Анализ романа «Грозовой Перевал» (Э. Бронте)
«Грозовой Перевал» – увлекательная история о двух поместьях, двух семьях, их объединении и жажде мести Хитклифа, рассказанная ключницей миссис Дин мистеру Локвуду. Роман был выпущен в 1847 году под псевдонимом Эллис Белл и не пользовался успехом и популярностью. Только спустя время широкая публика признала произведение, оценила его новаторство и вклад в литературу, что позволило «Грозовому перевалу» стать эталоном романа позднего романтизма и классическим произведением английской литературы. Сегодня Многомудрый Литрекон подготовил для Вас анализ романа «Грозовой Перевал» английской писательницы Эмили Бронте и готов им поделиться. Обязательно прочтите оригинальный текст, ознакомьтесь с кратким содержанием по главам и возвращайтесь. Приятного просвещения!
Содержание:
История создания
В 1846 год сёстры Бронте (Шарлотта, Энн и Эмили) под псевдонимом «братьев» Белл выпускают сборник стихов. Он не пользуется спросом: продано всего 2 экземпляра, однако стихи Эллиса (Эмили) были отмечены рецензентом британского критического журнала «The Athenæum».
Через год, 24 ноября 1847, публикуется роман «Грозовой Перевал». Он остался незамеченным, а авторство и вовсе было присвоено Шарлотте, «Джейн Эйр» которой незадолго до этого стала сенсацией и обеспечила ей литературный статус среди других значимых писателей.
Спустя время ситуация изменилась: роман произвёл фурор среди бунтарей, выступающих против академизма в искусстве, Бронте стали считать «звёздным» романтиком и художником-визионером. Минул век, и Уильям Сомерсет Моэм, английский писатель-классик, включил «Грозовой Перевал» в десятку лучших романов мира.
Жанр, направление
Направление, к которому принадлежит «Грозовой Перевал», всегда спорный момент в литературоведении. Он находится где-то между двумя ведущими направлениями середины девятнадцатого века – романтизмом и реализмом, является синтезом двух методов.
В основе, конечно же, лежит реалистическая составляющая, то есть правдивое описание и изображение действительности, быта, однако история обогащена романтической традицией. Можно сказать, что перед нами уникальный и магический реализм, реализованный через романтическую символику.
Жанр «Грозового Перевала» – социальный роман с элементами готики и трагизма. Также можно утверждать, что это психологический роман – перед нами раскрываются различные аспекты внутреннего «я» героев, человеческих отношений и сила страсти, движимая изнутри жаждой мести.
Многие критики писали, что это роман, переходящий в поэзию; образец «чистой поэзии» (поскольку для многих Эмили Бронте была именно поэтом, а не писателем-романистом).
Композиция
Композиция романа «Грозовой Перевал» кажется довольно простой, однако это не совсем так. Перед нами сложное сочетание временных пластов, поскольку в начале истории точно сказано, что на дворе зима 1801 года. В конце книги выяснится, что в тот же момент события ещё не закончились, близится развязка, а конец и вовсе случится лишь в сентябре 1802.
В четвёртой главе один из рассказчиков (вообще два рассказчика в романе было новаторством в тот момент), миссис Дин, начинает повествование, и мы перебрасываемся на тридцать лет назад – к самому началу, а затем продвигаемся дальше по временной шкале, наблюдая ключевые моменты, которые и открывают завесу идеи всего романа.
События не всегда идут в хронологической последовательности: что-то опускается, иногда нам говорят события, которые ещё только произойдут (например, сначала было сказано, что Изабелла уехала жить куда-то под Лондон, через несколько лет смерть её настигла; при этом в дальнейших главах мы увидим, что Эдгар ездил к ней, застал её смерть, а там уж и привёз племянника на Мызу Скворцов), потом мы возвращаемся в прошлое или же переходим к настоящему.
Говоря о композиции, важно отметить, что перед нами рассказ в рассказе, то есть пересказ мистера Локвуда истории, которую он услышал от старой ключницы. Мы видим впечатления лондонского джентльмена от происходящего и комментирование всех событий миссис Дин, женщины с обострённым чувством справедливости и в некоторых моментах судьи.
Всего в романе 34 главы. Интересно, что Шарлотта Бронте посчитала «Грозовой Перевал» шероховатым (то есть написанным неровно).
Смысл названия
Смысл названия романа довольно прост и понятен, ведь Грозовой Перевал – название поместья сначала семейства Эрншо, а затем и мистера Хитклифа.
Практически все действия, от начала и до конца, происходят именно на Грозовом Перевале, именно его не хотят видеть и упоминать на Мызе Скворцов, именно там почти всю жизнь прожил мистер Хитклиф, страдал и жаждал мести.
«Грозовой Перевал – так именуется жилище мистера Хитклифа. Эпитет «грозовой» указывает на те атмосферные явления, от ярости которых дом, стоящий на юру, нисколько не защищён в непогоду»
«Грозовой Перевал – проклятый дом»
Суть
Большинство считает, что суть романа заключается в конфликте двух социальных групп – жителей Грозового Перевала, обречённых на борьбу за существование, и жителей Мызы Скворцов, богатых и успешных, однако это не совсем так.
Эмили Бронте показала читателям духовный конфликт: столкновение вольности и свободы, верности самому себе с повиновением условностям и тепличной жизни, морали. Хитклиф мстит абсолютно одинаково и тирану Хиндли Эрншо, и утончённому Эдгару Линтону.
Главные герои и их характеристика
Героев в романе «Грозовой Перевал» достаточно много, но это не помешало Многомудрому Литрекону рассказать о большинстве из них:
- Мистер Локвуд – рассказчик, лондонский джентльмен. Поселился на Мызе Скворцов, познакомился с хозяином и захотел узнать его историю.
- Эллен (Нелли) Дин/миссис Дин – рассказчик, старая ключница. Выросла на Грозовом Перевале, какое-то время жила на Мызе Скворцов. Молочная сестра детей семейства Эрншо. Свидетель всех событий, происходящих в романе. Добрая и справедливая женщина, готовая всегда прийти на помощь своим господам.
- Хитклиф/мистер Хитклиф – центральный и загадочный герой, история которого рассказывается миссис Дин. Цыганский мальчик, которого нашёл в Ливерпуле мистер Эрншо и затем усыновил, относился к нему как к родному сыну. Стал врагом Хиндли Эрншо и другом (любимым человеком) Кэтрин Эрншо. С детства терпел много неприятия и ненависти, таких как жестокое обращение со стороны Хиндли. Позже его любовь, Кэти, предала его, выйдя замуж за Эдгара Линтона, который также недолюбливал героя. Эти инциденты побудили его поклясться отомстить всем, кто причинил ему зло, намеренно или непреднамеренно, включая Кэтрин и Эдгара. Он женится на сестре Эдгара, Изабелле, и мучает ее ради мести мистеру Линтону, а также создает проблемы почти всем остальным. В дальнейшем забирает их общего сына к себе и также издевается над ним. То же он проделывает с Гэртоном Эрншо и Кэти Линтон. Похоже, что жестокое обращение, которому он подвергался в ранние годы, превратило его в травмированного человека и социопата. Умер в конце романа при странных обстоятельствах.
- Кэтрин Эрншо/Линтон – дочь мистера Эрншо, сестра Хиндли, любовь Хитклифа и Эдгара Линтона. Взаимно любила Хитклифа, но предпочла его врага, более богатого и красивого человека. Со временем впала в беспамятство, потеряла рассудок. Родила дочь, Кэти, и в ту же ночь умерла.
- Хиндли Эрншо – сын мистера Эрншо, брат Кэтрин и враг Хиндли. Во время учёбы, тайно от всей семьи, женился на Фрэнсис. Вернулся на Грозовой Перевал только после смерти отца. Имеет сына – Гэртона Эрншо. Любил выпить, был игроманом. В итоге проиграл всё Хиндли.
- Эдгар Линтон – сын мистера Линтона, изначального владельца Мызы Скворцов, брат Изабеллы, муж Кэтрин Эрншо; элегантный аристократ. Ревность к Хитклифу разрушает супружеские отношения с Кэтрин, что приводит к её смерти. После этого нашёл утешение в дочери, Кэти, попытался уберечь её от Грозового Перевала и Хитклифа, но не смог. Умер от болезни.
- Изабелла Линтон/Хитклиф – дочь мистера Линтона, сестра Эдгара, жена Хитклифа; элегантная аристократка. Влюбилась в Хитклифа, не представляя, какой он на самом деле. Нужна была мужу только для мести. Сбежала и переехала под Лондон, родила сына – Линтона. Умерла от болезни.
- Гэртон Эрншо – сын Хиндли и Фрэнсис. Несчастный ребёнок, который терпит издевательства сначала от отца, а потом попадает под власть Хитклифа (при этом очень его любил). Хитклиф обращается с ним точно так же, как его отец обращался с ним в детстве, воспитывая его. Гэртон – очень добросердечный и наивный персонаж, который ничего не знает о культурных манерах, несмотря на принадлежность к высшему классу. Ему никогда не давали надлежащего образования, однако появление в его жизни юной Кэтрин навсегда меняет его судьбу. В конце романа всё же учится читать и завязывает любовные взаимоотношения с Кэти.
- Кэтрин Линтон/Хитклиф – дочь Эдгара и Кэтрин. Добрая и любознательная девушка, выросшая в любви. Несмотря на все трудности, понимает жестокость, через которую прошёл Хитклиф. Позже она влюбляется в сына Хитклифа, Линтона, но тот бросает её после угроз своего отца. В итоге решает выйти за него замуж и заботится о нём до самой его смерти. После смерти Хитклифа она восстанавливает свое утраченное имущество и положение с помощью Гэртона и решает выйти за него замуж.
- Линтон Хитклиф – сын Хитклифа и Изабеллы, муж Кэти Линтон. Красивый юноша со скверным характером и слабым здоровьем. Именно его Хитклиф использует для осуществления мести. Вскоре после женитьбы умирает.
- Мистер и миссис Эрншо – владельцы Грозового Перевала, родители Хиндли и Кэтрин, опекуны Хитклифа.
- Мистер и миссис Линтон – изначальные владельцы Мызы Скворцов, родители Эдгара и Изабеллы. Недолюбливали Хитклифа. Умерли от болезни.
- Джозеф – противный набожный старикашка и слуга. Работал на Грозовом Перевале в течение шестидесяти лет. Практически всех ненавидел. Говорил на Йоркширском диалекте.
- Зилла – ключница сначала на Грозовом Перевале, а затем на Мызе Скворцов. Недолюбливала Кэтрин Хитклиф, была верна Хитклифу.
- Кеннет – врач, который иногда появлялся в поместьях.
- Мистер Грин – коррумпированный адвокат, который помог Хитклифу присвоить себе всё имущество Линтонов.
Темы и проблемы
Для лучшего понимания романа «Грозовой Перевал» обратимся к тематике и проблематике:
- Борьба добра и зла. Борьба добра со злом – центральная тема романа «Грозовой перевал». Эмили Бронте представила эту концепцию, используя такие эмоции, как любовь, месть и одержимость. Сначала история показывает разнообразную природу персонажей, как добрых, так и злых. Позже рассказчики объясняют причины их поведения. Например, жестокое обращение, с которым Хитклиф столкнулся в детстве, превращает его в человека, одержимого местью.
- Месть и насилие. Их мы наблюдаем от начала и до конца истории, они идут буквально рука об руку. Как уже говорилось, это история о жестоком обращении, которому подвергается Хитклиф, что, в конечном итоге, приводит его к манипулированию и пыткам других. Сначала он мстит Хиндли, лишая его крова, а затем держит его сына вдали от мира. Позже Изабелла становится жертвой его мести и насилия. Он даже не оставляет своего сына, поскольку целенаправленно втягивает его в неопределенную ситуацию. Хитклифу нравится причинять боль и дискомфорт другим, что становится тематической нитью романа. «Я пытаюсь решить, как мне отплатить Хиндли. Мне все равно, сколько я буду ждать, если только я наконец смогу это сделать».
- Классовые различия. Автор подробно рассказывает читателям о классовых различиях и как они влияют на жизнь человека. Кэтрин Эрншо, хоть и любила всей душой Хитклифа, предпочитает ему Эдгара Линтона, ведь тот красив и богат. Сами Линтоны недолюбливают, а в конце и ненавидят Хитклифа, ведь он всего-навсего цыганский мальчишка без фамилии.
- Странные взаимоотношения и любовь. Отношения в романе запутанные, мрачные и ироничные. Мистер Эрншо любит Хитклифа, своего приёмного сына, из-за чего Хиндли ненавидит и презирает того. Кэти любит Хитклифа, но выходит замуж за Эдгара Линтона. Точно так же Хитклиф любит Кэти, но женится на сестре Эдгара, Изабелле, и всё это из-за мести. В этом запутанном цикле взаимоотношений автор показывает, что любовь – это шутка, когда дело доходит до успеха. При этом нам показаны чуть ли не все виды любви в целом: страстная и разрушительная любовь между Кэтрин и Хитклифом, искренняя, но невзаимная любовь между Эдгаром и Кэтрин, нежная и страстная любовь между Гэртоном и Кэти.
- Патриархат. В романе Эмили показала оскорбительную природу патриархальной системы, при которой все решения крутятся вокруг властного мужчины, в данном случае Хитклифа. Под конец истории Кэти уже ничего не могла сделать, её заперли на Грозовом Перевале, насильно выдали замуж, избивали, отобрали имущество и наследство, а затем оставили Линтона умирать на её же руках.
Основная идея
В целом «Грозовой Перевал» – сложное и насыщенное литературное произведение, в котором переплетено множество идей: месть, любовь, духовный конфликт, класс и власть. Сюжет показывает, что в основе злого поведения всегда лежат сложные мотивы, которые формируются еще в детстве. Главный герой пострадал в приемной семье и нес в мир лишь разрушение из-за скопившегося напряжения. Смысл романа метафорически передается в названии: дом аристократов стал средоточием губительного психологического напряжения, которое нашло выход в буре.
Эти идеи понятны каждому, кто читает роман, потому что они являются частью нашей реальности. Так что «Грозовой Перевал» – история о трагической любви и социальном неравенстве, если говорить кратко. Такова его главная мысль.
Чему учит?
Сложно сказать, чему конкретно учит роман «Грозовой Перевал» и в чём его мораль.
Во-первых, история показывает, что нет абсолютно добрых или абсолютно злых людей, в каждом из нас эти два чувства существуют, просто в разном процентном соотношении. Нечто хорошее было и в Хитклифе, просто его захватило чувство мести, появившееся из-за несправедливого отношения к нему. Та же Нелли Дин, показанная нам как добрая женщина, временами совершала противоречивые поступки.
Во-вторых, учит нас тому, как разрушительна сила одержимости. Хитклиф был одержим любовью, местью, в совокупности это привело к страшным последствиям и сумасшествию.
В-третьих, если закрыть глаза на страшные последствия, путь Хитклифа учит каждого быть целеустремлённым и не отступать от своей цели, от своих мечт.
В четвёртых, роман учит каждого из нас относиться с любовью и пониманием к окружающим нас людям.
Критика
Как упоминалось ранее, «Грозовой перевал» был встречен неоднозначно, когда был впервые опубликован. Хотя произведение теперь признано классикой мировой литературы, в 19 столетии многие его не поняли.
Периодическое издание «Graham’s Magazine» писало:
«Как человек мог взяться за такую книгу, как эта, и не покончить с собой, не дочитав и дюжины глав, остается загадкой. Это смесь вульгарного разврата и противоестественных ужасов»
Английская еженедельная газета «The Atlas» назвала роман «странной» и «нехудожественной» историей, но отметила, что всё же прослеживается «своего рода мощная сила»
Были и другие мнения:
Алджернон Чарльз Суинберн, английский поэт, и Данте Габриэль Россетти, один из главных представителей прерафаэлитов, первыми высказались, что «ГП» нельзя относить к классическому викторианскому роману. Второй и вовсе писал:
«Его [романа] действие происходит в Аду, но только… люди и местности там носят английские фамилии и названия»
Теоретик эстетизма и английский поэт-символист Артур Саймонс писал:
«Никогда ещё роман не разражался такой грозой»
Ричард Фокс, английский литературовед и критик-коммунист, считал «Грозовой Перевал» «Манифестом английского гения»
К концу 19 века, благодаря Агнэс Мэри Фрэнсис Дюкло, которая опубликовала биографию Эмили Бронте, «Грозовой Перевал» стал считаться более глубоким и сложным для понимания романом, нежели «Джейн Эйр», а затем стал и вовсе лучшим в тройке работ сестёр Бронте.
Вирджиния Вулф, британский автор-модернист, писала:
«»Грозовой перевал» – книга более сложная для понимания, чем «Джейн Эйр», потому что Эмили была большей поэтессой, чем Шарлотта. <…> Она смотрела на мир, расколотый на гигантский беспорядок, и чувствовала в себе силу объединить его в книге»
Джон Роберт Маккрам, современный английский писатель и редактор, поместил «Грозовой Перевал» в свои списки: «100 величайших романов всех времён» и «100 лучших романов, написанных на английском языке»; также писал:
«»Грозовой перевал» высвобождает в романе необычайную энергию, обновляет его потенциал и практически заново изобретает жанр. Размах и направление воображения, страстное исследование роковой, но возрождающей к жизни любовной истории и блестящее манипулирование временем и пространством ставят его в один ряд с другими романами»
Таким образом, «Грозовой Перевал», написанный Эмили Бронте в середине девятнадцатого столетия, благодаря великолепно изображённой обстановке на Йоркширской вересковой пустоши на севере Англии и сложным взаимоотношениям между персонажами, стал одним из величайших произведений мировой литературы.
Автор: Анастасия Александрова