор заявляет, что власть дает закон, а не природа, и что закон всегда будет выше воли монарха. Это и есть гарантия развития общества и государства. Без законности и порядка человек не чувствует себя защищенным, он уязвим, а значит, слаб. А как слабые люди смогут сделать сильное государство?
  4. Основная проблема — произвол и тирания власть имущих. Горе тем народам, пишет автор, которые забыли верховенство закона. Несправедливость обернется против самих же королей, как это произошло с Людовиком и Павлом Первым. Их убийцы пойдут против закона также, как пошли и сами монархи, и порядок не удержит их, ведь его нет. Поэтому каждый тиран падет жертвой своей же деспотичной власти: общество поступит с ним так, как поступал со страной он.
  5. Иная проблема — порочность государей. «Страсть славы» губит их, они заботятся не о народе, а о своем месте с истории. Их ослепляют тяга к роскоши, признанию, абсолютной власти. Они не видят дальше своих покоев, а за ними уже формируется их смерть — бунтующий и доведенный до крайности народ.

Основная идея

Мотив вольности святой возникает в творчестве Александра Сергеевича после осознания того, что он не согласен с тем, что происходит в стране. Он стремится разорвать цепи рабства среди низшего сословия, ведь ни один монарх не вправе ограничивать самое святое – личную свободу. Пушкин выделяет государства, в которых правители подчиняются «Вольности святой». Он мечтает о таком же строе, где нет места несправедливости и обману, преступлениям и неволе. В этом и заключается главная мысль оды «Вольность».
Композиция произведения лишний раз подчеркивает мысли автора: сначала поэт излагает свою миссию, после говорит о Законе, и в конце – призывает монархов образумиться и прислушаться к идеалам «Вольности святой».

Смысл оды «Вольность» заключается в том, что любой король падет жертвой своей власти, если закон не будет охранять его. А как он будет его охранять, если сам монарх и его свита не передерживаются правил? Рано или поздно народ сметет их с лица земли, ведь на его пути не будет ничего, кроме тирании, которая является источником нищеты и унижения. Значит, самым надежным хранителем трона выступает благоденствие в стране, когда люди в большинстве своем счастливы и довольны жизнью. Этого можно достичь только в государстве, где главным является закон, а не человек на троне.

Средства выразительности

  1. Александр Сергеевич на протяжении всего стихотворения употребляет массу эпитетов: «гибельный», «роковая», «благородный» и так далее;
  2. Ода изобилует также и метафорами: «грозой царей», «свободы гордою певицей» и другие;
  3. Поэт использует прием олицетворения: «молчит закон», «сон отягощает»;
  4. Важную роль играют риторические вопросы и обращения к читателю.

Автор: Алина Пак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *