Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» (Б. Л. Пастернак)

Борис Леонидович Пастернак считается одним из крупнейших поэтов 20 столетия. Свой творческий потенциал он унаследовал от родителей. Отец — художник — обладал удивительной способностью очень живо запечатлеть мгновение, а мать – пианистка — отличалась исключительным трудолюбием, она отдавалась музыке полностью, она жила искусством. Именно эти уникальные качества перенял Борис Леонидович. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с полным анализом стихотворения Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…».

История создания

Стихотворение «Быть знаменитым…» включено в цикл стихов автора «Когда разгуляется». Данный цикл содержит 44 стихотворения, написанных в период с 1956 по 1959 годы.

Цикл «Когда разгуляется» — это отклик души поэта на драматические события в жизни, связанные с нежеланием властей издавать на Родине роман «Доктор Живаго», связанные с вынужденным отказом от Нобелевской премии, присвоение которой послужило причиной травли писателя в родной стране.

Стихотворение «Быть знаменитым…» написано в 1956 году. Адресовано оно всем поэтам и писателям, коллегам Пастернака, а также можно предположить, что автор обращается и к себе.

После того, как стихотворение «Быть знаменитым…» увидело свет, многие поэты перестали здороваться с Борисом Леонидовичем, оскорбились, посчитав, что произведение обращено именно к ним и ни к кому другому. Также существует предположение, что Пастернак написал данное стихотворение, обращаясь в Владимиру Маяковскому, чью творческую направленность он не принимал, хотя тоже был футуристом, но не таким радикальным, как Владимир Владимирович.

Жанр, направление, размер

«Стремление к чистоте жанра свойственно только эпигонам. Открыватели и родоначальники смешивают разнородные стилистические и композиционные элементы, оказываясь победителями, не по законам вкуса, а по его инстинктивному чутью. И их беззаконные победы потом становятся образцом для новых толп подражателей» (Б. Л. Пастернак)

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» относится к философской лирике поэта. Автор рассуждает о вечном, о предназначении поэта, писателя, любого творческого человека.

Ранние произведения поэта находятся на границе двух направлений – символизма и футуризма. Борис Леонидович в начале своего творческого пути примкнул к течению футуристов, создав с несколькими поэтами-единомышленниками группу «Лирика», из которой вышел в 1914 году, объяснив это тем, что «Лирика» слишком сплетена с таким течением как символизм. Пастернак с поэтами, которые вышли вместе с ним из «первой» группы, создали новую группировку «Центрифуга». Но в душе Пастернак остался «чистым» лириком, его всё также привлекает творчество Андрея Белого, который был символистом.

Обобщая факты из жизни Бориса Леонидовича, обращая внимание на его ориентации в различные периоды его творческого пути, направление, к которому примыкал Пастернак, можно назвать симбиотическим, своеобразным. Хоть второй период творчества Пастернака (зрелый) и носит более яркие футуристические черты, но ему присущи некоторые черты символизма, тогда как раннему и позднему периодам присущи наиболее яркие символистские черты, которые не перекрывают футуристическую направленность, а становятся наравне с ней.

Размер стихотворения «Быть знаменитым…» – четырехстопный ямб. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Быть знаменитым…» состоит из 7 строф. Композиционно его можно разделить на три части.

  1. 1-я часть – 1-е две строфы. В этих четверостишиях автор будто ругает поэтов, которые творят не из-за любви, из-за необходимости выхода творческого потенциала, а для славы. Пастернак объясняет им что такое творчество на самом деле, какова его цель: «Цель творчества – самоотдача».
  2. 2-я часть – 3 последующие строфы: 3-я, 4-я и 5-я. Каждое из этих четверостиший начинается с союзов: «Но надо…», «И надо…», «И окунуться…». Данная конструкция передаёт всю воодушевлённость автора, передаёт его отношение к поэзии, он будто замечтался, перечисляя «функции» поэта, он неравнодушен к данной теме.
  3. 3-я часть – это последние два четверостишия. В данной части поэт пишет: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать…», то есть поэт должен творить, выражать свои чувства, не обращая внимания на то, как посмотрят на него окружающие, не зависеть от их мнения.

Также в заключении автор пишет:

«Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца»

Эти строки подводят итог всего выше сказанного, они – суть стихотворения.

Образы и символы

Лирическим героем стихотворения «Быть знаменитым…» является сам автор. Его отличительной чертой является искренность, причём эта искренность направленна и к нему самому, он не придаёт своих принципов, даже если это может как-то негативно отразиться на его судьбе.

  • Лирический герой Пастернака рассудительный, размышляющий, но не потерявший своей непосредственности, простоты.
  • В начале произведения перед читателем вырисовывается образ поэта приземленного, «трясущегося над рукописями». Затем автор рисует образ «настоящего» поэта, смелого, который «слышит будущего зов».
  • Также в произведении присутствует ещё один интересный образ — образ пространства. Автор пишет, что нужно жить так, «чтобы в конце концов привлечь к себе любовь пространства».
  • Пространство – это место, которое способно вместить всё, что угодно, в любом количестве. Это понятие вне времени. Рассуждая данным образом, можно предположить, что автор хотел сказать об обязанности поэта, заключающейся в необходимости быть вне времени, быть всегда актуальным.
  • Туман в произведении – символ неизвестного, неопределенного. Также он является чем-то средним, между реальностью и воображаемым, что очень похоже на определение, восприятие поэзии, соединяющей в себе эти два измерения.
  • Шаги можно сравнить с творческими исканиями поэта, с его нововведениями, открытиями. Эти шаги, оставляющие следы, протопчут тропинку, путь, по которому пройдут последователи поэта.

Построенная поэтом система образов позволяет наиболее полно прочувствовать тему произведения, понять авторское виденье, его замысел.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» — роль поэта, путь поэта, его предназначение. Этой темы касались очень многие писатели, желая «расшифровать» себя, стараясь не запутаться и не потеряться в своих собственных рассуждениях, стремясь открыть что-то очень важное, глубокое и нужное для всего человечества, что-то вечное.

Проблематика произведения «Быть знаменитым некрасиво…» многосложная. Автор пишет о самоотдаче, о славе, которая может направить на ложный путь, о необходимости оставаться «живым», то есть писать только о насущном, о том, что будоражит душу.

Настроение стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» воодушевленное, вдохновляющее. Поэт пишет очень «живо» о том, что его волнует, тем самым «воспламеняя» читателя, даря ему ключ от понимания «настоящей» поэзии.

Основная идея

«Цель творчества — самоотдача»
«Но надо жить без самозванства»
«Привлечь к себе любовь пространства»
«Но быть живым, живым и только, живым и только до конца»

Данные строки передают смысл произведения «Быть знаменитым некрасиво…». Автор описал «идеального» поэта, того, к которому он стремится, к которому должны стремиться все поэты. Такова главная мысль произведения.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…» изложены в списке:

  1. Эпитеты: «быть знаменитым некрасиво», «жизни целой».
  2. Сравнения: «и прятать в ней свои шаги, как прячется в тумане местность».
  3. Метафора: «услышать будущего зов», «оставлять пробелы в судьбе», «окунаться в неизвестность», «по живому следу», «ни единой долькой», «быть живым, живым и только»
  4. Метонимия: «привлечь к себе любовь пространства».
  5. Олицетворение: «прячется в тумане местность».
  6. Антитеза: поражение и победа.
  7. Фразеологизмы: «быть притчей на устах у всех», «в ней не видать ни зги», «за пядью пядь».
  8. Архаизм: «не видать ни зги».
  9. Анафора:

«Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива»

«И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги»

  1. Многосоюзие встречается в 4-й и 5-й строфах.
  2. Лексический повтор: «но быть живым, живым и только, живым и только до конца».

Также данные строки можно определить как градацию, усиливающую эмоциональный окрас произведения.

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *