Анализ романа «Рудин» (И.С. Тургенев)

В романе «Рудин» И.С. Тургенев отобразил традиционные мотивы тех лет: трагедия лишнего человека, бессмысленность праздной жизни, несчастная любовь. Во многом черты главного героя схожи с характером самого писателя: Тургенев так и не женился, хотя в него была очень сильно влюблена сестра писателя Л.Н. Толстого… Но обо всем по порядку: Многомудрый Литрекон представляет анализ «Рудина» по плану.

История создания

История написания романа «Рудин» сообщает читателю интересные факты о самом авторе:

  1. В 1855 г. Тургенев пишет письмо критику Боткину о том, что он планирует написать повесть, персонажи которой уже обдуманы. Интересен тот факт, что имя главной героини изначально было задумано как Маша. Липина была Пасынковой. А Лещовым в определенное время даже был Лежнев. Предполагаемое имя героини указывает на то, кому посвящен роман «Рудин». Видимо, автор описал свою несчастную историю любви. Он тесно общался с сестрой Толстого — Марьей Николаевной. Она любила Тургенева, и у них начался роман. Женщина решила развестись с мужем, но после развода Тургенев так и не сделал ей предложения, потому что уже завел другой роман — с Полиной Виардо, и содержал всю ее семью, включая мужа. Толстой был в ярости и даже вызвал Тургенева на дуэль, но она не состоялась. Переживая эту ситуацию, автор винил себя, поэтому написал роман «Рудин» и дал своему герою уничижительную характеристику.
  2. Первые отзывы о книге от Чернышевского и Некрасова были положительными. Однако через три-четыре года критика изменилась в худшую сторону. Тургенев, задетый такой оценкой, включил в произведение эпилог, где Рудин умирает на парижских баррикадах, как герой.
  3. Наталья Ласунская — первая классическая барышня, типаж которой потом назовут «тургеневская девушка». Это сильная, но внешне хрупкая героиня, которая беззаветно отдаётся любви, но не получает от мужчины достаточной эмоциональной отдачи и остается несчастной. Она является отражением тех редких девушек, которые встречаются не только в то время, но и сейчас.

Работу над созданием своего романа русский писатель завершил в 1855 году.

Жанр и направление

Рудин — эпическое произведение Тургенева, жанр которого определить сложно. Проблема жанра тургеневского романа вообще и «Рудина» в частности рассматривается обычно, как переход от «старой манеры» (слова самого писателя) к новой, от повести к роману. Еще в начале XIX столетия появились романы Загоскина, Нарежного, Лажечникова, но в большой литературе в сущности не было произведения, которое так же неоспоримо могло быть причислено к жанру романа, как, допустим, «Анна Каренина». Поэтому сами писатели называли свои романы повестями и наоборот: точного понимания жанра не было, границы были размыты. Но сегодня принято считать, что «Рудин» — это роман, ведь для повести данное произведение слишком крупное. В этой книге писатель отражает социальную жизнь, исследует лишнего человека, открывает тип «тургеневской девушки».

Очень сложно понять, в каком именно жанре Иван Тургенев создал свое произведение «Рудин». Тому периоду была присуща некая стертость границы между романом и повестью. Нередко писатели думали, что создали повесть, а читатели называли произведение романом. Наблюдалась и обратная ситуация. Иван Тургенев хотел создать повесть, однако у него получилось произведение более объёмное и содержательное. В связи с этим произведение «Рудин» называют романом.

Направление творчества Тургенева — реализм. Все события реальны, конфликт не выходит за рамки типичных обстоятельств, герои находятся в традиционных для себя условиях и отражают особенности своего сословия и положения.

Суть романа

Поскольку Тургенев имел похожие черты с Дмитрием (главным героем), ему было любопытно понять психологию героя, отобразить характерные проявления «лишнего человека». Действие романа происходит в разные временные сроки. Отличается лаконичностью, фактичностью и строгостью. Дмитрий Рудин приезжает в деревню, появляется в поместье Дарье Ласунской и знакомиться с Натальей (ее дочерью), его приезд — событие для всех. Как выясняется позднее, Дмитрий уже был знаком с соседом Ласунской – Михаилом Лежневым. За спиной Рудин нелестно отзывается о своем приятеле. Да и вообще не любит говорить о своем прошлом и вечно переводит тему на абстрактные рассуждения, которые покоряют весь салон Ласунской. Но Михаил знал его еще в юности и рассказал некоторым людям, что Рудин любит пожить за чужой счет и разыграть из себя знатока всего, чего он не знает. Так и происходит: Ласункая уговаривает Рудина жить у нее и дает ему денег. Наталья увлечена гостем и слушает его, затаив дыхание. Все его призывы к труду она принимает за чистую монету и верит каждому слову.

Ухажер Натальи, Волынцев, ревнует, но ничего не может поделать. Между Натальей, Волынцевым и Дмитрием образуется любовный треугольник. Волынцев давно ухаживает за Натальей, но она предпочитает Дмитрия. При этом Михаил рассказал, что новый знакомый семьи отличается ветреностью и несерьезностью. Волынцев пытается защитить Наталью от его влияния, но девушка все равно влюбляется и переживает разочарование: Дмитрий не готов к серьезным отношениям. Когда она призналась матери в своем намерении выйти замуж, та отказала ей в благословении. Узнав об этом, Рудин предложил ей покориться судьбе. Она восприняла это как трусость и убежала. Он лишь убеждает себя, что любит, но на самом деле — нет. Жар его чувства растрачен впустую. Он много говорит и знает, но ничего не делает. В итоге Рудин уезжает из поместья навсегда.

Спустя два года Наталья выходит замуж за Волынцева и забывает Рудина. Свою праздную и пустую жизнь он приносит в жертву на баррикадах, участвуя во французской революции.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон дополнит таблицу, если на то есть воля читателя. Он же перечисляет только главных героев романа «Рудин».

Дмитрий Рудин приезжает в деревню, появляется эффектно. Его эрудированность, логичность мышления, оригинальность и красноречивость в общении с Пигасовым выделяют все гости салона Ласунской (бывшая яркая светская львица) А Лежнев, бывший друг Дмитрия говорит о Рудине, как о человеке, воспламеняющем других, но внутри холодным как лед. Рудин прекрасно владеет ораторским искусством, но не может применить свои таланты. Он не живет по тем заветам, которые пропагандирует в свете. Поэтому все его слова ничего не значат. В любви проявляется вся его несостоятельность: первое же препятствие заставляет его отступить.
Наталья Ласунская дочь Дарьи, «тургенеская девушка» — нежная, скромная и целомудренная. По ее поступкам мы понимаем, что она смелая, цельная, способная на проявление своих чувств. Ради любви она готова пожертвовать всем, что у нее есть. Слова Рудина о труде, нравственной жизни и доброте находят отклик в ее сердце. Сильная девушка идет в своих чувствах до конца и не останавливается ни перед чем. Она говорит то, что делает и во что искренне верит.
штабс-ротмистр Волынцев Честный и прямодушный человек, смелый и сильный мужчина. Он любит Наталью и ради нее готов даже смириться с ее замужеством. В нем проявляется истинное благородство дворянина. Волынский питает сильные чувства к Наталье и готов ради них на все. В его образе писатель показал честного, смелого и решительного человека. Волынского по праву можно считать надежной опорой. 

Темы

Тематика романа «Рудин» перед Вами:

  1. Любовь. Рудин признается в любви к Наталье, Наталья отвечает взаимностью, но Рудин относится к своим словам поверхностно и не думает о последствиях своих слов, а потом отказывается от них. Наталья – юная девушка, не познавшая ни любви, ни разочарований, его слова она принимает близко к сердцу. Она умная и понимает, что слова просто так нельзя сказать и взять, когда захочется. Лежнев говорит о Наталье «Наталья – не ребенок», — а вот Рудин по сравнению с юной Натальей ведет себя как малодушный и трусливый мальчик. Но Рудин — рефлексирующий тип, он понимает, что сделал глупость и обидел девушку, отдавшую ему сердце, и поэтому сбегает из деревни.
  2. Быт и нравы дворянства. «Период идей дворянского просвещения, период Рудиных, сменился периодом идей народнических». Вполне естественно, что в романах Тургенева нет широких картин быта и нравов помещичьего и чиновничьего общества, как это встречается у Гончарова и у Писемского. Для Тургенева повседневный быт — всего лишь фон, а не один из главных объектов изображения.
  3. Лишний человек. Рудин, Онегин Пушкина, Обломов Гончарова – все это тип «лишнего человека». Что их объединяет? У них есть все данные, чтобы принести пользу этому миру, чтобы быть цельными и радовать людей вокруг себя. «Но они сделали всё или почти всё, ничего или почти ничего». Рудин может воспламенить всех, как верно сказал Лежнев, у него есть энергия и сила, чтобы свершить великие дела, но такие люди слабы духом, характером. Он бросает свои слова на ветер, не думает о юной Наталье и причиняет ей боль, но мы видим, что Наталья намного сильнее и уверенней в своей жизни, словах, поступках, чем Дмитрий. Дмитрий умирает как герой на баррикадах, этим Тургенев открывает вопрос: может, такие люди все же способны на что-то большее?

Проблемы

Проблематика романа «Рудин» интересна и по сей день:

  1. Разочарование в жизни. Рудин уезжает с горечью после расставания с Натальей. Как мы узнаем позже из его общения с Лежневым, он рассказывает, что много чем занимался, был чем-то вроде домашнего секретаря при богатом помещике, занимался мелиорацией, преподавал русскую словесность в гимназии… И везде потерпел неудачу, стал даже побаиваться своей несчастливой судьбы. Рудин поверхностно относится к делам, поэтому быстро перегорает и разочаровывается в сфере деятельности. Поэтому он ничего не достиг.
  2. Проблема применения себя и своих сил. Рудина ничего не увлекает, он не понимает, что ему нужно и что ему интересно, поэтому этот человек становится лишним в обществе. Он много говорит, много знает, но ничего не делает и ко всему относится легкомысленно. Поэтому все свои светлые порывы он растрачивает впустую.
  3. Трагедия лишнего человека. Рудин приезжает в деревню и очаровывает каждого. Он зажигает огонь во всех, особенно в Наталье, он говорит, как важно заниматься делом, что все еще впереди и влияет своим обаянием на каждого. Проходит несколько лет, и уже с Лежневым он говорит печально, спокойно и разочарованно. Нет того красноречия, а ведь прошло всего два года. Смерть Рудина на баррикадах заставляет читателя сопереживать ему и понять, что лишний человек страдает не меньше, чем жертвы его неприкаянности.
  4. Испытание любовью. Наталья Ласунская выдержала испытание, став только выше и сильнее в результате любовной горячки и разочарования в идеале. А вот Рудин не выдержал: он и сам понял, что проявил позорную слабость. С этого момента его жизнь начала катиться к закату. Герой нигде не находил покоя, везде был гоним и несчастен.

Главная мысль

Основная идея Тургенева в «Рудине» — это трагическая участь лишнего человека в обществе. Он говорил возвышенно, стремился к высоким целям, но ничего не мог сделать. Это пустоцвет, который красив внешне, но обречен на пустоту внутри. Этот тип вечен, и такие люди остаются глубоко несчастными, ведь они не глупы, но слабы и не способны на великие дела, к которым сами же они и призывают.

Автор обращает внимание читателя на разрушительность внутренней слабости: Рудин не только обрек себя на одиночество, но и разбил сердце Наталье. Но финальный аккорд в его судьбе говорит о том, что герой пытался изменить свою жалкую судьбу и внести вклад во что-то великое и светлое. Однако даже там Рудина считают всего лишь поляком, которого убили. Он не достиг и там тех высот, о которых красочно говорил. Но читателю стоит не критиковать и без того несчастного человека, осознавшего свое ничтожество. Он должен пожалеть того, кто не смог победить себя и жить так, как сам же проповедовал. Таков гуманистический смысл романа «Рудин».

Чему учит?

Тургенев показывает определённый тип человека, который отражает реальность того времени. Тогда одаренным людям было непросто добиться высот без капитала и связей, поэтому Рудиных было много. Автор заставляет задуматься о том, можно ли винить в таком положении одного лишь Дмитрия? Или это проблема всего общества? Увы, замкнутая и кастовая система распределения власти и денег ставит многих даровитых граждан в сомнительное положение. Они вынуждены перебиваться подаяниями и откладывать свои грандиозные планы на потом.

Автор учит и тех барышень, которые только слушают, а не смотрят на поступки. Пример Натальи весьма поучителен: девушка была наивна и отдала свое сердце за красивые слова. При этом она не замечала настоящей любви, которая все время была у нее под боком. Поэтому в выборе спутника жизни важно оценивать все стороны его натуры и не спешить с выводами.

Изменить Рудиных невозможно, ведь они, по сути, не глупы, они цельны, но по-своему, они слеплены из своих рассуждений, переспорить их довольно сложно. Можно лишь сделать вывод, что такие люди несчастны, и нам остается лишь проявить понимание и простить им холодное красноречие, лишенное опоры на опыт.

Критика

Критика в отношении «Рудина» изначально была положительной, но позже ветер переменился: Рудин стал символом вырождения поколения мечтателей из русского барства.

Например, критик Писарев, сравнивая роман Натальи Ласунской с чувствами другой тургеневской героини — Аси, резюмирует, что «и та, и другая наткнулась на вялое резонёрство и позорную слабость»

Характер Рудина очерчен автором недостаточно определенно: в первой половине романа автор рисует Рудина с отрицательной стороны, а во второй — изображает его человеком глубоко искренним, симпатичным неудачником. Таким образом, в художественном отношении образ Рудина не вполне удался Тургеневу. Отсюда произошло то, что критики приходят к разноречивым выводам относительно Рудина. Одни считают его обеспеченным тунеядцем, жалким продуктом русского барства, другие видят в нем восторженного идеалиста. Чтобы правильно понять характер Рудина, надо сначала указать те условия, среди которых мог сложиться такой характер.

А вот критик С. Аксаков сопереживал главному герою и не винил его во всем, что с ним произошло:

У Константина Аксакова Рудин вызвал сочувствие; публицист увидел в нём «человека замечательного», с сильным умом, но при этом путающегося в жизни

Критик Григорий Бялый и вовсе оправдывал Рудина, выражая одобрение его способностям:

Григорий Бялый, назвав Рудина «лишним человеком», уточнил, что таковым герой является в самом прямом смысле слова: он относится к числу тех молодых людей, которые остаются чужими и в помещичьей среде, и на государственном поприще, и на военной службе — «для этого они слишком умны, слишком высоки».

По мнению литературоведа Лидии Лотман, герой, появившись в консервативном, с традиционным укладом мире, принёс с собой «исторический ветер, дыхание мировой жизни, отдаленные раскаты громов судьбы». Рудин выполняет задачу, возложенную на его поколение, которое должно было активизировать жизнь общества, пробудить в нём новые силы

Автор: Аида Убиева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *