Анализ пьесы «Лес» (А.Н.Островский)

Пьеса Островского «Лес» сыграла большую роль в формировании русской реалистической школы актерского мастерства. Большим успехом у современников пользовалось исполнение роли Несчастливцева корифеем русской провинциальной сцены Н.Х Рыбаковым, одним из предполагаемых прототипов этого образа. Герои этой комедии проходят через творческую биографию крупнейших актеров различных поколений. Количество постановок «Леса» особенно увеличилось в 1948 году, когда вся страна торжественно отмечала 125-летие со дня рождения А.Н. Островского.

История создания

Детство и юность Александра Островского прошли в Замоскворечье. Здесь он хорошо изучил быт и нравы разных сословий Москвы, особенно купечества и мещанства. После учебы на юридическом факультете московского университета он поступил на службу в судебную палату, что дало богатый жизненный материал будущему драматургу. Писать Островский начал очень рано, однако первый драматургический опыт — пьеса «Свои люди – сочтемся» (1847 год), вызвала бурю негодования среди торгового сословия. Купцы даже подали на автора жалобу в государеву канцелярию. Результатом был не просто запрет на произведение, но и установление за автором полицейского надзора.

Но несмотря на это, творчество Александра Островского, одного из величайших русских драматургов 19 века оказало большое влияние на развитие русского театра. Островский был избран почетным членом Петербургской АН, он являлся одним из создателей новой театральной школы и стал печататься в журнале «Современник».

Комедия А. Н. Островского «Лес» была написана в 70-е годы XIX столетия, фактически через десять лет после отмены крепостного права. Как в любых подобных ситуациях, когда идет слом старых отношений и нарождаются новые, возникает множество проблем, затронувших разные слои населения — это и крестьянство, и дворянство (которое уже во многих сферах терпит фиаско), это и нарождающаяся буржуазия.

В этой пьесе поставлено много проблем, характерных для этого периода развития России. В это же время на возникающие в обществе перемены откликаются многие великие русские писатели — это и Салтыков-Щедрин с романом «Господа Головлевы», Лев Толстой в романе «Анна Каренина»:

«В России все переворотилось и только укладывается».

Работа над пьесой «Лес» протекала в литературной и идеологической близости Островского с руководителями журнала «Отечественные записки» Н. А. Некрасовым и М. Е. Салтыковым-Щедриным.

Как было принято в литературных кругах того времени, пьеса еще до публикации читалась в кругу интеллигентов, артистов, в частных домах, и была принята восторженно. Первое чтение ее в Петербурге состоялось у брата драматурга — М. Н. Островского.

«Пьесу твою я получил и успел уже прочесть ее в присутствии Анненкова, Филиппова и Феоктистова. Все в безусловном восторге. Впечатление, производимое ею, так сильно, что надо дать время пройти ему, чтобы что-нибудь заметить, и потому в настоящее время я, кроме безусловной похвалы, ничего не могу тебе сказать по ее поводу».

Жанр, направление

Произведение А.А.Островского «Лес» представляет собой острую социально-сатирическую пьесу реалистического направления.

Однако многие критики считают , что «Лес» является одним из самых совершенных, но в то же время и самых сложных произведений Островского. Поэтому здесь трудно ограничиться каким-либо конкретным жанром. Существует и такое мнение о данной пьесе, что в ней как- бы одновременно разыгрываются несколько пьес, причем разных жанров. Одна из центральных линий в пьесе — линия двух провинциальных актеров — Несчастливцева и Счастливцева — по ряду признаков напоминает водевиль: это, например, приход в усадьбу Гурмыжской под чужими именами. Актеры в усадьбе тетушки Несчастливцева разыгрывают мини спектакль, по ходу которого, не имеющий ни гроша Несчастливцев, надевает свой актерский костюм и представляется богатым барином, отставным военным, а его коллега — непутевый Счастливцев — его лакеем. В водевильной манере общается Аркашка Счастливцев с лакеем Карпом, величая его, то Окунь, то Сазан, то Осетр.

Линия влюбленной пожилой дамы Гурмыжской в недоучку — гимназиста Буланова — это уже настоящий фарс. Определение жанра подтверждает стремительное превращение хамовитого мальчишки-недоучки в заносчивого и наглого хлыща.

«Мне бы только установиться прочнее, посмотри, как я буду себя вести — я приберу к рукам весь уезд. А что касается твоих интересов, Раиса, так уж поверь».

Жанр, в котором живет бедная девушка Аксюша, со своими мечтами, чувствами, для которой если любить — так до конца, если не с любимым, то хоть в прорубь — это уже жанр высокой романтической драмы, героем которой непроизвольно становится великий трагик — Несчастливцев. А финал пьесы — это продолжение драмы, с прощальным аккордом. Некоторым критикам этот финал «комедии» напоминает финальный уход Чацкого.

«Ну, Аркадий, мы с тобой. Попировали, пошумели, братец; теперь опять за работу», И обращаясь к Карпу «Если приедет тройка, ты вороти ее братец в город; скажи, что господа пешком пошли. Руку, товарищ!»

Композиция и конфликт

Композиция пьесы Островского «Лес» сложная, здесь нет композиционного единства, как в других его произведениях, например в «Грозе» или « Бесприданнице». Водевилист П. Каратыгин называл эту пьесу «обновкой, сшитою из пестрых лоскутков»). В пьесе присутствуют три достаточно самостоятельные сюжетные линии: истории Гурмыжской и Буланова, Аксюши и Петра и, наконец, линия провинциальных актеров – Несчастливцева и Счастливцева.

Сюжет и конфликт в драматическом произведении как правило, связаны с определенной целью, стоящей перед героями и их попытками добиться ее достижения или же потерпеть неудачу. Здесь у героев каждой из перечисленных сюжетных линий имеются свои определенные цели: Гурмыжская мечтает выйти замуж за гимназиста-недоучку, смазливого и льстивого Алексея Буланова, влюбленная Аксинья мечтает получить приданое и выйти замуж за своего избранника — Петра Восмибратова, странствующие актеры Несчастливцев и Счастливцев мечтают найти драматическую актрису, так как в этом случае у них будет больше шансов создать свою труппу. Да, в пьесе все три сюжетные линии переплетаются, герои связаны друг с другом родственными, денежными или деловыми отношениями. Как мы убеждаемся, читая пьесу, она является необычайно социально емкой, так как позволяет в миниатюре представить себе тогдашнее общество.

Смысл названия

Название пьесы «Лес» не случайно. Оно аллегорично. По мере развития действия мы неоднократно сталкиваемся со словом лес, с понятием лес, с символикой этого понятия.

Усадьба Гурмыжской называется Пеньки.Это символично, потому что она распродает свой лес, который собираются вырубить. Название пустошей — Горелая, Паленая и Пылаево. Завязкой произведения можно считать деловые переговоры Гурмыжской с купцом Восмибратовым о продаже леса. То, что барыня распродает лес, окружающий ее усадьбу, свидетельствует о том, что ее дела идут далеко не блестяще. В сделке о покупке леса мы встречаемся с явным мошенничеством купца, который, обещав заплатить за лес три тысячи, с трудом дает владелице всего лишь две. Петр хочет совершить самоубийство именно в лесу, повеситься на дереве. Он то и дело высматривает нужный крепкий сук. Восмибратов в разговоре с Гурмыжской одобряет продажу леса:

«Ведь с лесом, сударыня, поверите ли, только грех один; крестьянишки воруют – судись с ними. Лес подле города, всякий беглый, всякий бродяга пристанище имеет, ну и для прислуги тоже, для женского пола. Потому как у них грибной интерес и насчет ягоды, а выходит совсем напротив».

Даже главные герои пьесы — актеры Несчастливцев и Счастливцев — встречаются на перекрестке двух лесных дорог. Лес – это и символ сумрачной, тёмной жизни, без просвета и надежды на изменения. Несчастливцев в финале характеризует её словами героя драмы Шиллера «Разбойники»:

«Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слезы — вода! Ваши сердца — твердый булат! Поцелуи — кинжалы в грудь! О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!»

Лес – символ взаимоотношений людей, а также темноты и дремучести провинциальной жизни. Как говорит Карп в действии третьем, явлении четвертом:

«Живем в лесу, молимся пенью, да и то с ленью».

«Зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр — дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов?» — вопрошает Несчастливцев. — Тут все в порядке, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец».

Суть: о чем?

Коротко можно так ответить на этот вопрос: эта пьеса о столкновении интересов очень разных людей по социальному статусу. Она он правде и лжи, о ханжестве и лицемерии, об искренности и чистоте, о высоком благородстве и наглой бесцеремонности. Богатая вдова Гурмыжская, владелица усадьбы «Пеньки», приглашает купца Восмибратова с сыном для продажи части своего леса. Сын купца и дальняя родственница хозяйки Аксинья влюблены друг в друга. Отец не против девушки, но он требует приданое, которого нет.

В доме у Гурмыжской живет молодой человек — Алексей Буланов, гимназист — недоучка. Хозяйка усадьбы влюбляется в молодого человека и собирается за него замуж. В Усадьбу неожиданно нагрянул племянник хозяйки — Геннадий Гурмыжский с лакеем Аркашей (Провинциальные актеры — Несчастливцев и Счастливцев). Геннадий из гордости выдает себя за богатого барина, отставного офицера. Волею судеб он оказывается втянут во внутренние дела хозяйки усадьбы и ее обитателей. Честный и благородный Геннадий не терпит лжи и обмана и вынуждает купца вернуть Гурмыжской недоданную сумму — тысячу рублей. Эту же сумму Раиса Павловна была должна племяннику и отдает ему эти деньги. Актеры строят планы, как они хорошо заживут на эти деньги. Однако, оказывается, что счастье и сама жизнь молодой девушки Аксиньи зависят от одной тысячи рублей. Геннадий великодушно передает девушке эти деньки как приданое, а сам опять остается таким же бедняком, каким был и раньше.

Главные герои и их характеристика

Главные герои и образы в пьесе «Лес» перечислены в таблице от Многомудрого Литрекона:

Раиса Павловна Гурмыжская. Островский отмечает ее общий траурный вид и вскользь упоминает о рабочем ящичке, который она носит с собой постоянно. Раиса Павловна является олицетворением ханжества и лицемерия. Сама о себе она говорит: «Все люди нам ближние. Господа, да разве я для себя живу? Все, что я имею, все мои деньги принадлежат бедным» — это явная ложь, Она очень скупая. О ней в губернии идет слава как о весьма нравственной и добродетельной особе. Говоря о своем племяннике, который остался сиротой в пятнадцать лет, она фактически отстранилась от помощи мальчику, ссылаясь на свою методу «жить на медные деньги, не по скупости, а по принципу. Я уверена, что простые люди, неученые, живут счастливее». Гурмыжская отказывает своей родственнице в приданом, хотя знает, что от этого зависит счастье всей ее жизни. Раиса Павловна влюбляется в гимназиста-недоучку, наделяет его деньгами, просит выглядеть посолиднее и вскоре объявляет о своем скором замужестве.
Аксинья Даниловна Бедная девушка, живет у Раисы Павловны из милости, терпит от нее оскорбления и унижения. Аксюша — девушка с сильным характером, имеет свое мнение, хотя и высказывает его всегда тихим голосом. Она девушка честная, цельная натура, она влюбилась в Петра Восмибратова без памяти, хотя он вовсе не достоин ее любви, даже не может оценить всей глубины ее чувств. Аксюше осточертела жизнь у Гурмыжской, и она решила скорее умереть, чем жить без любви., Только щедрая помощь Несчастливцева спасает ее от опасного шага.
Улита Приживалка Гурмыжской, ее домашний шпион, всюду пролезет, все разнюхает, и все доносит барыне. Сама она дает себе такую характеристику: «А вы возьмите наше дело! Бывало и вспоминать-то смерть, так жизнь-то, не живя, и коротали. Замуж тебя не пускают, любить тоже никого не приказывают… у нас насчет любви большой запрет был. Ну, одно средство: к барыне подделываешься. Ползаешь, ползаешь перед барыней-то, то есть хуже, кажется, всякой твари последней; ну, и выползаешь себе льготу маленькую; сердцу-то своему отвагу и дашь. Потому ведь оно живое, тоже своего требует. Уж и как эта крепость людей уродует! ».
Карп Лакей Гурмыжской, готов исполнить любые ее приказы, однако себе на уме. Прекрасно понимает, кем на самом деле является его «благочестивая» барыня: «Да разве я осуждаю! Барыня добрая, служить нам хорошо. А правду отчего не сказать? Я деньги-то на почту вожу, так мне верней знать, кому их посылают, родственникам или нет».
Петр Он почти ничем себя не проявил. За свою любовь борется скорее из упрямства, чем из-за преданной любви к Аксюше.
Милонов и Бодаев Ничем не выделяются в пьесе, эти персонажи нужны Островскому как фон при определенных действиях пьесы. Милонов часто к месту и не к месту восклицает: «Раиса Павловна, поверьте мне, все высокое и все прекрасное». Его жизненное кредо: «Строгость в обращении и любовь в душе – как это гармонически изящно! Теперь между нами явился закон, явилась и холодность; прежде, говорят, был произвол, но зато была теплота. Зачем много законов? Зачем определять отношения? Пусть сердце их определяет. Пусть каждый сознает свой долг! Закон написан в душе людей».
Купец Восмибратов Торговец лесом, скуп, нечистоплотен в делах. При сделке с Раисой Гурмыжской, воспользовавшись, что она неправильно составила расписку, норовит ее обмануть. Он не прочь женить сына на родственнице хозяйки усадьбы, но требует с нее богатое приданое. Вначале три тысячи, но после долгих и нудных канючений сына, спускает цену приданого до тысячи.
Алексей Сергеевич Буланов “Молодой человек, недоучившийся в гимназии”. Уже в сцене с Аксюшей его поведение просто отвратительно. “Увидав Аксюшу, подходит к ней и очень развязно кладет ей на плечо руку”. На гневный возглас возмущения Аксюши отвечает, “обидясь”, говоря, что ее поведение удивляет его и что он не видит причин для такой реакции на его действия. А по словам Аксюши о том, что не все покупается за деньги, “презрительно улыбаясь”, отвечает: «Философия!» Перед Гурмыжской вначале лицемерит и ведет себя униженно — подобострастно. Увидав Гурмыжскую, помогает ей сойти с террасы и целует руку”, “с участием” спрашивает о здоровье. «Я бы, кажется, бог знает, что дал, только б узнать, что вы любите», а когда Гурмыжская признается, что его любит, моментально мимикрирует, даже позволяет себе неслыханную дерзость: “Обнимает Гурмыжскую и хочет поцеловать”. И лишь после того, как она уходит, он осознает свою “ошибку” и “падает на скамейку” с криком: “Пропал, пропал, пропал!” Уверившись, что у Раисы Павловны все серьезно, меняется снова. Уже ведет разговор с Милоновым и Бодаевым, на равных, заявляя: «Поверьте, вы найдете во мне самого горячего защитника наших интересов и привилегий».
Аркадий Счастливцев Провинциальный актер. В своей ремарке Островский так характеризует Аркадия — ему лет за 40, лицо как будто нарумяненное, волоса на голове вроде вытертого меха, усы и эспаньолка тонкие, жидкие, рыжевато-пепельного цвета, глаза быстрые, выражающие и насмешливость и робость в одно и то же время. На нем голубой галстук, коротенький пиджак, коротенькие панталоны в обтяжку, цветные полусапожки, на голове детский картузик – все очень поношенное. О себе он рассказывает сам. С собой у него «библиотека: пиес 30 с нотами», бутафорские ордена, всякие мелкие вещи, которые он своровал в театре, не считая за грех, так как «зарплату задерживают», рассказывал, что играл вначале любовников, затем перешел в комики, оттуда — в суфлеры, так как появилось много образованных актеров. За какие-то проделки его несколько раз выгоняли из города. Но сытая, спокойная жизнь — не для него, как-то после нескольких месяцев скитаний решил навестить своего «дяденьку». У него поинтересовались, бросил ли он свои художества. Получив положительный ответ, поселили у себя. Какое-то время он у них пожил, да и сбежал через окошко. Счастливцев сам именует себя Сганарелем, сразу вызывая в памяти зрителей целую группу комедий Мольера. Известный актер МХАТ Н. К. Яковлев с исключительным мастерством играл роль Счастливцева. Его Аркадий был не просто комик, плут, забитое существо, а, прежде всего, человек, с чувством собственного достоинства, сохранивший творческие стремления, любовь к театру и свободе.
Геннадий Несчастливцев Наиболее интересный персонаж — полная противоположность тому обществу, в которое он был вовлечен визитом к тетушке. О его существовании мы узнаем до появления героя на сцене. Раиса Павловна читает старое письмо племянника, в котором он сообщает: «Нужда, ты непостижима! Благодарю вас, благодарю. Скоро мое имя покроется бессмертием, а с ним и ваше никогда не умрет для потомства, детей и внуков. Еще раз благодарю за все, за все. Ваш покорный к услугам племянник, дитя природы, взлелеянное несчастием, Гурмыжский». Несмотря на почти полное отсутствие какой-либо поддержки от тетушки, он почитает ее своей благодетельницей. Нищий актер, судя по многим репликам — прекрасный трагик, человек с большой возвышенной душой, не мог ужиться в атмосфере тогдашних театров, сам он так описывает эту ситуацию: «Знаешь ты меня: лев ведь я. Подлости не люблю, вот мое несчастие. Со всеми антрепренерами перессорился. Неуважение, братец, интриги; искусства не ценят, все копеечники. Хочу у вас, на севере, счастья попробовать». Имеет мечту, найти настоящую драматическую актрису, молодую, искреннюю, тогда шанс создать свою труппу многократно возрастет. Из гордости не хочет показываться перед тетушкой в рубище, поэтому одевает единственный « приличный костюм, который возит с собой в сундучке и представляется богатым барином. Но спокойной жизни у него и тут не получается. Он сталкивается с мошенником купцом, обманувшем его тетушку на тысячу рублей. Войдя в роль драматических персонажей, он вынуждает купца вернуть тетке недостающую сумму. Его мечта обрести драматическую актрису почти сбывается, он спасает Аксинью от попытки утопиться. Уговаривает ее податься в актрисы «выйдешь на сцену королевой и сойдешь королевой». Однако ситуация меняется стремительно, отец ее возлюбленного Петра, соглашается на женитьбу сына, при минимальном приданом в 1000 рублей. Геннадий пытается попросить эти деньги у тетушки, но она, вместе с будущим супругом, решительно отказывает в этом. Тогда Геннадий проявляет необыкновенную бескорыстность и благородство, тысячу рублей, которую Раиса Павловна вернула ему в счет старого долга и на которую у актеров были большие надежды, он демонстративно отдает Аксинье и тем самым, устраивает ее судьбу. Нищих актеров прогоняют из родовой усадьбы.

Темы

В пьесе «Лес» прослеживается тематика, обозначенная в ниже следующем списке:

  1. Тема упадничества и разорения дворянства. Вокруг этой темы развивается действие, общение с купцом, договор с ним о купле-продаже леса, мошенничество купца, на почве визитов купца с сыном в имение происходит знакомство молодой девушки Аксиньи и сына купца-Петра. Продажа леса, как и в пьесе «Вишневый сад», обозначает постепенное разорение дворянства и его деградацию. Хозяйка имения не видит мошенничества, не разбирается в финансах и просто спускает веками накопленное богатство на свои эгоистические нужды.
  2. Тема истинной и ложной любви. Отношения между Гурмыжской и её протеже-гимназистом-недоучкой-Алексеем Булановым и отношения между Аксюшей и Петром, молодыми влюблёнными, которые не могут пожениться из-за отсутствия приданого противопоставлены. В первой паре любовь ложная: дворянке нравится, что ей льстят, а гимназист делает это ради денег. А во втором случае молодые люди действительно любят друг друга, во всяком случае Аксинья даже готова покончить с собой, если ее брак не состоится. Автор проводит границу между истинным и ложным чувством, показывая ничтожность одного и величие другого.
  3. Тема великодушия и алчности. Честный и благородный Несчастливцев невольно оказывается втянутым в события, происходящие в усадьбе. Он восстанавливает справедливость — забирает у мошенника купца деньги, которые он не додал Раисе Павловне. Гурмыжская вернула эти деньги племяннику, так как должна была ему именно такую сумму. Геннадий уже строил планы, на что он потратит такие большие деньги, но узнав, что именно такая сумма нужна Аксинье, чтобы выйти замуж за Петра, не задумываясь, передает деньги Аксюше на приданое.
  4. Основные мотивы в пьесе — мотивы правды и лжи. В пьесе именно актеры делают выбор в пользу настоящих ценностей и развенчивают ложь. За это их называют «Комедиантами». Но истина в том, что обычные люди ведут себя как на сцене: лицемерят, обманывают, разыгрывают спектакль за деньги. Автор показал, что мир перевернулся с ног на голову.

Проблемы

Проблематика в пьесе «Лес» кратко описана ниже. Если ее стоит дополнить, напишите об этом в комментариях:

  1. Проблема социальной несправедливости. Люди, которым досталось состояние по наследству, становятся скупцами и никак не помогают обществу, оставляя бедняков на произвол судьбы. Они обходят даже своих родственников и тратят деньги лишь на свои эгоистические нужды, хотя ни копейки из них не заработали своим трудом.
  2. Проблема финансовой зависимости и женский вопрос. Мы узнаем историю молодой девушки Аксиньи, которая ломает голову, где достать деньги, чтобы отдать купцу Восмибратову тысячу рублей в качестве приданого. Жизнь дома у родственницы для нее невыносима, а замуж без денег ее не берут. Что остается бедной девушке? Только в петлю, ведь выхода нет. Она не может заработать деньги честным трудом, в патриархальном обществе она беспомощна и приравнена к вещи.
  3. Проблема искусства. Одаренные артисты идут по миру, ведь в их сфере всюду царят жестокие нравы и эксплуатация талантов. За свои спектакли актеры получают копейки, их везде пытаются обмануть. Однако организовать свое дело они не могут, ведь им негде взять изначальные инвестиции. Государство никак не защищает их права, зато исправно собирает налоги.
  4. Проблема безнравственности купечества. Предприниматели стремились заработать даже на счастье собственных детей, а с посторонними людьми не гнушались самыми противозаконными методами ведения дел. Они мошенничали, и никто опять же не мог защитить людей от их произвола.
  5. Проблема невежества и лицемерия дворянства. Люди из этого сословия получали богатство и власть изначально, ничего для этого не делая, поэтому многие из них не развивались духовно и интеллектуально. Из-за этого они легко поддавались на обман, маскировали свою глупость высокопарными фразами, которые на практике оказывались ложью.

Основная идея

Смысл пьесы «Лес» — обличение социальной несправедливости в отношениях разных сословий. Автор демонстрирует столкновение мира владелицы имения Гурмыжской, ее богатых соседей — помещиков – Милонова и Бодаева, купца Восмибратова, живущих в своем затхлом мирке меркантильных интересов, сплетен, и мира зависимых от них людей — Карпа, Улиты, Буланова, Петра — когда каждый из них, чтобы выжить и что бы урвать себе «кусок», готовы унижаться, лицемерить, подличать. Из-за подлой зависимости одних от других образуются лицемерные и нечестные отношения, которые образуют социальные проблемы и конфликты.

Противостоят этому порядку вещей два провинциальных актера — Геннадий Несчастливцев и Аркадий Счастливцев. Несчастливце не приемлет подлости, интриг, равнодушия и по мере своих возможностей восстанавливает справедливость. Это герои-правдоискатели, которые показывают, какова главная мысль пьесы «Лес»: порядки, царящие в этой чаще, нужно менять.

Чему учит?

Мораль пьесы «Лес» заключается в осуждении пороков общества. Появление Геннадия Несчастливцева и Аркадия Счастливцева, как прожектором, высветило все негативные стороны их существования: лицемерие, алчность, скупость, жестокость, лживость. Пьеса учит, что благородство и меркантильность – понятия несовместимые. Автор показывает моральную победу бедного актера Несчастливцева над окружающим его общество и заставляет задуматься, что благородство — это не только понимание и высокопарные слова, это и активное действие, для того, чтобы кому-то в этой жизни стало лучше.

Критика

Пьеса была представлена на XV Уваровский конкурс. Но опасения брата и друзей Островского оправдались, острая сатирическая направленность «Леса» обусловила отказ в присуждении премии. А. В. Никитенко дал о ней отрицательный отзыв (см. Е. С. Кулябко, «А. Н. Островский и Академия наук». «Вестник Академии наук СССР», 1948, № 4, стр. 56).

В связи с этим П. В. Анненков писал брату драматурга М. Н. Островскому 28 сентября 1871 года: «В премии Александру Николаевичу отказано. Это порешили те чемоданы, набитые quasi-ученой трухой, которые заседают в Отделении российской словесности. Ни крошечки вкуса, ни искорки поэтического чувства, ни признака понимания мастерских построек в литературе — не обнаруживается давно уже у товарищей Безобразова, Никитенко, Б. Федорова» («Неизданные письма к А. Н. Островскому», М. -Л. 1932, стр. 683).

С углублением в 70-х годах критического отношения Островского к социальной действительности и ростом активности консервативных сил усилились и нападки на его произведения со стороны реакционной и либеральной критики. Комедия «Лес» не была исключением. Реакционный публицист В. П. Буренин писал, что она

«неактуальна, лишена серьезного содержания, построена на случайных происшествиях и случайных характерах» («Санкт-Петербургские ведомости», 1871, № 76).

Критик-славянофил Н. Страхов полностью отрицал социальную значимость комедии. Он не принял сатирической обрисовки образов Гурмыжской, Буланова, Милонова и Бодаева. По его мнению, характеры Гурмыжской и Буланова «только набросаны»;

«Милонов и Бодаев из рук вон плохи. На живых… людей они нимало не похожи; самое большее, что можно сказать, это то, что порою речи этих двух лиц смешны. Но этот смех не заключает в себе никакого настоящего комизма; этот комизм самого низкого рода, который вернее всего назвать щедринским. Столь же щедринским назовем мы и отношение к земству, мелькающее в конце комедии, где Буланов прочится в земские деятели».

Резкое, близкое к щедринскому обличение в пьесе представителей дворянско-буржуазного общества обусловило и вывод критика, что изображенные в ней лица «принадлежат к несуществующей, сочиненной автором, среде» («Заря», 1871, № 2, стр. 71).

Автор: Олеся Шавердова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *