Анализ рассказа “Натали” (И.А. Бунин)
Рассказ И. Бунина «Натали» сам писатель определил как «маленький роман». Произведение отличается достаточно большим объемом по сравнению с другими рассказами, в нем повествуется об истории любви главного героя Виктора Мещерского, о любовном треугольнике между ним, Соней и Натали. Сюжет этого рассказа переносит нас в летние деньки за городом, в тихие места, где разгораются нешуточные страсти. Текст раскрывает одну из значимых тем в творчестве И. Бунина – любовь, ее сложность и неоднозначность. Многомудрый Литрекон подготовил анализ рассказа по плану, который поможет понять основную суть произведения, его героев, значение в творчестве писателя и другие характеристики.
Содержание:
История создания
Рассказ «Натали» написан в марте 1941 года в Грассе. Писатель создал его чуть более, чем за две недели, после чего несколько раз редактировал, в том числе в конце сентября 1941 года, а также уже после отправки в печать, в ноябре 1941 года. Произведение впервые напечатано в 1942 году, в «Новом журнале», выходившем в Нью-Йорке. В США же и вышел первый сборник «Темные аллеи», куда «Натали» рассказ также вошел. В СССР же рассказ издали лишь в 1956 году.
Автор до последнего не мог определиться с эпилогом рассказа, у него были трагический и нейтральный вариант вплоть до самой публикации, но все же писатель остановился на трагическом конце. Также во время редактуры И. Бунин убрал лишние, по его мнению, описания, а также эротические подробности.
Жанр, направление
Жанром произведения «Натали» можно считать рассказ с элементами повести. Как рассказ «Натали» характеризуется автором и критиками, что объясняется одним главным событием в центре повествования, одним местом действия и небольшим числом героев. С другой стороны, произведение отличается значительным объемом как повесть, разделено на главы, кроме того, в конце происходит смена места действия. Однако чаще всего «Натали» определяется все же как рассказ.
Несмотря на то, что произведение создано в середине ХХ века, между периодами модернизма и постмодернизма в мировой литературе, «Натали» написано в направлении реализма. В рассказе рассказывается об обычной жизни без преувеличений, сказочных миров, аллюзий, отсылок и прямого нравоучения, в отличие от других литературных форматов.
Композиция и конфликт
В рассказе семь глав, в конце последней размещается короткий эпилог, отделенный от основного повествования графически. Первая часть рассказа заключена в первых пяти главах, где перед нами история любви в усадьбе дяди Мещерского. Кульминация повествования приходится именно на конец пятой главы, а не на воссоединение героев (тем более, что финал этих отношений все равно печален).
Любовный конфликт стоит во главе рассказа, это конфликт между настоящими чувствами и увлечением, страстью и даже похотью. Виктор мечется между двумя девушками, в конце концов все карты оказываются раскрыты, и Натали застает возлюбленного и Соню. Однако именно первая является настоящей любовью для Мещерского, поэтому они все же сходятся, хотя их чувства больше не столь чисты и непорочны, может быть, по этой причине их счастье недолговечно.
Смысл названия
По словам самого Ивана Бунина, сначала он хотел назвать рассказ фамилией и именем героини, «Натали Станкевич», но в конечном счете остановился только на имени и назвал «Натали». Простое название по имени главной героини – еще одно подтверждение того, что рассказ написан в направлении реализма.
Однако почему же произведение названо именно «Натали», хотя главных героев три? Именно в этой девушке выражается лучшее, что было в герое, его мыслях и чувствах. Его отношение к Натали, в отличие от отношения к Соне, было чистым и серьезным. И она стала для него главной женщиной в жизни.
Суть: о чем?
Виктор Мещерский закончил гимназию и отправился погостить по друзьям, родственникам и знакомым. Молодой человек ищет «любви без романтики», любовных приключений, а не серьезных отношений. Оказался он в имении своего дяди улана Черкасова, у которого была симпатичная ему дочь Соня. Двоюродная сестра сразу намекает на то, что ее также интересует роман без обязательств. Чуть ли не сразу Мещерский и Соня начинают целоваться, и Виктор понимает, что найдет тут то, что нужно.
У Сони гостит приятельница Натали Станкевич, о ней она предупреждает родственника, что есть вероятность влюбиться в нее. И действительно, Натали привлекает Мещерского, он мечтает о том, как будет любить их обоих. Далее оказывается, что любит он их совсем по-разному: Соня для него – способ удовлетворения страсти, а Натали – нечто большее. Когда Соня отсутствовала из-за болезни, Виктор проводил время в разговорах и прогулках с Натали. Он уже собирался уезжать из имения, а в будущем – приехать в дом к Натали, представиться ее семье. В конце концов, они признались в любви друг другу, герой чувствует себя по-настоящему счастливым. Но Мещерский проявил слабость и не смог отказаться от страстных объятий Сони, их застала Натали.
Далее Мещерский встречает Натали спустя некоторое время, уже после ее замужества. Вид ее, танцующей с мужем, расстраивает героя, он напивается и уезжает с бала, не сказав ей ни слова. Позднее муж Натали умирает, Виктор присутствует на похоронах, но также не говорит с Натали.
Проходит еще время: Мещерский теряет родителей, вступает в права в своем имении, сходится с крестьянкой Ташей, которая рожает ему ребенка. Все это он делает не от большой любви и рвения, напротив – считает, что его жизнь уже закончена. Таша советует ему съездить развеяться за границу, но угрожает убить себя и ребенка, если он привезет жену. Мещерский действительно едет в путешествие, а на обратном пути спонтанно заезжает к Натали. В какой-то момент их охватили любовь и страсть, они откровенно обсудили, что было между ними. Героиня говорит, что теперь станет его тайной женой. В эпилоге же читатель узнает, что Натали умерла в преждевременных родах.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа “Натали” перечислены в списке:
- Виктор Мещерский – молодой человек, отправившийся в путешествие в поисках любовных приключений. Отличается красотой и похож на грузина. Закончил гимназию, позже университет, в конце рассказа стал помещиком. Не отличается высокими моральными принципами (хочет отказаться от свойственной ему ранее «чистоты» и наивности), умеет быть притягательным для женщин. Не обладает сильной волей, плывет по течению. Ему сложно отказаться от удовольствий. Он хорошо понимает чувства других людей, но в своих разобраться не может.
- Соня Черкасова – двоюродная сестра главного героя, занимается домом и хозяйством своего отца. Полная, зрелая, с темными волосами и синими глазами. Готова отдаться страсти, но не теряет головы, а делает только то, что считает нужным. Расчетлива, хитра, иногда ревнива (но тоже скорее позволяет себе быть ревнивой ради удовольствия). Также не обладает высокими нравственными ценностями, легка в общении и притягательна своей смелостью и насмешливостью.
- Натали Станкевич – подруга Сони, происходит из обедневшей дворянской семьи. Красивая, со светлыми волосами и темными глазами, стройная. В ней отражается достоинство: скромная, молчаливая, строгая, честная, но при этом совсем не злая и не мрачная. Она способна полюбить раз и навсегда и отдаться чувству, но только по-настоящему. Отличается смелостью и верностью своим словам и чувствам.
Темы
Тематика произведения “Натали” – отношения между людьми. Рассказ повествует о любви и страсти, честности и бесчестье, слабости и внутренней силе. Натали здесь представляется как сильная и честная личность, которая искренне полюбила человека, который оказался слаб и не совсем достоин этих чувств.
Трагическая любовь — основная тема рассказа. Однако любовь настигла героев впоследствии. Оба были несчастны, но для обоих новая встреча стала роковой, а Натали вообще привела к гибели. Возможно, если бы герой в то лето отказался бы от страсти без любви с Соней, ситуация сложилась бы совершенно иначе.
Проблемы
Проблематика произведений Бунина включает вопросы настоящей любви и мнимых чувств. Герой столкнулся с любовным треугольником, когда он любил одну девушку, но проводил время с другой, потому что чувства к Натали были серьезны и не могли быть интрижкой без обязательств. Соня же позволяла себе эту интрижку, поэтому от нее тоже не мог отказаться Виктор Мещерский. Но испытывал ли он такую уж любовь, если она не могла выдержать этого искушения? Возможно, нет. Но понял он значение этих чувств только тогда, когда потерял Натали.
Другой проблемный вопрос – честь и бесчестье. И Виктор, и Соня ведут себя бесчестно и даже безнравственно. И дело не столько в их романе, завязанном только на страсти, но и на обмане Натали, ведь все происходило за ее спиной.
Основная идея
Смысл рассказа “Натали” – не стоит размениваться на мимолетные отношения. Страсть – это далеко не все, что есть в жизни. Это проходит, не оставив и следа. Настоящие же чувства пронизывают всю жизнь, а их так легко потерять и разрушить, как и произошло с героем. Он смог встретиться с Натали через годы, когда его жизнь была уже «закончена», по его словам, да и она испытала много несчастий. А отношения их продлились также совсем недолго.
Главная мысль произведения “Натали” также вытекает из проблематики: необходимо поступать по чести, выбирать настоящие, подлинные чувства. Также в этом рассказе И. Бунина находит отклик частый мотив его творчества о быстротечности счастья, его неосязаемости и легкости. Счастье так легко потерять, необходимо наслаждаться им в моменте. И этот момент все же был у главного героя, хотя и мимолетный.
Чему учит?
Мораль рассказа – чистые чувства, духовные, а не телесные приносят счастье. Автор описывает чувственность, страсть, однако он на стороне чистоты Натали, а совсем не страсти Сони. Также писатель показывает трагическую природу любви, ведь даже после воссоединения героев их счастье было крайне недолгим.
Вывод произведения – любовь загадочна и разнообразна, но в то же время трагична. Мгновения счастья быстротечны, но они так прекрасны, ими необходимо наслаждаться и не рушить это. Это подчеркивается свойственными И. Бунину чертами повествования – безупречным языком и стилем, созданием неповторимой атмосферы красоты (природы, усадьбы, любви и молодости).
Критика
Рассказ «Натали» не встретил большого признания у критиков. Они отмечали, что сюжет совсем не новый, находили параллели с «Войной и миром» Л. Н. Толстого, «Обрывом» И. А. Гончарова, произведениями И. С. Тургенева, отказывали рассказу в оригинальности.
При публикации критик Л. Камышников посчитал сюжет «неубедительным и аморальным». С одной стороны, критику не хватило «физического угара», который подчеркивал бы психологические страсти. С другой стороны, он говорит о нравственной составляющей, которая слишком велика для подобного произведения. То есть, по мнению критика, рассказ слишком целомудренный, чтоб быть эротическим, но и слишком эротический, чтобы быть целомудренным.
Все критики сходились в осмыслении образа Натали как «тургеневской девушки» в лучшем понимании: она честная, чистая и будто бы неземная. Именно поэтому она часто появляется в лучах света, давая надежду, подчас даже призрачную. Также отмечается поэтичность пейзажа, его психологизм (так, Натали застала Виктора и Соню во время грозы, что демонстрирует кульминацию).
Финал рассказа не понравился части критиков из-за резкой неправдоподобности. Но другие критики считают, что это закономерное завершение отношений, трагичных и мистических изначально. А по словам Н. В. Пращерука, перед эпилогом размещается монолог, где говорится о том, что герои вместе навсегда. И это означает, что их любовь преодолевает время, и они действительно будут навсегда, но больше не на этой земле.
Рассказ «Натали» – один из самых длинных в сборнике «Темные аллеи», но его определенно стоит прочесть полностью. Как и все рассказы И. Бунина, он отличается красотой языка, создает неповторимую атмосферу и сочетает в себе легкость и трагичность.