Анализ произведения «Синяя звезда» (А. Куприн)

Александр Иванович Куприн — один из самых известных русских писателей, чьё творчество мы начинаем изучать еще в школе. Каждое произведение автора имеет свой глубокий смысл, и после прочтения любой его работы читатель обязательно задумается над темой, раскрытой в книге. В арсенале литератора припасены еще и сказки, одна из которых называется «Синяя звезда». Ее разбор и припас Многомудрый Литрекон для уважаемой публики.

История создания

Произведение увидело свет в 1927 году, опубликовалось сразу в двух сборниках рассказов: «Новые повести и рассказы», где сказка называлась «Принцесса-дурнушка», и «Храбрые беглецы», но уже с названием «Синяя звезда».

Сюжет сказки достаточно часто сравнивают с «Гадким утёнком» Ганса Христиана Андерсена, не исключаем вероятность, что Куприн вдохновился уже существующей историей. Во всяком случае автор продублировал смысл книги: важно не то, что внешне, а то, что внутри.

Автор имел прекрасную семью, воспитывал своих детей, а потому много времени и внимания уделял литературе для ребятишек. Свои сказки он сначала тестировал на собственных отпрысках, и лишь после их одобрения выпускал произведение в свет.

Жанр и направление

«Синяя звезда» — это детская сказка, пускай и с очень глубоким смыслом, пускай взрослые и поймут её лучше детей. Здесь вам и выдуманная идеальная страна, и благородные принцы, и чудесные принцессы, счастливая история любви и красивое окончание истории.

Несмотря на то, что Александр Куприн — это писатель-реалист, в данной сказке он отходит от своего амплуа и рассказывает нам прекрасную сказочную историю, которая напоминает произведения эпохи романтизма.

Основные события

Дело происходит в стране Эрнотерра, которая скрыта высоко в горах. Здесь свои правила и свои законы, короли всегда правили мудро, на протяжении многих лет никаких войн и бунтов страна не видела.

Основатель Эрнотерры, Эрн Первый, был добр, честен и благороден, но уродлив и после его смерти, когда его родословная стала огромной, начали замечать, что иногда в королевской семье рождаются уродливые принцы, так похожие на Эрна первого. Несмотря на их внешние данные, они отличаются своими положительными качествами, и народ любит их, несмотря на их вид.

Но однажды, у Эрна ХХIII рождается уродливая дочка. Королевская пара издает закон об истреблении всех зеркал в стране, но, несмотря на это, в своё 15-летие Эрна всё-таки видит своё отражение. Убегая и плача, она слышит крик о помощи где-то в скалах. Там она спасает принца Франции, который благополучно влюбляется в неё и называет её первой красавицей. В его стране такая внешность ценится. В конце всё счастливы, Эрна и принц женятся, у них рождается ребенок. Вот, о чем повествует автор.

Главные герои и их характеристика

  1. Один из героев, о котором мы узнаем в самом начале произведения — это Эрн первый, основатель Эрнотерры. Его описывают как далеко не самого красивого мужчину, пусть внешность его и не отталкивает людей. А вот внутренние качества у него самые лучшие — он и добр, и справедлив, и мил со всеми, и благочестив.
  2. Второй персонаж, который также похож на Эрна — это его дальняя родственница, принцесса (с не очень оригинальным именем, которое явно потворствует тавтологии) Эрна. Она родилась дурнушкой, но умной не по годам, очень доброй, безумно любящей животных и готовой помочь каждому человеку, который её об этом попросит.
  3. Несмотря на внешность дочери, родители безумно любят девушку, и по их поступкам видно, что родственные чувства очень крепки, и они готовы пойти на что угодно ради своего ребенка. Правда, в их мудрости и справедливости приходится сомневаться, ибо запрет всех зеркал – неэффективная и антинародная мера.
  4. И один из последних героев, который видит в принцессе Эрну самую прекрасную девушку в мире, — это принц Франции, тоже далеко не красавец, но очень вежливый, честный и приятный молодой человек.

Темы и проблемы

В произведении поднимается довольно актуальная (она же основная) тема— внешний вид человека и его ценность. Для каждого красота означает что-то своё и, как говорится, «на вкус и цвет все фломастеры разные», а значит, не может один и тот же облик нравиться всем и каждому вокруг. В произведении есть некрасивая девушка, на которую юноши на балах смотрят лишь с уважением, но никак не с томлением, чего она так жаждет. Но нашелся принц, который с первого же взгляда в неё влюбился, потому что он действительно видел в ней нечто прекрасное, и ему было не важно, какой её видят остальные люди. Это доказывает, что нельзя ставить клеймо на ком-то, кто отличается от общепринятых шаблонов красоты. Возможно, другим людям он придется по душе.

Есть и проблема, затронутая в тексте – важность красоты и ее мнимый приоритет над добродетелью и мудростью. Героиня ужасно расстроилась, осознав свое «уродство». Она оказалась зависимой от стереотипа, что женщина должна поражать своим великолепием мужчин. А ведь это неверное представление о жизни. Больше всего разумные люди ценят совершенно иные качества, которые у Эрны в избытке: ум, благородство, доброту и преданность. Значит, ее переживания напрасны. Но проблема в том, что миллионы таких девушек мучают и истязают себя в погоне за мнимым, ненастоящим совершенством, которое не так важно, как другие векторы развития личности, остающиеся в тени. Автор же призывает нас научиться ценить действительно необходимые свойства души, а не тела.

Основная идея

В истории упоминается надпись, которую высек еще Эрн первый и никто никак не мог её перевести. Лишь тот самый французский принц смог это сделать и засмеялся. Надпись Эрна Первого дает понять, что насколько ты красив для одного человека, настолько же уродлив ты можешь быть для другого. Итак, на стене было высечено:

Мужчины моей страны умны, верны и трудолюбивы; женщины — честны, добры и понятливы. Но — прости им Бог — и те, и другие безобразны.

В данной цитате скрыта основная мысль текста. На первом месте в иерархии человеческих прелестей должны стоять добродетели ума и сердца, а не внешние атрибуты. Эрн противопоставил ум, верность, доброту, честность и т.д. красоте, чтобы наглядно показать, что реальные достоинства перевешивают сомнительный недостаток. Прекрасен тот, чьи качества ценятся всеми и всегда, а не обладатель модной обертки.

Чему учит?

Таким образом, мы видим, что внешность — не первое, на что нужно смотреть, когда знакомишься с человеком. Не стоит стараться понравится каждому, кого встретите — такого все равно не произойдет. А вот внутренние качества всегда будут важнее, ибо красота может увянуть, а доброта и честность всегда будут в сердце. В этом и заключается «мораль сей басни».

Вывод, который читатель должен сделать для себя, понятен: не стоит гнаться за идеальной внешность, изнуряя себя лишениями и сравнениями. Гораздо важнее развивать ум и придерживаться строгих моральных догм, чтобы быть порядочным и интересным человеком.

Автор: Лаура Мачюльските

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *