Анализ стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…» (Ф.И. Тютчев)

Фёдор Иванович Тютчев — замечательный русский поэт-мыслитель, лирик. Его стихотворениям свойственна фрагментарность. Основная тема поэзии Тютчева — философские закономерности пребывания человека в насущном мире. Его произведения дают почву для размышления и фантазий. Многомудрый Литрекон предлагает к прочтению разбор стихотворения поэта «Певучесть есть в морских волнах…». Анализ осуществлён по плану.

История создания

Долгое время Тютчев жил в Санкт-Петербурге. Этот весьма оживлённый и грязный город пагубно влиял на моральное и физическое самочувствие поэта. В связи с этим он подолгу гулял в за городом. Тютчев находил успокоение в природе: в полях, лесах, у моря. Особенное вдохновение приходило к поэту при виде водной стихии. Его завораживало Балтийское море. 

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…» Тютчев создал 11 мая 1865 года во время очередной прогулки по побережью. Произведение основано на личной трагедии поэта, ведь именно в день написания стихотворения было ровно девять дней со дня смерти его совсем ещё маленьких детей — сына и дочери, скончавшихся от тяжёлого недуга. 

Произведение «Певучесть есть в морских волнах…» было опубликовано в 1865 году в периодическом издании «Русский вестник». Публицист Иван Сергеевич Аксаков писал Екатерине Фёдоровне, дочери Тютчева от первого брака, что поэт написал «прекрасные стихи, полные мысли». Ему не понравилось лишь одно иностранное слово «протест». Речь шла о четвёртой строфе, которая раньше присутствовала в первом варианте данного стихотворения. В нём и было употреблено это слово. Позже, в 1868 году, стихотворение было сокращено: видимо, Тютчев решил оставить только три строфы. Но, к счастью, последнее четверостишие сохранилось, и мы можем читать и анализировать это стихотворение таким, каким оно было в первоначальном виде. 

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» — элегия. В нём присутствуют философские мысли поэта над жизнью человека, размышления об отдалённости людей от природы. Также в произведении выражаются чувства поэта — глубокая грусть, тоска и боль.

Произведение «Певучесть есть в морских волнах…» принадлежит к направлению «чистого искусства», относится к пейзажной и философской лирике. В стихотворении переплетается изображение природы, а также эмоции лирического героя, его переживания, поиск ответов на вечные вопросы. 

Размер данного стихотворения — четырёхстопный ямб со вспомогательной стопой пиррихием. Это даёт произведению замедленный темп, отчего стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…» приобретает неспешное, плавное и вдумчивое звучание. В произведении использована кольцевая рифмовка, прослеживается чередование мужской и женской рифмы.

Композиция

Тютчев в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» пытается постичь человеческую сущность, он находится в поиске смысла жизни, пытается анализировать ошибки, которые совершают люди. Условно стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…» можно поделить на четыре части:

  1. Автор высказывает мнение о том, что всё существующее в природе гармонично, подчинено единому закону. И даже «стихийные споры» существуют в созвучии с остальной природой. 
  2. Во второй части поэт осознаёт, что между человеком и природой существует разлад. Мы оторваны от первоосновы. Он говорит о том, что свобода человека «призрачна»: пока мы чувствуем свою силу и вольность, природа доказывает нам обратное.
  3. Тютчев пытается найти причину этого конфликта. Он задаёт риторический вопрос: как случилось, что человек отрёкся от природы? Почему его душа не поёт в унисон с мирскими стихиями? 
  4. В четвёртой строфе автор делает вывод, что люди, отдаляясь от первоосновы, несчастливы и одиноки. Чем больше мы тянемся к мнимой свободе, разрушая своё родство с природой, тем более мы делаемся слабее и становимся уязвимыми. Продолжая протест, человек задаёт главный вопрос — в чём же смысл жизни? Но остаётся без ответа, потому что он утратил связь с миром.

Образы и символы

В произведении Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» прослеживаются такие образы и символы: 

  1. «Морские волны» — это образ всего мира, где всё гармонично взаимодействует друг с другом, всё подвластно силе природы.
  2. «Стихийные споры» — это образ мира в движении. Стихия сотрясает природу, внутренний мир человека, создавая в сознании его многообразие ощущений, которые могут оставить после себя душевные потрясения и боль. Автор говорит нам о том, что без боли не может быть и радости — всё в мире не вечно и переменчиво. 
  3. «Призрачная свобода» — символ непокорности человека природе, нежелание зависеть от неё, жажда обрести власть над ней. 
  4. «Общий хор» — образ всего мира, где всё живое говорит и дышит. Но не всё вторит друг другу: человек словно выбивается из «общего хора», и «не то поёт, что море». Он выдвигает свои идеи и законы, пытается уйти от влияния природы.
  5. «Мыслящий тростник» символизирует человека, который «ропщет» на судьбу, предаётся несбыточным желаниям стать выше всех на земле, стремится к свободе от всего природного. Пока человек привязан к естественной среде, он способен жить. Отдаляясь, он гибнет, как тростник, который без воды существовать не может. Таким образом, море и тростник в стихотворении символизируют природу и человека.

В самом начале стихотворения Тютчев даёт эпиграф на латинском языке: «Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках». Это строка из стихотворения древнеримского поэта Авсония, жившего в IV веке до нашей эры. Эпиграф говорит нам о гармонии, которая должна быть в жизни. Человек стремится разорвать рамки и нити, связывающие его с природой, стать выше её. Но человеку никогда не победить природу, так как он лишь часть её. Он должен следовать её правилам, иначе он потеряет собственную гармонию. Ведь разрушая что-то вокруг себя, можно разрушить и самого себя. 

В эпиграфе также можно найти символы: «музыкальная стройность» — это гармония природы, а «прибрежные тростники» — человечество, принявшее природу как наивысшую силу и дар, от него нельзя отказываться, его нельзя отрицать и подавлять.

Темы, проблемы и настроение

В произведении Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» выделяются такие темы: 

  1. Поиск смысла жизни. Поэт предполагает, что смыл существования состоит во всеобщем притяжении к центру — к великой и разумной природе. Всё живое подвластно ей, и смысл состоит в этом единстве, где поиски себя и своей личности полностью прекращаются. Человек находит себя лишь в природном естестве.
  2. Одиночество. Человек одинок, пока он слепо ищет что-то вне естественной и простой жизни. Пока он не покорится, его будет преследовать тоска, напряжение, смятение. Нужно направить всю свою сущность к «морю», к первозданному миру, тогда разум успокоится, и душа прекратит сотрясаться в тревоге, человек найдёт гармонию и покой.

Главной проблемой, озвученной Тютчевым в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…», является потеря связи человека с природой. В процессе эволюции люди всё более отдаляются от естественной среды. Таким образом человек теряет что-то ценное, неуловимое, настоящее — то, чего всем нам сейчас не хватает. Человек всё менее способен созерцать, чувствовать спокойствие, черпать силу в природе, размышлять, находясь в её объятьях. Всё это очень важно, ведь только прикоснувшись к живому миру, человеческий ум обретает ясность, и на все насущные вопросы, кажущиеся не решаемыми, вскоре могут найтись ответы. 

В стихотворении «Певучесть есть морских волнах…» присутствует настроение печали, грусти о напрасных скитаниях человечества. Тютчев будто знает правду о жизни, пытаясь донести её до нас. Но сам он тоже одинок. Он ощущает боль и тяжесть от собственных тяжёлых чувств. После трагических событий, потери двух детей, он пытается вернуться «мелодичности», гармонии, ищет успокоение в природе, и, кажется, находит её: из под его пера выходят такие философские, вдумчивые строки, которые идут сквозь века к новым поколениям читателей и ценителей его творчества. 

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…» — показать утрату человеком близости с природным миром. Лирический герой размышляет так: стремление человека быть независимой личностью, желание главенствовать в мире приводит к тому, что он больше не может быть частью природы. Он разрушает первичный замысел создателя — гармонию, взаимосвязь всего сущего в окружающей природе. От этого происходят все людские беды: чувство потерянности, одиночество, неспособность радоваться тому, что есть.  

Автор с философской точки зрения рассматривает вопросы, которыми задаются люди из поколения в поколение: в чём смысл существования, как обрести спокойствие в душе, в чём заключается счастье?

Поэт считает, что отрыв от природы — это недолговременный конфликт: либо к человеку приходит понимание и принятие природы, либо он обрекает себя на гибель. Таков смысл стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…»

Средства выразительности

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…», безусловно, являет собой вершину красноречия, гармонию и цельность философской мысли. Тропы и средства художественной выразительности перечислены в ниже следующем списке:

  • В стихотворении Тютчева присутствуют эпитеты: «в стихийных спорах», «стройный шорох», «в зыбких камышах», «невозмутимый строй», «призрачной свободе», «души отчаянной».
  • Также можно выделить метафоры: «шорох струится», «душа не то поёт», «ропщет мыслящий тростник», цитата из Библии «глас вопиющего в пустыне».
  • В четвёртой строфе присутствует гипербола: «от земли до крайних звёзд». Этим автор передаёт безвыходность положения человека, глубину его тотального одиночества.
  • Важно отметить синтаксический параллелизм в первых строках: «Певучесть есть в морских волнах, // Гармония в стихийных спорах…»
  • В третьей и четвёртой строфе автор задаёт риторические вопросы, подчёркивающие трагедию человека, который обречён на одиночество, потеряв всякую надежду: «Откуда, как разлад возник? // И отчего же в общем хоре // Душа не то поёт, что море, И ропщет мыслящий тростник? // И от земли до крайних звёзд // Всё безответен и поныне // Глас вопиющего в пустыне, // Души отчаянной протест?»
  • Эффект присутствия создаёт аллитерация. В первой строфе повторяется звук «с», что помогает читателю услышать, как плещется море. В третьей строфе идёт повторение звука «р», это помогает прочувствовать волнение души лирического героя.

Автор: Диана Танцур

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector