Анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» (В. Маяковский)

Владимир Маяковский вошёл в историю отечественной литературы как выдающийся русский поэт. Ирония в том, что сам автор историю искусства отрицал и выбрасывал с корабля современности. Теперь же это судно стало и его домом. В своём творчестве Владимир Владимирович отображал футуристические идеи. Одним из самых известных произведений Маяковского является стихотворение под названием «Разговор с фининспектором о поэзии». Здесь автор выразил свое собственное мнение по поводу роли поэта в обществе. Рассмотрим подробный анализ произведения «Разговор с фининспектором о поэзии» по плану от Многомудрого Литрекона.

История создания 

Не секрет, что стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии» было создано автором в знак протеста против нового закона о налогообложении. Маяковский был сильно возмущён данным законом, ведь в нем писатели и поэты приравнивались к простым служащим. Нужно было высчитывать издержки производства и прибыли, уподобиться обычным ремесленникам, которые работают ради выгоды. Закон ставил творческих людей в тупик (непонятно, как произвести расчеты правильно) и попросту унижал их достоинство. О такой сложной ситуации Владимир Владимирович рассказывает читателю в своём произведении. Стоит отметить, что он создал целый цикл текстов, которые объединяет острая проблема — бюрократизация советского общества, которое растрачивало в бумажной волоките все завоевания революции.

Работу над созданием стихотворения Маяковский завершил в 1926 году. Произведение русского поэта приобрело форму «разговора». Автор максимально точно передал внутренние переживания лирического героя. Стоит отметить, что автор в большей степени возмущался тем, что поэты должны платить налоги (было бы, с чего). Маяковский недоумевал по поводу такого обязательства, ведь в те годы ел чуть ли не одну капусту и голодал вместе с целым городом. Перебои с поставками питания из многолетней войны вынуждали людей отказываться от самого необходимого. Но и на эти жертвы пошел поэт, восхвалявший новую власть. А за это ему предъявили счет: «500 в полугодие и 25 за неподачу деклараций».

В 1926 году читатель видит перелом в лирике Маяковского. Поэт постепенно осознает и на практике убеждается в том, что его представления о новом строе были слишком уж радужными. Все чаще в его строках звучат проблемы новоиспеченной власти. А главное — наметился идеологический разлад талантливого одиночки с пролетарской диктатурой. Социалисты хотели уровнять людей, а значит, лишить их индивидуальности и свободы. Закон о налогообложении — еще один гвоздь в крышку гроба той вольницы, которая породила Серебряный век русской поэзии. Правительство уравняло обычных рабочих и глашатая революции. Это сильно задело Маяковского, который считал себя исключительным и видел разницу между собой и другими. Получается, равенство и братство — далеко не те идеалы, которые близки поэту. На практике красивые речи большевиков обернулись против него. Постепенно даже лояльная интеллигенция становилась классово чуждым элементом. Этого Маяковский принять не мог. Возможно, именно поэтому он покончил с собой.

Жанр, размер 

Произведение «Разговор с фининспектором о поэзии» Владимир Владимирович написал в своём любимом формате гражданской лирики. Автор открыто заявляет от своём мнении по поводу принятого налогового закона. 

Создавая свое стихотворение, Маяковский использовал тоническое стихосложение. Данный размер характеризуется использованием одинакового числа ударных слогов в пределах одной строки.

Модернистское течение, в рамках которого творил автор, именуется «футуризм». Данный текст вобрал в себя все его характеристики: атипичная тематика, обильное использование неологизмов, просторечий, жаргонизмов и окказионализмов, новаторский стиль.

Композиция 

Композиция произведения «Разговор с фининспектором о поэзии» имеет последовательную структуру. Так, композиционный строй стихотворения включает в себя чёткую логическую цепочку и общий вывод. Автор постепенно в произведении развивает свою мысль. Маяковский заявляет, что поэтический труд не менее сложен, чем труд рабочего, даже более сложен. Автор отмечает, что невозможно сделать подсчёт издержек, ведь они находят свое выражение в нематериальных вещах.

В конце стихотворения Владимир Владимирович обращается к фининспектору с призывом: «Можете писать сами!».

Образы и символы

С помощью трех основных образов Маяковский раскрывает основную мысль своего стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии». 

Главное место в стихотворении занимает образ лирического героя.  Он является отражением внутреннего мира Маяковского. Лирический герой имеет свои профессиональные издержки, которые заключаются именно в нематериальных ресурсах. По его мнению, сердце поэта изнашивается очень скоро. Амортизация души, когда уже ничего не хочется и не пишется, настигает каждого настоящего творца и мучает его. Поэту не дано увидеть то будущее, о котором он пишет, но его творения будут жить столетиями. Как же тогда рассчитать его доход?

«Мой труд любому труду родственен», — утверждает главный герой. Однако у него есть своя специфика: поэзию герой сравнивает с добычей радия. Ему приходится изводить «тонны словесной руды», чтобы найти то самое слово, которое поразит людей и будет жить веками. Усилий затрачивается много, а результат так мал. Подбирать слова так трудно, потому что творец должен постоянно создавать нечто новое, невиданное. «Поэзия — вся! — езда в незнакомое» — таково определение Маяковского. Оно точно отражает трудность работы поэта. Если у обычного человека есть выезды на командировки, то творец «десяток Пегасов загнал за 15 лет». Нельзя ровнять обычную работу с поэтическим творчеством. Эти величины несопоставимы.

Он возмущается по поводу того, что анкета чиновника включает в себя немыслимое количество вопросов. Лирический герой не понимает, какая формула поможет посчитать силы, которые поэт тратит на создание одной строки стихотворения. Главный герой совсем не думает о материальных благах. 

Ключевым в произведении является также образ фининспектора. Лирический герой рассказывает ему о своей непростой работе. Несмотря на то, что разговор с фининспектором длится не один час, но не приводит к желаемому результату. К сожалению, твердолобый фининспектор, типичный представитель непробиваемой советской номенклатуры, не может понять поэтических сравнений лирического героя. В связи с этим, поэт в конце обращается к инспектору с предложением самому заняться поэтической деятельностью. 

В стихотворении очень заметен также образ «плагиаторов». Поэт поднимает тему авторских прав. К сожалению, поэтической деятельностью занимаются не только честные поэты. Существуют ещё и такие творческие деятели, которые без зазрения совести воруют чужие рифмы и другие стилистические элементы. Именно таких поэтов главный герой называет «лирическими кастратами». По мнению героя, эти поэзию делают единицы, а остальные псевдотворцы лишь подражают им, поэтому будут забыты историей. «Тянет, как фокусник, строчку изо рта: и у себя, и у других».

Темы, проблемы, настроение

Центральное место в произведении «Разговор с фининспектором о поэзии»занимает тема значения поэта в обществе. Именно об этом главный герой ведёт разговор с фининспектором. Возникает довольно комичная ситуация, ведь главный герой пытается объяснить человеку, далёкому от мира литературы, всю сложность своей поэтической деятельности. Итак, по мнению героя, у современного искусства две главных функции: это увековечивание реалий жизни («Слово поэта – ваше воскресение, ваше бессмертие, гражданин канцелярист») и информационная война («И сегодня рифма поэта – ласка и лозунг, и штык, и кнут»).

Тематика стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» кратко представлена в списке (если нужно дополнить, обращайтесь в комментариях, товарищи):

  1. Суть искусства. Автор описывает, что поиск слова эквивалентен добыче радия: столь же сложно и опасно. Ведь душа поэта амортизируется и теряет свои свойства, а для полного погружения в тему творцу нужно съесть пуд соли — пережить немало страданий. Он становится заложником вечно кровоточащей матрицы, где из мук куется сталь слова.
  2. Судьба поэта. Творцу не дано дожить до тех прекрасных времен (где не будет «нищих и калек»), которые он призывает и формирует. Он «сгниет под забором», то есть ничего не приобретет за всю жизнь, так как бескорыстно служит Музе. По мнению Маяковского, творец всегда в «непролазном долгу» перед Вселенной, которая наделила его талантом.

Проблематика стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» не менее значима:

  1. Нечистоплотное творчество. Автор осуждает плагиаторов и эпигонов, которые лишь паразитируют на теле искусства.
  2. Бюрократизация системы — основная проблема стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии». Правительство занимается крючкотворством и хочет уровнять несопоставимые виды деятельности, не вникая в обстоятельства дела. Такая халтурная налоговая политика приведет лишь к стагнации во всех сферах жизни.
  3. Равенство. Поэт, с одной стороны, не удаляется от трудового народа, не требует себе преференций, даже просит прировнять его к бедным крестьянам. С другой стороны, все его описания говорят о том, что к простым служащим поэта приравнивать нельзя, потому что таких людей единицы, их нельзя заменить другими. А значит, тезис о всеобщем равенстве не работает в искусстве и многих других сферах.

Настроение стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» ироничное, но при этом очень напряженное. Конфликт не получает разрешения в финале.

Основная идея 

Главная мысль произведения «Разговор с фининспектором о поэзии» — труд поэтического деятеля является очень сложным, индивидуальным и значимым для общества, его никем не заменить, поэтому ровнять творца с обыкновенными служащими никоим образом нельзя. Человеку не посчитать все издержки и вклады автора, потому что он несет на алтарь искусства душу и идет «в незнакомое». Создавая новаторский стиль, творец запечатлевает эпоху и влияет на людей. Лирический герой утверждает, что ни в коем случае нельзя обесценивать труд поэта. По мнению героя, для его оценки необходим индивидуальный подход. Таков смысл стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии».

Но нельзя забывать о том, что особый подход обусловлен тяжким бременем ответственности поэта перед людьми и вечностью: 

Поэт
всегда
должник вселенной,
платящий
на горе
проценты
и пени.

Средства художественной выразительности 

В своём произведении Владимир Маяковский использовал несколько видов средств выразительности, чтобы донести до читателя основную мысль стихотворения. 

  1. Особенно заметными являются эпитеты («честное слово», «деликатное свойство», «небывалый рифмы» и другие). 
  2. Раскрытию тематики произведения также способствуют метафоры (например, «словесная руда», «Город на воздух строфой летит» и так далее). 
  3. В произведении можно встретить также сравнения («рифма — бочка с динамитом»). 
  4. Синекдоха: «Пятьсот в полугодие и двадцать пять за неподачу деклараций».
  5. Окказионализм: «ламцадрица-ца».
  6. Олицетворение: «Лоб мой время с разбега крушит».

Благодаря этим средствам выразительности Маяковский смог доказать, что труд поэта очень сложен и важен в обществе.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector