Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» (А.Т. Твардовский)

Александр Трифонович Твардовский прославился не только в роли прекрасного поэта, но и в качестве великолепного журналиста. В своих произведениях Твардовский отображал суровые реалии военной жизни. Одним из наиболее известных творений Александра Трифоновича является стихотворение под названием «Рассказ танкиста». Его поэт написал со слов очевидца. Рассмотрим поподробнее анализ стихотворения по плану. 

История создания 

Твардовский работал военным корреспондентом на протяжении семи лет (1939-1946 гг.). Журналист во время работы на фронте испытал множество трудностей и лишений. Такой ценой он приобрел бесценный опыт, который помог ему сделать уникальный вклад в литературу. Данный период существенно отразился на творчестве Твардовского. Он смог изобразить войну такой, какой она была на самом деле. Поэтому у него даже были проблемы с начальством. Далеко не все произведения автора нравились придирчивым цензорам, которые предпочитали кабинет передовой.

Можно заметить, что творения Александра Трифоновича напоминают публицистические очерки. Читатель ощущает себя очевидцем происходящих событий. Работу над произведением «Рассказ танкиста» Твардовский завершил в 1942 году. В основу стихотворения лёг рассказ бойца, который довелось услышать поэту. 

В те времена помощь детей на фронте и их участие в войне не были диковинкой. В 1942 году враг угрожающими темпами пробирался вглубь России. Дети оказывались в эпицентре военной драмы. Их помощь была незаменимой, их жертвы были больнее всего. Но только сплоченность и мужество народа спасли Родину от опасности.

Жанр, размер 

Произведение «Рассказ танкиста» написано в жанре баллады. Об этом свидетельствует несколько признаков. Сюжет произведения носит эпический характер, в центре внимания — нарративность. Также в стихотворении прослеживается некая интрига, а название указывает на сюжетность произведения. Ему присущ особый грустный оттенок баллады: мы не знаем, что стало с мальчиком в этих кровопролитных боях, где ему не место.

Литературный размер стихотворения «Рассказ танкиста» — пятистопный ямб. Создавая свое произведение, Твардовский использовал перекрестную рифму.

Направление творчества Твардовского — соцреализм. Но в этом стихотворении мы почти не видим его признаков. Хотя пропагандистский смысл оно все-таки несет: мальчик и боец демонстрируют редкую отвагу, их история преподносится идиллически и не имеет изнаночной стороны. Мир в произведении разделен на черное и белое, как и положено в соцреализме.

Композиция 

Читатель замечает, что стихотворение Твардовского «Рассказ танкиста» имеет кольцевую композицию. Об этом нетрудно догадаться, ведь в стихотворении одинаковыми являются и начало, и конец. Поэт неспроста использовал такой приём. Благодаря ему Александр Трифонович показал читателю непростой военный путь героя, которому было очень важно узнать имя юного героя. Повтор этих строк заставляет нас задуматься обо всех безымянных героях этой чудовищной исторической драмы.

Анализируемое стихотворение включает в себя десять четверостиший. Образы героев стихотворения Твардовский раскрывает тему с помощью чередования монолога лирического героя и его диалога с мальчиком.

Твардовский неспроста назвал свое стихотворение рассказом, ведь признаки данного жанра очевидны, мы видим экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. 

Образы и символы

Центральное место в произведении «Рассказ танкиста» занимают два образа — образ лирического героя и образ мальчика. Происходящие события читатель воспринимает от лица главного героя, который предстаёт в образе очевидца и участника действий. Читатель видит танкиста, который вместе с другими бойцами стремится отвоевать у противника небольшой городок. Однако у солдатов не получается разбить врага, ведь им неизвестно точно, где находится пушка противников. Александр Трифонович рассказывает читателю историю о детях, которые не пали духом из-за военных реалий. Младшее поколение искренне верило в своих защитников. Среди детей оказался один смельчак. Именно он смог разузнать, откуда стрелял противник. Мальчишка решил отправиться вместе с бойцами, чтобы показать им то место. Благодаря храбрости и героизму мальчика вражеская пушка была уничтожена. Танкист пожал руку мальчику, однако забыл спросить, как его зовут, о чем он очень сожалел. 

Танкист предстает человеком отважным, мужественным, добрым и совестливым. Он жалел детей и ценил их благодарность. Ему свойственна душевная тонкость, ведь имя мальчика, на первый взгляд, не значит ничего. Но если призадуматься, мы понимаем, что мальчик — герой, а его подвиг должен остаться в истории и стать примером для будущих поколений. Танкист тоже это понимает и хочет сохранить имя хотя бы в своей памяти.

Мальчик — смельчак, как назвал его автор. Он патриотичен, вынослив, умен — прирожденный лидер в компании. Несмотря на ужасные события, он не растерялся и помог чем смог. Ради Родины он готов пожертвовать собой и забыть о страхах.

Темы, проблемы, настроение 

Центральное место в произведении «Рассказ танкиста» занимает тема героического поступка. Благодаря смелости мальчика танкистам удалось ликвидировать пушку противника. Поэт утверждает, что подвиг мальчишки не является единичным случаем. Во многих городах было немало мальчиков, которые стремились помочь солдатам победить врага. Возможно, эти подвиги были несущественными, однако в условиях войны нельзя их недооценивать. 

Тема отзывчивости и взаимовыручки тоже рассматривается автором. Дети кормили бойцов сливами, отдавали мыло, делились последним с теми, кто их защищал. Народ единым фронтом встал на защиту своей земли, даже дети не жалели жизни ради спасения Родины.

Тематика стихотворения «Рассказ танкиста» включает в себя и тему детства на войне. Мальчик жил в условиях опасности и лишений, но не жаловался на судьбу. Он стойко переносил невзгоды, хотел защитить свою землю и помочь солдатам. Однако война отняла у него детство и семью — это основная проблема, поставленная в произведении. Этот парень мог бы много достичь в мирной жизни, но вместо этого рисковал собой под пулями. Ему не место в бою, а бою не место в его деревне.

Проблема фронтовых будней тоже поднимается поэтом. Людям очень тяжело бороться в таких условиях, люди живут в чаду, не успевают привыкнуть к гулу пуль и снарядов. Каждый день они идут на смерть и забывают обо всем, кроме боя.

Настроение в стихотворении «Рассказ танкиста» оптимистичное: наши победили! Но мы угадывает тоску солдата. Он не знает ни имени героя, ни его дальнейшей судьбы. Мальчик мог и погибнуть в этой кровавой бойне. А о его смелости даже никто и не узнает…

Основная идея 

Возраст никогда не является преградой для совершения героического поступка. Во время военных событий весь народ объединен общей целью — победить врага и освободить страну от захватчиков. Каждый вносит свою лепту в мирное небо будущего. Такова главная мысль произведения Александра Твардовского «Рассказ танкиста». 

Также автор заставляет задуматься о том, как важно сохранять в памяти подвиги таких людей. Этот мальчик рисковал собой ради других и проявил ум не по годам. Он достоин вечной славы, а мы должны иметь такой пример перед глазами. Имена таких анонимных героев мы продолжаем находить до сих пор благодаря поисковым бригадам. Эту работу нужно продолжать, чтобы история навеки запечатлела настоящий героизм тех, кто пал за Родину и ее свободу. Таков смысл стихотворения «Рассказ танкиста».

Средства художественной выразительности 

Особую содержательность и выразительность произведению Александра Твардовского придали различные тропы. 

  1. Среди них можно выделить эпитеты (например, «недозрелые», «трудный» и другие). 
  2. В стихотворении присутствуют сравнения (например, «всё нынче как спросонку) 
  3. Также можно встретить метафоры («душила гарь и копоть» и так далее).

Благодаря различным средствам художественной выразительности читатель осознает непростые условия военного времени. 

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector