Анализ антиутопии «1984» (Джордж Оруэлл)

Двадцатый век стал для человечества эпохой тяжёлых испытаний и тревог. Мировые войны, терроризм, ядерное оружие, техногенные катастрофы, несущийся семимильными шагами научно-технический прогресс – всё это вызывало у мыслящих людей тревогу за человеческую цивилизацию. Иногда казалось, что человечество находится в шаге от того, чтобы упасть в бездонную пропасть, в которой нет ничего, кроме мрака и гибели. Разумеется, писатели всего мира остро чувствовали нарастающие многочисленные угрозы мировому благополучию, а потому не могли не откликнуться на это, породив целые новые жанры и направления в литературе. Одним из таких творцов стал английский писатель Джордж Оруэлл, создавший роман «1984», ставший эталоном романа-антиутопии и породивший ряд крылатых выражений и названий, ставших нарицательными. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор по плану. 

История создания

Несомненно, огромное влияние на писателя оказала Вторая мировая война, когда в результате установления в Европе и Азии ряда правых диктатур и упадка западных демократий, почти все цивилизованные страны планеты оказались втянутыми во всеобщую войну, ставшую причиной более чем пятидесяти миллионов смертей. По всей видимости, писатель захотел осмыслить эти события, понять, почему восторжествовала диктатура, показать, как низко может пасть человечество, и порассуждать над тем, что значит человек перед громадой государственной машины. 

История написания романа «1984» включает в себя интересные факты:

  • Оруэлл объявил личную войну диктатуре еще до написания антиутопии. В 1936 году он отправился в Испанию, где бушевала гражданская война. Он занял сторону партии, противостоявшей националистам. Писатель сражался с тиранами, ненавидевшими представителей других народов, и отбыл только после серьезного ранения. После начала Второй Мировой войны автор не смог пройти медицинскую комиссию и попасть на фронт, зато вел агитационную передачу на Би-би-си и осуждал нацизм.
  • Замысел романа пришел к писателю во время работы над сказкой «Скотный двор», написанной по мотивам русской революции 1917 года.
  • Знаменитая формула 2+2=5 заимствована из советского быта: именно в СССР был призыв выполнить пятилетний план за 4 года.
  • Во время работы над романом писатель также вдохновлялся романом «Мы» Замятина, который во многом и породил весь жанр. Его Оруэлл прославил на весь мир.
  • Сам писатель говорил, что идея для романа родилась у него ещё к 1943 году. Неизвестно, когда именно Оруэлл приступил к работе над произведением. В 1947 году, несмотря на туберкулёз, писатель закончил черновой вариант своего творения. После этого болезнь обострилась, работа замедлилась, и роман был опубликован только в 1949 году. Через год Оруэлл скончался, так и не узнав об успехе своего романа.
  • Нетрудно догадаться, что книга была запрещена в СССР вплоть до перестройки.
  • Миру известны не только британские ученые, но и своеобразный юмор англичан. Так, посольство СССР в Англии было расположено на улице, названной в честь Оруэлла.

Жанр и направление

«1984» был создан в рамках литературного направления модернизма, когда писатели стремились отойти от традиционной структуры литературного произведения и привычных образов.

Жанр этого произведения можно определить, как роман-антиутопия. Повествование охватывает длительный промежуток времени, включает в себя большое число действующих лиц, сюжет разворачивается на фоне масштабных и значимых событий. Произведение «1984» рассказывает о гипотетическом будущем человечества. Повествование имеет мрачный и депрессивный тон. В основе основного конфликта лежит противостояние человека и тоталитарной системы.

Смысл названия

Многие литературоведы полагают, что смысл заглавия «1984» — это зеркальное отражение того года, когда автор закончил писать роман — в 1948 году. Сначала Оруэлл назвал книгу «Последний человек в Европе», но потом решил сделать название более лаконичным и менее пафосным — «Живые и умершие». Но и оно сильно отдавало стариной и позерством. Тогда писатель пришел к самому короткому и непонятному варианту заглавия, которое ожесточенно критиковал издатель — «1982».

Но, в конце концов, писатель выбрал более символичный вариант и остановился на нем.

Суть: о чём?

Роман рассказывает нам о том, как к 1984 году, в результате войн и политических кризисов на планете Земля, образовались три тоталитарных сверхдержавы: Океания, Евразия и Остазия – которые непрерывно воюют друг с другом.

Главный герой романа – Уинстон Смит, является гражданином Океании, проживает в Лондоне и работает в Министерстве правды. В его обязанности входит редактирование старых правительственных заявлений, чтобы скрыть ложь государства. Внешне Смит выражает полную лояльность государству и его лидеру – Большому Брату, состоит в партии, однако на самом деле давно сомневается в политике правящей элиты.

Однажды судьба сталкивает героя с партийной девушкой по имени Джулия, которая начинает шпионить за ним. Уинстон приходит в ужас, однако вскоре девушка передаёт ему записку, в которой признаётся ему в любви. Герои начинают встречаться, нарушая тем самым запрет для членов партии. Для своих свиданий они используют маленькую комнатку в старом стиле, расположенную на втором этаже антикварной лавки доброго старика Чаррингтона.

Параллельно с этим главный герой знакомится с О’Брайеном – высокопоставленным членом партии, который полунамёками даёт Смиту понять, что он тоже не поддерживает политику правительства, и, возможно, даже связан с подпольным Братством и самим Голдстейном – первейшим врагом Большого Брата.

Джулия и Уинстон решают вступить в Братство и открываются О’Брайену, который принимает их в ряды Братства, а также дарит им книгу Голдстейна, в которой рассказывается правда о том, как на протяжении всей истории человечества группы властолюбивых революционеров используют недовольство забитых рабской жизнью масс, чтобы захватить власть и снова вернуть народ в рабское состояние.

Через некоторое время, во время очередного свидания у Чаррингтона, на героев совершает облаву полиция мыслей. Милый старик оказывается внедрённым правительственным агентом. Уинстон оказывается в застенках спецслужб Океании. Сначала он с удивлением узнаёт, что его делом занимается никто иной, как О’Брайен, намеренно заманивающий слабых духом и сомневающихся в несуществующее Братство, чтобы потом арестовать. Героя подвергают истязаниям, он отчаянно цепляется за идеи и образ Голдстейна, но О’Брайен сообщает, что никакого Голдстейна, скорее всего, не существует, и именно О’Брайен и написал злополучную книгу. Герой ломается, признаёт свою вину и отрекается от своих идей. Однако последним гвоздём в крышку его гроба становится момент, когда он, не выдерживая пыток крысами, кричит, чтобы крысам отдали его возлюбленную Джулию, а не его.

Мы снова встречаем нашего героя спустя некоторое время, он успешно перевоспитался, сидит в пабе и напряжённо следит за новостями с фронта. Джулию тоже выпустили на свободу, герои встречаются и спокойно рассказывают, что предали друг другу. Смит понимает, что слежки за ними больше нет, и они могут снова возобновить отношения, но ни его, ни её это уже не интересует. Герои навсегда расходятся, а горечь в сердце Уинстона заглушает новость о победе армии Океании в Африке. В этот момент Смит окончательно понимает, что он любит Большого Брата.

Подробное краткое содержание по главам Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон дал приют героям книги в таблице. Образы главных героев в романе «1984» расставлены перед Вами:

Уинстон Смит не особо примечательный мужчина тридцати девяти лет. Светловолосый и невысокий. Его родители были репрессированы вскоре после установления власти Большого Брата, а сам он с юных лет работал в министерстве. Героя можно назвать пассивным, нерасторопным и смирным человеком. И все же он делает попытки мыслить и судить о жизни свободно. Несмотря на свой бунт против системы, понимает, что он обречён, в итоге оказывается неспособным ни бороться с системой, ни погибнуть.
 Джулия двадцати шестилетняя симпатичная девушка. Кареглазая, с каштановыми волосами. Работает в отделе литературы министерства правды. Проницательна и умна, поэтому смогла раскусить Смита, поняв его истинные чувства. В итоге также оказывается не способной противостоять государству и смиряется со своей судьбой.
О’Брайен высокий плотный мужчина с грубым лицом. Носит очки. Крайне обаятелен и обходителен. Коварный и беспринципный кукловод, заманивающий героев в ловушку, хладнокровно подвергает их пыткам и в итоге ломает, заставляя их признать свою вину и предать друг друга.

Темы 

Тематика романа «1984» может быть дополнена, как и список героев, если Вы напишите о необходимости этого дополнения в комментариях.

  1. Любовь – Оруэлл показывает нам, что в безумном и жестоком мире, где царят насилие и террор, только любовь может стать настоящим утешением для человека. Именно после того, как человек предаёт свою любовь, отрекается от своих чувств, он по-настоящему умирает, превращаясь в часть безликой серой массы.
  2. Быть и нравы нового государства – на примере Океании Оруэлл демонстрирует нам гиперболизированное тоталитарное государство. Нам демонстрируют жизнь пролов – большую часть населения страны и членов внешней партии – чиновников низшего ранга, служащих винтиками государственной машины. Пролы прозябают в ужасающей нищете, занимаются самым тяжёлым и неблагодарным трудом и миллионами гибнут в постоянных войнах. В таких условиях они непрерывно деградируют, предаваясь пьянству и разврату, чему правительство только способствует, ведь невежественный народ не надо даже к чему-то принуждать, он и так, не задумываясь, исполнят все приказы своих лидеров. Лишь немногим лучше живётся членам внешней партии, они не знают такой же острой нужды, как пролы, но зато подвергаются постоянному идеологическому давлению и рискуют в любой момент столкнуться со спецслужбами, готовыми карать даже за неправильный ход мысли. Таким образом, Оруэлл показывает тоталитарное общество, как стадо животных, которым управляют с помощью страха и насилия невидимые пастухи.
  3. Власть и оппозиция – на протяжении всего романа «1984» герой верит существование оппозиции, которая противостоит внутренней партии и Большому Брату. Однако автор повергает и своего героя, и читателя в пучины отчаяния, показывая, что государство настолько коварно и вездесуще, что само притворятся оппозицией самому себе ради того, чтобы окончательно раздавить любое сопротивление.
  4. Власть и народ – отношения между государством Океанией и собственным народом строго антагонистические. Власть видит в пролах лишь расходный материал, членов внешней партии учат презирать простых людей. А сами пролы настолько забиты и подавлены бедностью и невежеством, что за ними даже не нужно особого контроля, ведь они просто не способны осознать, кто на самом деле является источником их страдания, веря в рассказы о многочисленных врагах и предателях.

Проблемы

Проблематика романа «1984» столь же интересна и глубокомысленна:

  1. Тоталитаризм – Оруэлл в своём романе представил гиперболизированные черты любого тоталитарного государства. Пропаганда, ксенофобия, шпиономания, трудовые лагеря, репрессии и милитаризм. Океания стала настоящим образцом для всех писателей в жанре антиутопии и его ценителей.
  2. Пропаганда – во время Второй мировой войны писатель сам был частью пропагандисткой машины Великобритании, а потому прекрасно знал силу средств массовой информации, с помощью которых власти могли оказывать колоссальное воздействие на народные массы. Всё это нашло отражение в его романе «1984», где воздействие правительства на сознание людей достигает такого масштаба, что оно способно убедит человека в том, что дважды два равняется пяти. 
  3. Ложные ценности – лозунгом правящей партии Океании являются слова: «Война – это мир. Свобода – это рабство. Незнание – сила». Именно в них полностью отражено то, как правительство Большого Брата не просто навязывает людям свои идеалы, но искажает вечные человеческие ценности, меняет под себя сам мир. И самое страшное, у него это даже получается.
  4. Война – роман «1984» ясно даёт понять, что мир на протяжении многих лет объят нескончаемой жестокой войной, забирающей миллионы жизней, оттягивающей на себя все ресурсы. Однако этот конфликт не оказывает какого-либо серьёзного влияния на жизнь людей, волны мобилизации, бомбардировки, сводки с фронтов – всё это стало настолько привычным, что война воспринимается, как нечто обыденное и понятное, а сводки с фронта ждут, как сообщения о победе футбольной команды. Нам не расскажут ни о причинах, ни о целях этого кровопролития в масштабах целой планеты. Война в романе «1984» не имеет смысла и ведётся правительствами всех стран ради самой войны.

Основная идея

Смысл романа «1984» представляет собой предупреждение писателя всему человечеству о том, какая судьба его ждёт, если народ будет позволять своим правительствам вырождаться в бесчеловечные диктатуры. Оруэлл раскрыл все уловки пропагандистов в рамках таких режимов и развенчал их. Их увлечение историей объясняется желанием переписать ее, их воинственность — это жажда власти, их призывы к подвигу — манипуляция народным сознанием. Ханжеское отношение к любви, дружбе и другим искренним чувствам вытесняет из личности индивидуальность.

В своём произведении Оруэлл выразил свой взгляд на власть, революцию и роль народных масс в историческом процессе. Осудил тоталитаризм, милитаризм и террор, как средства управления людьми. Такова главная мысль романа «1984».

Чему учит?

Антиутопия «1984» говорит о том, как важно для народа участвовать в управлении государством, самостоятельно бороться за свои права, а не пассивно вручать свою судьбу в руки правящего класса. Он говорит нам о том, как важна любовь в жизни человека, что именно она придаёт нашей жизни смысл. Такова мораль романа «1984».

«1984» даёт нам яркий антипример того, как может быть организовано государство. Это произведение содержит в себе призыв к миру терпимости и осуждение диктатуры в любой её форме. Это и есть нравственные уроки антиутопии «1984».

Критика

Антиутопия Оруэлла был тепло встречена читающей публикой, как на Западе, так и в странах Социалистического блока, однако каждая сторона пыталась использовать посыл романа в свою пользу. В капиталистических странах утверждали, что Оруэлл в своём творчестве отсылал читателя к коммунистическим диктатурам, а в СССР делали выводы о том, что писатель в лице Океании изобразил государство, находящееся на высшей стадии становления империализма.

Современные исследователи и писатели лояльны к антиутопии Оруэлла и отмечают крупицы истины, которые делают писателя пророком:

Джордж Оруэлл не только изменил наши взгляды на мир, показав нам, как возникает тирания. Роман «1984» стал своего рода справочником для живущих в трудные времена. Казалось бы, мы уже никогда не должны верить очередному министерству правды, провозглашающему, что «незнание — сила». И тем не менее жизнь раз за разом испытывает нас. (английский литературовед Джин Ситон)

Но кое-в-чём автор «1984» оказался прав. Если бы на его страницах, щедро усеянных ложью, не завалялись бы крупицы истины — вряд ли он имел сегодня столь большую популярность. Репрессивная культура, о которой писал ещё Герберт Маркузе в 60-е годы, породила «одномерного человека» – идеального потребителя с атрофированным инстинктом борьбы. Новые технические средства – видеокамеры, сотовая связь, Интернет – открыли возможности не только для коммуникации, но и для тотального контроля и слежки за населением. Кажется, история со Сноуденом показала всему миру: Большой Брат действительно следит за нами. (литературовед Андрей Рудой)

Поэт и публицист Дмитрий Быков считает роман актуальным, при этом отмечает изменение отношения к роману со временем: «… бытовало мнение, что Оруэлл силён как социальный мыслитель и относительно бледен, трафаретен как художник. Оказалось наоборот»

Этот вопрос является предметом дискуссий и в наши дни. Так или иначе роман «1984» стал неотъемлемой частью мировой культуры, он был несколько раз экранизирован и разобран на множество цитат.

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector