Анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи» (Я.П. Полонский)

Яков Петрович Полонский — один из выдающихся лириков девятнадцатого столетия. Вдохновение он черпал из картин природы родного края. Стихотворение «По горам две хмурых тучи» представляет самобытную пейзажную лирику поэта. Автор продемонстрировал мимолетную красоту пейзажа. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения «По горам две хмурых тучи» по плану.

История создания

Полонский был выходцем из обедневшего дворянского семейства. В связи с этим будущему поэту приходилось много трудиться, чтобы заработать на пропитание. Яков Петрович принял решение получить юридическое образование в Московском университете, ведь это позволило бы ему стать чиновником и найти твердую финансовую опору в жизни. Но нежная и чуткая душа Полонского все время тянулась к поэзии. Литература так и осталась для него подработкой и хобби. За лирические произведения платили ничтожно мало. Основным местом службы стал цензурный комитет. Этот контраст между работой и увлечением давал насмешникам поводы для критики. С Полонским, например, полемизировал Н.А. Некрасов, который видел в «чистом искусстве» форму самоцензуры.

Но не все критиковали Полонского. Многим людям нравилось его творчество. Композиторы сочиняли музыку на его стихи, ведь они отличались тонким лиризмом и особой мелодичностью. Именно таким является стихотворение под названием «По горам две хмурых тучи». Работу над ним поэт завершил в 1859 году. Многие произведения автора были опубликованы в «Современнике», как и этот текст. Читатели любили лирику Полонского, ведь она отличается не только красотой слога, но и глубоким подтекстом.

Жанр, настроение, размер

Произведение «По горам две хмурых тучи» представляет собой лирическое стихотворение, относящееся к пейзажной лирике. Оно имеет ярко выраженное эмоциональное начало.

Направление творчества Полонского — «чистое искусство». Автор писал о природе, любви, творчестве, но обходил стороной социальные и политические темы. Он любил красоту и просвещал ей свою лирику.

Стихотворный размер — хорей с применением перекрестной рифмовки.

Композиция

Стихотворение Якова Петровича нельзя разделить на несколько условных частей. Поэт не выделил в нем строфы.
Это цельное произведение, все части которого взаимосвязаны. В нем можно увидеть классическую структуру: завязку, кульминацию, развязку.

  1. Завязку составляет рассказ автора о том, как медленно блуждают две грозовые тучи по вечернему небу.
  2. Они одновременно находят высокую скалу, которая является для них надёжным ночлегом. Тучи не хотят уступать друг другу, ни одна не желает отдавать свое место. Они вступают в противостояние.
  3. Кульминацию составляет гром и удар молнии.
  4. Развязка произведения следующая. Скала, не выдержав этой борьбы, принимается усмирять тучи. А тучи уже не решаются снова вступить в конфликт. Успокоившись, они располагаются у подножия скалы.

Образы и символы

Две тучи — вот главные герои произведения. Они олицетворяют двух людей, которые вступают в противостояние за третьего. Однако, что это за люди — каждый читатель решает для себя сам. Возможно, это двое мужчин, которые борются за любовь одной женщины. А может быть перед читателем предстают два брата, которые пытаются добиться любви и внимания матери.

Напряженность борьбы подчеркивает «знойный» вечер. Спасение от страстей каждая туча ищет на груди у скалы. Тучи изначально хмуры и настроены на конфликт. Скала названа «горючей», то есть она предчувствует столкновение. Противостояние она прекратила не силой, а жалобой, то есть скала олицетворяет женское начало — мудрое и примиряющее. Яркая молния передает накал страстей в борьбе за свое место. А то, что тучи улеглись у ног скалы, означает, что они признали ее правоту. Интересно, что скала вызывает определенные ассоциации: нерушимость, стойкость, принципиальность. Именно этот образ автор наделил мирной позицией: так он подчеркнул, что сила в доброте, понимании, гармонии.

Активные и воинственные образы противопоставлены тихому и кроткому, но своеобразная победа на стороне скалы — жалобной и горючей. Она, такая робкая и молящая, вызывает трепет у туч, они не могут продолжать противостояние. Вот так мягкая женская сила подчиняет кипучую мужскую энергию. Естественное согласие сменяет напрасную борьбу. Людям стоит поучиться у героев этой притчи. Тучи «улеглись и обомлели», ведь делить скалу для счастья не обязательно.

Темы, проблемы, настроение

Основное место в произведении «По горам две хмурых тучи» занимает тема  соперничества.

  • Автор показывает читателю борьбу между двумя тучами. Несмотря на конфликт, обе грозовые тучи смогли найти приют на одной скале. Это говорит о том, что любое столкновение может быть разрешено мирно, если стороны готовы найти компромисс. Тучи олицетворяют конфликтную ситуацию, которая распространена в любом обществе. В доступной аллегорической форме Полонский продемонстрировал читателю картину человеческого недопонимания. В смирении и сострадании мы можем найти выход из любого боя.
  • Важна и тема миролюбия. Лишь благодаря стону скалы тучи успокаиваются. Скала против вражды, она готова жаловаться и просить, лишь бы тучи не ссорились из-за нее. Любовь в ней сильнее тщеславия и раздражения. Она не считает унижением просьбу о мире. В этом выражается ее мудрость.
  • Тема природы выступает фоновой: автор использовал образы из окружающего мира, но лишь в роли аллегории.

Настроение произведения «По горам две хмурых тучи» сказочное, читатель как будто погружается в мир мифических существ, наделенных человеческими страстями. Финал примиряет нас с действительностью, заставляет задуматься о важности понимания и доброты в решении любой спорной ситуации.

Основная идея

Самым мудрым решением проблемы является примирение и компромисс. Необходимо совершить непростой, но очень важный шаг, а именно усмирить собственную гордыню. Таков смысл стихотворения «По горам две хмурых тучи». Ради счастья и гармонии тучи должны были открыть для себя простую истину: драться за место на скале не нужно, его хватит всем, если отбросить тщеславие, жадность, алчность. Люди, как и тучи, могут найти счастье в примирении и гармоничном сосуществовании.

Никакой конфликт не может привести к хорошим последствиям. Агрессия и вражда никогда не смогут привести к ответной любви или прочному счастью. Поэтому важно всегда идти на компромисс и прислушиваться к голосу, призывающему к миру и благополучию. Скала сжалилась над тучами и призвала их к дружбе, единению. Это и есть голос разума, совести, взаимопонимания. Такова главная мысль стихотворения «По горам две хмурых тучи».

Средства художественной выразительности

Автор использовал различные тропы, чтобы максимально точно раскрыть тематику произведения «По горам две хмурых тучи».

  1. Важнейшую роль в произведении играют олицетворения («тучи ссорятся», «эхо засмеялось», «скала вздохнула»).
  2. В стихотворении можно заметить многочисленные эпитеты («яркой», «знойным» и так далее).
  3. Также огромное значение имеют глаголы движения («огласились», «блуждали», «сошлись» и так далее).
  4. Метафора: «И пустыню огласили Яркой молнии ударом».
  5. Различные аллитерации (определённые звуки: «ра», «ро», «ру») способствуют передаче звуков раската грома.

Чего-то недостает? Вы можете сделать эту статью лучше, если расскажете о своих впечатлениях и идеях в комментариях!

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *