Анализ стихотворения «Перчатка» (М. Ю. Лермонтов)
Перевод литературного текста с одного языка на другой – это сложная деятельность, которая подвластна не любому писателю. Трудность заключается даже не в том, что, естественно, необходимо знать иностранный язык, не в том, что какие-то слова могут быть неизвестными, могут встречаться авторские неологизмы, а в различности эмоциональных, культурных особенностей, характерных для определённого народа, то есть в менталитете. Прекрасным переводчиком иностранных произведений был Михаил Юрьевич Лермонтов. Перевёл он достаточно много текстов. Среди авторов, произведения которых он выбирал, можно встретить Гете, Гейне, Бёрнса, Цедлица. Но наибольшей популярностью у него пользовались Шиллер и Байрон. Многомудрый Литрекон предлагает познакомиться с одним из переведённых Михаилом Лермонтовым произведением Фридриха Шиллера — “Перчатка”. Анализ по плану позволит лучше узнать творчество автора. Приятного просвещения!
Содержание:
История создания
В 1797 году Фридрих Шиллер написал балладу «Перчатка» (в оригинале «Der Handschuh»). Сюжет был взят из книги французского писателя и драматурга Жермена-Франсуа Пуллен де Сен-Фуа.
В 1831 году произведение перевёл на русский язык Василий Андреевич Жуковский, но двумя годами ранее это сделал Лермонтов. Михаил Юрьевич сократил оригинальное произведение на большое количество строф, но перевёл балладу с максимальной точностью, оставив неизменным смысл и практически сохранив размер лирического произведения. Хотя по содержанию ближе к оригиналу является перевод Василия Андреевича.
Произведение «Перчатка» Лермонтова, да и вообще все лермонтовские переводы, можно отнести к отдельному циклу, хотя во времена жизни поэта не было чётких границ между личными произведениями и переводами иностранных произведений.
Жанр, направление, размер
Произведение «Перчатка» принадлежит к жанру баллада. Баллада – это лирико-эпическое произведение, в котором присутствуют черты эпического (сюжетность, ярко-выраженные композиционные части) и лирического произведения (стихотворная форма, передача эмоционального состояния лирического героя). Этот жанр литературы зародился во Франции приблизительно в 13 веке. А в России он появился лишь в 18 веке.
«Перчатку» Михаил Юрьевич перевёл в возрасте 15 лет, и в этом же возрасте начал работу над своими собственными балладами. Следует отметить, что лермонтовские баллады особенные по своей структуре. Их уникальность заключается в том, что они сближаются с другими интересными Михаилу Юрьевичу жанрами, например, элегиями, но не нарушают жанровых границ.
Направление произведения, как и всего раннего творчества поэта, — романтизм. Для произведений данного направления характерны отражение полноты чувств главного героя, несогласие с реальностью.
Лермонтова считают последним представителем революционно-дворянского романтизма. Лирический герой произведений автора мятежен, он осознаёт свою непричастность к посредственности окружающего мира, что приводит его к ощущению полного одиночества. Эти черты характерны и для героя разбираемой баллады.
Размер произведения «Перчатка» – вольный ямб, то есть количество стоп в каждой строке разное. Рифмовка также не имеет четкой системы, но преобладает смежная рифмовка, с неровным чередованием женской и мужской рифмы.
Композиция
Произведение «Перчатка» состоит из 8 строф разной длины. «Перчатка» имеет три части: завязка, кульминация, развязка.
Композиционной особенностью баллад являются «повторения с нарастанием», что просматривается и в разбираемом произведении.
Четыре первые строфы – это завязка. В них поэт рассказывает о месте действия, повествует о том, что событие происходит во время поединка опасных хищников, которые не хотят сражаться и радовать «голодных» зрителей. Складывается впечатление, что звери умнее своих покровителей, людей, которые их выпускают, им не нужны бессмысленные войны и страдания.
Хочется обратить внимание на то, что 2-я и 3-я строфы подобны, но повторяющиеся действия происходят с «нарастанием».
«Вот царскому знаку внимают,
Скрыпучую дверь отворяют,
И лев выходит степной…»«И царь махнул снова,
И тигр суровый
С диким прыжком
Взлетел опасный…»
В первом случае король даёт только знак, во втором — взмахивает рукой. В первом случае лев спокойно выходит, а во втором – тигр запрыгивает на арену.
Такая композиционная структура помогает писателю «нарастить» напряженность произведения, подвести читателя к кульминации.
Последующие три строфы – это кульминация, то есть наивысшая точка напряжения в произведении, часть, в которой действие разворачивается самым неожиданным образом.
Внезапно на арену падает перчатка одной из присутствующих дам. Кунигунда специально обронила её, чтобы дать возможность своему рыцарю доказать свою любовь к ней. Или же для развлечения? Раз не хотят вступать в драку два зверя, то нужно их мотивировать, а именно впустить человека, который послужит катализатором боя. И рыцарь бросился за перчаткой. Дерзко, но в то же время спокойно «в круг он вступает», смотрит на перчатку и поднимает её. А звери его и не трогают, признают его силу и преклоняются перед его смелостью.
Третья часть – это развязка. К ней относится последняя строфа. Поэт опять пишет о зрителях. Они также стоят и молчат… Но взгляд у них уже не «голодный», они трепещут, они восхищаются отважностью рыцаря, хвалят его. Дама смотрит на него также с восхищением, с нежностью, в предвкушении приближающегося счастья, ведь он доказал ей свою любовь. Но рыцаря унизило неверие Кунигунды в его любовь. Он бросает перчатку ей в лицо и гордо уходит.
Образы и символы
Лирическим героем баллады «Перчатка», а точнее главным героем, является рыцарь, который появляется лишь в конце произведения. Но всё, что описано до его появления, — все события, присутствующие на состязании — позволяет читателю лучше понять характер главного героя, его чувства.
Главным образом баллады является арена, круг, где происходит действо, куда устремлены ожидающие взгляды зрителей. Если воспринимать образ шире, мы увидим метафору жизни человека: каждый из нас находится на импровизированной арене в окружении жадных взглядов. Жизнь бросает нам вызовы: мы можем принимать их, а можем и подвергать сомнению те манипуляции, которые вовлекают нас в бой. Выбор рыцаря — бунт против общественного мнения и его провокаций. Вместо ожидаемой реакции он выдал неповиновение и презрение, не участвуя в зрелище для толпы.
Лев, который по приказу короля вышел на арену, который не захотел развлекать толпу и лёг посередине, является символом могущества и отваги, гордости и мудрости. Его поступок можно расценить как нежелание постоянно развлекать народ, ему наскучили пустые бои, без цели, ради забавы.
Вторым появляется тигр. Он – символ энергии и силы, символ таланта. Тигр запрыгивает на арену, он готов вступить в поединок с равносильным противником. Но, не заметив энтузиазма у льва, ложится рядом с ним. «Лучшее сражение – то, которое не состоялось» — говорит нам единогласное решение животных.
Перчатка в средние века была не просто предметом гардероба, но и служила предметом невербального общения, с помощью которого можно было выказать своё уважение к человеку, признаться в любви или же вызвать на бой. Брошенная дамой перед юношей перчатка означала её расположение к нему. Обычно рыцари, получив такой подарок от дамы, носили данный элемент женского гардероба около сердца.
По сюжету баллады дама бросает перчатку на арену, между хищниками. Что это может значить? Женщина явно хочет возвыситься в глазах толпы, ведь воин рискнет собой ради ее внимания. Пусть же все видят магию ее красоты! Главный герой произведения расценивает этот поступок как насмешку над ним, над его чувствами. А после «победы», после добычи брошенной вещицы, рыцарь поднимается к даме на балкон и бросает перчатку ей в лицо, тем самым высказывая свою разочарованность, своё нежелание больше служить ей.
Героев баллады можно разделить на две группы: зрители и рыцари.
Зрители – это все те, кто находится за ареной, те, кто смотрит и ждёт жертвенный бой. К ним относятся король, Кунигунда, народ – они все единая толпа, которой свойственно жадное внимание. Они хотят крови и зрелищ, хотя сами трусят и не выходят за пределы трибун. Бунт воина и зверей состоит в том, что они отказались ради тщеславия жертвовать собой. Аплодисменты толпы и легкомысленный взор красавицы не стоят их жизни. А к группе рыцарей относятся лев, тигр и непосредственно сам рыцарь. Каждый из них — это личность, воин, знающий цену жизни. Каждому из них автор уделил достаточно внимания, к ним он относится с уважением и благосклонностью.
Темы, проблемы, настроение
Баллада «Перчатка» — это произведение о несостоявшемся поединке, а также о разном отношении к бою и вниманию толпы, о цене человеческих чувств, об уважении и самоуважении.
- Основная тема баллады “Перчатка” — протест против манипуляций общества. Оно, пользуясь разными мотивами, вынуждает личность развлекать себя, участвовать в безумствах на потребу толпе. При этом человек неизменно рискует и жертвует собой, взамен получая лишь иллюзии признания, любви, уважения. Завтра толпа и даже красавица позабудут о нем, если звери растерзают его сегодня. Поэтому рыцарь и звери делают мудрый выбор, обрывая нити, делающие их марионетками.
- Уважение к себе и другим. Интересно то, что достойно себя ведут даже звери. Они не тронули и смелого рыцаря, который также имеет уважение к себе и к окружающим. Он не позволяет играть своими чувствами.
- Фальшивая любовь. Героиня, дама сердца юноши, является персонажем капризным, эгоистичным. Её поступок – это неуважение к чувствам рыцаря. Она использует его, чтобы привлечь к себе всеобщее внимание.
Проблематикой произведения можно считать саму общественную модель взаимодействия: люди жаждут крови и насилия для развлечения, они готовы послать на арену любого, чтобы себя развлечь. А женщина и вовсе для привлечения внимания способна обречь кавалера на смерть.
Баллада «Перчатка» поучительная. Из произведения можно вынести несколько важных уроков: лучшее сражение – то, которого не было; любовь и жестокость несовместимы.
Основная идея
Главная мысль произведения «Перчатка» можно считать утверждение, что человечность не всегда присуща человеку. У некоторых людей, у каждого из нас порой, атрофируется это качество. Уважение к человеческой личности, сострадание, бескорыстное отношение к другим — все эти качества отсутствуют у толпы и присущи лишь единицам.
В животном мире чаще можно встретить проявление человечности. Звери не забирают ничего без необходимости, не берут больше, чем нужно в данный момент, не подставляют сородичей, не причиняют боль просто так, из удовольствия. Автор показал на контрасте взаимоотношения зверей на арене и взаимоотношение людей на трибунах. На арене оказалось безопасней, чем в толпе людей.
Смысл произведения «Перчатка» состоит в том, что на манипуляции общества можно не реагировать. Выбор рыцаря и зверей освобождает их от тирании общественного мнения и дарует им покой. Никто не обязан рисковать жизнью ради иллюзии.
Средства выразительности с примерами
Взгляните на тропы в стихотворении “Перчатка”, они помогают проникнуться атмосферой и создать яркий образный ряд.
- Аллегория: «владыка (лев)».
- Метафора: «хор дам блестел», «тяжелой стопой», «диким прыжком», «тигр… взлетел», «глаз кровавых», «судьбы случайной игрою», «враждебная чита», «пытать сердца», «в робком ожиданье», «хвала вылетает», «пылающий взгляд», «огонь досады».
- Метонимия: «и взгляд с рукою девицы героя встречает», «смелой рукой».
- Эпитеты: «сидел величаво», «высокий балкон», «прекрасный хор», «скрыпучая дверь», «лев степной», «зевая лениво», «жёлтая грива», «тигр суровый», «тигр опасный», «завыл ужасно», «тихо обходит», «тщетно ворчит», «невольно ложится», «прекрасная рука», «лукаво смеясь», «дерзко вступает», «нежный взгляд», «недальнее счастье».
- Анафора:
«Король величаво на троне;
Кругом на высоком балконе»«И царь махнул снова,
И тигр суровый…»«И рыцарь с балкона в минуту бежит,
И дерзко в круг он вступает,
На перчатку меж диких зверей он глядит
И смелой рукой подымает.»
- Градация прослеживается в композиционном построении произведения (эмоциональное нарастание): лев выходит..и молча глядит – тигр взлетает.. завыл ужасно.
- Инверсия часто встречается в произведении. Например, «вельможи толпою стояли», «хор дам прекрасный блестел», «ложится лев», «но, досады жестокой пылая в огне», «перчатку в лицо он ей кинул».
- Аллитерация: «молча зрелища ждали» (шипящие звуки – тихий шёпот толпы).
Автор: Кристина Асаулова