Анализ стихотворения «Одиночество» (И. А. Бродский)

Иосифа Александровича называют последним классиком 20 столетия. Его стихи гениальны, хотя и не всегда их можно понять, воспринять с первого прочтения. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом стихотворения Бродского «Одиночество» по плану.

История создания

Первые стихи Иосифа Бродского датируются 1956-м годом, то есть поэт начал творить совсем в юном возрасте. В 1959 году автор пишет стихотворение «Одиночество», которое является рассуждением, поиском выхода из сложившейся в жизни поэта ситуации. Дело было в том, что советское общество не приняло мятежные произведения поэта, отказавшись публиковать их. Бродский почувствовал себя непонятым, отвергнутым.

«Меня упрекали во всем, окромя погоды, и сам я грозил себе часто суровой мздой. Но скоро, как говорят, я сниму погоны и стану просто одной звездой» (И. А. Бродский)

Его виденье мира противоречило окружающей действительности. Поэта не брали на работу ни в один литературный журнал. Наверное, именно с этих пор Иосиф Бродский стал «костью в горле» советской власти. В 1963 году поэт был арестован по обвинению в тунеядстве, после чего отправлен в психиатрическую больницу для установления трудоспособности поэта. После следующего заседания суда, в 1964 году, Бродский был отправлен в ссылку на 5 лет с применением обязательного труда, что являлось максимальной мерой наказания за тунеядство. В 1972 году поэт был лишён советского гражданства и эмигрировал через Вену и Лондон в Америку.

«Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Всё плохое, что выпадало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге». (И. А. Бродский написал перед отъездом Л. И. Брежневу)

Жанр, направление, размер

Жанр Бродского – это жанр «больших стихов». Его стихи, по сути, являются «малыми поэмами», так как они отличаются масштабностью тем, сложностью структур.

Многие стихи Бродского носят элегический характер. Стихи грустного содержания – это элегии. Данный жанр можно охарактеризовать, определить как переосмысление прошлого и настоящего, как «внутренний разговор» автора, отражённый на бумаге, как убеждение себя или оправдывание каких-либо своих или чужих действий. В «Одиночестве» можно уловить подобные мотивы, добавляющие произведению ещё большей драматичности.

Бродский – поэт-постмодернист, но постмодернист «высокий», то есть уважающий истоки, называющий всю культуру преемственностью, в отличие от авангардистов – «низких» постмодернистов, творчество которых базировалось на утверждении об исчерпанности культуры.

Размер стихотворения «Одиночество» — пеон 2, то есть ударение падает на второй слог. Также данный размер можно определить как нестройный ямб с пиррихиями. В стихотворении встречается перекрёстная рифмовка и смежная. Рифма преимущественно дактилическая, но имеются строки с ударением на последний и предпоследний слоги.

Композиция

Стихотворение «Одиночество» состоит из трёх разных по объему строф. Композиция произведения последовательная. Смысловые части имеют те же самые границы, что и отдельная строфа.

  • 1-я часть – это первые 19 строк. Эту часть, которая является самой большой, можно подразделить ещё на 3 части, которые ярко выделяются при прочтении.
  • 1-я подчасть – это 7 первых строк, которые «кричат» о причинах размышлений, о причинах, которые толкают на сомнения, недоверие.
  • 2-я подчасть – это те самые сомнения, которые автор предлагает читателю:

«…ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.»

  • 3-я подчасть – это уже более спокойные, «пришедшие в равновесие» мысли автора. Эти 5 строк являются «приоткрытой дверью правильного пути», лучшим решением в преодолении сложностей. Фразу «Поклоняться данности» можно рассмотреть как смирение, к которому приходят люди, умудрённые жизнью.
  • 2-я часть – это вторая строфа, состоящая из 12 строк. В них автор будто ещё раз убеждается в правильности своих рассуждений, думая о будущем своём взгляде на нынешнюю ситуацию.

«…с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами…»

  • 3-я часть – последние 8 строк. Данная часть имеет точно такое же начало, как и предыдущая. Но теперь поэт рассуждает о том, что данное смирение, принятие ситуации, послужит в дальнейшем для него «перилами», которые смогут поддержать его в будущем.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Одиночество» – это воплощение сущности поэта, его душа, эмоции и чувства. Бродского часто называют «поэтом-скитальцем», то есть одиночкой, покинутым, непонятым, изгнанным. Эти все определения подходят к лирическому герою данного стихотворения. Герой «Одиночества» размышляет о жизни, сам даёт себе советы, сам себя убеждает и переубеждает.

Образ одиночества в стихотворении является центральным. В произведении автор обращается к собеседнику на «ты», что создаёт впечатление дружеской беседы. Но данное «ты» — это абстрактное обращение ко всем людям, обращение к себе. Иосиф Александрович пишет о таких вещах, которые касаются только одного человека, то есть личные вещи, которые возможно осознать, понять индивидуально, наедине с собой.

«Теряет равновесие твоё сознание усталое», «ступеньки этой лестницы уходят из-под ног», «плюёт на человечество твоё ночное одиночество» — все эти неприятные ощущения, перечисленные автором вначале стихотворения, дополненные «размышлениями о вечности», создают устойчивый вяжущий образ одиночества. В дальнейшем образ будет только крепнуть, всё больше и больше «отделяясь ото всех».

Лестница, которая вначале стихотворения «уходит из-под ног», а в последних строках поэт пишет о ней как о «выщербленной», акцентируя внимание на перилах, которые «удерживают в равновесии», является символом движения к своему желанию, цели, символом восхождения. Взбегать по ней – это значит идти целенаправленно и бесстрашно к намеченному, но опираться на перила – это значить утратить силы или не быть настолько уверенным в дороге, в её «целостности» и «устойчивости», чтобы отпустить страховку.

Хочется обратить внимание, что образ лестницы, который символизирует движение вверх, сменяется образом дороги, а затем вновь автор возвращается к лестнице. Концентрируясь только на этих двух понятиях, можно прочитать стихотворение таким образом, что лирический герой вначале своего пути горяч и боек, он взбегает по «жизненной лестнице», затем что-то выбивает её у него из-под ног, что является для героя уроком.

Во второй части стихотворения герой идёт по дороге, которая вначале кажется ему короткой, но потом становится широкой, большой и пыльной, «усеянной компромиссами», то есть он принимает данность, не рвётся к своей цели, а «изучает» реальность, приходя к тому, что дорога может оказаться «крыльями», которые донесут его до цели.

Восхождение в последней строфе «мудрое». Принятая данность становится перилами «(хотя и не особо чистыми)», на которые герой опирается, размеренно приближаясь к цели, не боясь упасть, оступиться на «выщербленной лестнице».

Темы, проблемы, настроение

Основная тема произведения «Одиночество» — это, как ни странно, тема одиночества. Одиночество, безысходность и трагизм – нить, протянутая сквозь все стихи поэта. Лирика Бродского не отличается лучезарным оптимизмом. Стихи поэта – это крик души от мучительного одиночества.

Конфликт героя с окружающей действительностью – это главная проблема, затронутая Бродским в стихотворении. Этот конфликт и является причиной одиночества лирического героя, такого пылкого и смелого, но непонятого, отвергнутого. Поэт пишет:

«когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество».

Верить этим строкам нельзя. Это ответ угнетённого творца, не принятого, ущемлённого. Это реакция на «плевок» в его собственную душу.

Настроение стихотворения «Одиночество» драматичное, вязкое. Ознакомившись с ним, ненароком пропитываешься жалостью и одновременно уважением к лирическому герою. Его мудрость, его неотрывное движение вперёд вызывают восхищение, но честный вывод, к которому он пришел, не может не вызывать сочувствия. Не к нему, а ко всему человечеству.

Основная идея

Стихотворение «Одиночество» — это образное описание жизни одного человека, который стремится к чему-то своему. По сути, каждый в своих стремлениях одинок, неопытен, каждый идёт по неизведанному пути, по не протоптанной дороге, на которой могут появляться кочки, которая может запутаться и распутаться. Смысл стихотворения «Одиночество» заключается в непрерывном движении, стремлении вверх, в некоей естественности одиночества. Человеку нужно идти дальше и принять вынужденное одиночество, как и не особо чистые перилла. Данность убога, но в пути лучше смотреть именно под ноги, именно на выщербленную лестницу, дабы не упасть и не погубить себя. Пессимистично, зато так жизненно.

Также произведение можно назвать инструкцией в преодолении жизненных невзгод. Главная мысль стихотворения «Одиночество» заключается в том, что замкнутость человека в пределах его собственного экзистенциального опыта не является трагедией. Это данность, которую просто надо принять, из которой стоит исходить. Приняв это, человек закалит характер и научится преодолевать трудности.

Средства выразительности

Тропы в произведении «Одиночество» представлены в списке:

  1. Эпитеты: «ночное одиночество», «покажутся милыми», «короткие дороги», «широкие, большие, пыльные (дороги)», «большие крылья», «большие птицы», «не особо чистые (перила)».
  2. Сравнение: «ступеньки уходят из-под ног, как палуба», «покажутся большими крыльями», «покажутся большими птицами».
  3. Метафоры: «могилы данности», «усеянные компромиссами», «убогие её мерила», «выщербленная лестница».
  4. Олицетворение: «усталое сознание», «хромающие истины».
  5. «Лучше поклоняться данности» можно принять за рефрен – строку, встречающуюся в каждой строфе. В ней, обычно, заключён основной смысл произведения.
  6. Стихотворение построено с использованием инверсии: «теряет равновесие твоё сознание усталое», «плюёт на человечество твоё ночное одиночество»…

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *