Анализ стихотворения «Майор привёз мальчишку на лафете» (К.М. Симонов)

Константин Михайлович Симонов был известным писателем, поэтом и киносценаристом в Советское время. Симонов затрагивал в своём творчестве военную тематику. События Великой Отечественной войны подтолкнули поэтов к созданию лирических патриотических произведений. Одним из наиболее известных военных творений поэта является стихотворение по названием «Майор привёз мальчишку на лафете». Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом данного произведения по плану.

История создания

Работу над созданием своего произведения Константин Михайлович завершил в 1941 году. Не секрет, что Симонов работал в качестве военного корреспондента. В связи с этим он прекрасно понимал, что происходило на фронте. Известно, что советских бойцов неожиданные военные события застали врасплох, солдаты были плохо подготовлены, им приходилось отступать. Симонов болел душой за Родину и хотел ее подбодрить.

Чтобы поднять боевой дух армии, писатели создавали произведения на военную тему. Именно по такому пути и пошёл Константин Михайлович. Произведения, написанные Симоновым, обрели невероятную популярность у читателей. Русские солдаты даже учили их наизусть. Анализируемое произведение «Майор привёз мальчишку на лафете» обрело огромный успех среди бойцов. А все потому, что оно написано простым языком, имеет четкое ритмическое строение и понятный посыл. Народ и поэт сблизились, стали одним целым в тяжелые дни войны. Устами Симонова говорили миллионы советских граждан.

Жанр, направление, размер

Произведение «Майор привёз мальчишку на лафете» относится к жанру элегии. Главный герой с особой грустью рассказывает о той картине, которую ему довелось увидеть. Монолог лирического героя завершается его размышлениями. Он думает о важности долга перед родной страной.

Литературный размер — пятистопный ямб. Чтобы лаконично объединить строки стихотворения, автор использовал перекрестную рифму.

Направление творчества Симонова — соцреализм. Во времена работы поэта литература в советском союзе строго регламентировалась. «Сверху» спускали даже темы и сюжеты работ. Особо рьяных ценителей режима награждали квартирами, дачами, сталинской премией. Вот как о том времени вспоминал сам Константин Симонов:

Об установках, которые давал лично Сталин, пишет К. Симонов. Так, для его пьесы «Чужая тень» была задана не только тема, но и, после того как она была готова, при обсуждении ее была дана «почти текстуальная программа переделки ее финала…»

Композиция

Произведение Константина Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете» включает в себя две смысловые части.

  1. В первой из них поэт рассказывает читателю о том, как герой попал к солдатам.
  2. Во второй части лирический герой обращается к собеседнику, который является невидимым. Возможно, это невеста, которая ждет солдата домой и не хочет его потерять. Возможно, это брат или друг, который переживает за его судьбу.

Формальный композиционный строй стихотворения включает в себя катрены. Их ровно семь.

Образы и символы

Центральное место в произведении «Майор привёз мальчишку на лафете» занимает образ мальчика. В начале стихотворения мальчика везут из Брестской крепости. Мальчишка расположился на лафете и спал, обнимая игрушку. Несмотря на то, что мальчику всего десять лет, он уже пережил многое. Война забрала у мальчика мать. Он видел, как обстреливают родную деревню, а также раненого отца. Ему всего десять лет, а он уже седой. И эти десять дней ада зачлись ему за 10 лет жизни. Он уже постарел от увиденного и пережитого.

Лирический герой предстаёт в образе бойца, который не желает возвращаться домой, пока противник не будет побеждён. Именно об этом герой заявляет своему собеседнику. Лирическому герою совесть не позволит отправиться домой, пока тот мальчик не окажется на родной земле. К воинскому долгу он призывает и своего собеседника, и каждого читателя, который знает горе разоренных и захваченных земель лишь понаслышке.

Темы, проблемы, настроение

В своём произведении Константин Михайлович поднял основную тему судьбы детей на войне. Нападение оккупантов уничтожило дом мальчика, отняло у него мать, ранило его отца. Ребенок уже поседел от пережитого горя, а ведь еще толком не начал жить. Разве можно думать о себе в час, когда таких детей тысячи? Когда они нуждаются в спасении и помощи? Все внимание читателя сконцентрировано на мальчике, которого привёз майор. Об истории мальчика читатель узнает из уст лирического героя.

Тема войны не менее важна. Автор описывает мир, в котором больше не осталось безопасных мест, в котором у ребенка нет детства, а у матери нет возможности его спасти. Нормальный человек не может с этим смириться. Он должен восстать против оккупантов и отвоевать Родину.

Анализируемое произведение «Майор привёз мальчишку на лафете» затрагивает очень серьёзную проблематику:

  1. Проблема долга перед страной. Лирический герой обращается к невидимому собеседнику, который даже и представить не может всех ужасов военного времени. Читатель может догадаться, что за этим адресатом скрывается женщина, которая очень просит солдата вернуться в родной дом. Главный герой объясняет, почему совесть ему не позволяет оставить фронт. Пока земли не будут освобождены от врага, лирический герой не вернётся домой. Он осознает свой долг перед Родиной. Лирический герой убежден, что его обязанность заключается в защите детей от ужасной военной судьбы.
  2. Проблема сиротства. В первой части произведения главный герой повествует о том, как мальчик оказался у солдат. Мать мальчика умерла, а раненый отец посчитал, что в руках сослуживцев мальчик будет в безопасности. Мужчина был уверен, что его товарищи не бросят сына. Автор подчеркивает одну важную деталь — мальчик был седой. Этим Симонов хотел показать, что десятилетнему мальчику пришлось пережить многие жизненные испытания.
  3. Проблема милосердия и взаимопомощи. Война объединяет всех достойных людей. Они стараются помочь друг другу, распахивают свою душу навстречу чужим бедам и горестям. В такое сложное время нельзя думать только о себе. Поодиночке людей просто передавит та сила, которая движет завоевателями всех времен и народов.

Настроение стихотворения «Майор привёз мальчишку на лафете» торжественное, скорбное и тяжелое. Герой как будто дает клятву, что не уйдет с поля боя, пока мальчик не вернется в свой дом.

Основная идея

В своём произведении Константин Михайлович хотел показать читателю все ужасы военного времени, которые пришлось пережить младшему поколению. Автор утверждает, что каждый должен ощущать чувство долга и патриотизма перед родной страной и перед детьми. Смысл стихотворения «Майор привёз мальчишку на лафете» состоит в том, что люди не могут закрыть глаза на судьбу обездоленных сирот. Они обязаны встать на их защиту, даже если лично их беда еще не коснулась. Каждый несет персональную ответственность за исход битвы, на кону которой судьбы детей.

Константин Михайлович в стихотворении продемонстрировал настоящий героизм простых русских солдат, которые отважно защищали свою Родину, не жалея собственной жизни. По мнению поэта, истинный патриот своей страны должен бороться за будущее молодого поколения. Даже если он сам падет, дети останутся жить и продолжат его дело. Такова главная мысль стихотворения «Майор привёз мальчишку на лафете».

Средства художественной выразительности

Константин Михайлович использовал различные средства художественной выразительности, чтобы максимально точно передать внутреннее состояние героя и раскрыть тематику произведения.

В стихотворении представлено сравнительно немного тропов, так как события читатель воспринимает глазами обычного солдата.

  1. Гиперболы: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней»; «Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца».
  2. В произведении присутствуют эпитеты (например, «воинский закон», «заснувшую игрушку» и другие).
  3. Олицетворение: горе «оборвало сердца».
  4. Также в стихотворении можно заметить метафоры (например, «за десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней» и так далее).

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

комментария 2

  1. Камила:

    Спасибо большое. Очень помогли

  2. Леся:

    пасибо .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *