Анализ стихотворения «Одиночество» (М.Ю. Лермонтов)

Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский поэт, прозаик и драматург, творчество которого открыло новую веху в отечественной литературе 19 столетия и оказало колоссальное влияние на многие поколения литераторов и деятелей искусства вообще. Его работы гармонично сочетают в себе гражданские, философские и личные мотивы, представляя собой искусно подобранную палитру переживаний и настроений, бытующих в российском обществе в 30-е годы 19-го века. Одним из лейтмотивов творчества поэта выступает проблема одиночества. Многомудрый Литрекон предлагает к рассмотрению анализ одного из ранних стихотворений Лермонтова «Одиночество» по плану, в котором данный мотив проявляется наиболее ярко.

История создания

Стихотворение «Одиночество» было написано поэтом в 1830 году, а впервые опубликовано в литературном журнале «Нива» в 1884 году (№ 12, с. 270). На момент создания стихотворения Лермонтову едва исполнилось 16 лет, но он уже успел ознакомиться с произведениями Байрона, подражание которым ясно прочитывается в ранней лирике поэта. Ощущая свою духовную близость с английским романтиком, Лермонтов вводит в свои работы лирического героя-изгнанника, отвергнутого обществом.

И несмотря на то, что в ранних произведениях поэта мотив одиночества зачастую носит весьма абстрактный характер, будучи в большей степени данью традиции романтизма, за маской условных форм скрывались искренние поиски поэтом своего места в мире. Что такое одиночество, Лермонтов знал не понаслышке: рано потеряв мать, он провёл своё детство в имении бабушки Елизаветы Алексеевны, которая хоть и бережно заботилась о внуке, но всё же не могла подарить ему ту нежность материнской любви, что так необходима каждому ребёнку. Кроме того, мальчик рос болезненным, а потому часто вынужден был оставаться наедине с собой, всё больше уходя в мир своих грёз.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Одиночество» написано в жанре элегии, который занимает значительное место в творчестве поэта. Как и во многих ранних элегиях Лермонтова, испытавших влияние школы Карамзина-Жуковского, в «Одиночестве» слышатся мотивы меланхоличной, мечтательной печали, разочарования, потерянности.

Направление, которому принадлежит произведение «Одиночество», – романтизм, что отражает даже название стихотворения, типичное для элегий раннего романтизма. Творческая мысль поэта впитала в себя черты многих романтических школ и течений – как отечественных, так и зарубежных. Из авторов-соотечественников на работы Лермонтова оказали важное влияние произведения А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, Е.А.Баратынского, а что касается зарубежных авторов – это прежде всего Дж. Байрон, А. Ламартин, В. Гюго и многие другие.

Размер стихотворения «Одиночество» – четырехстопный ямб с перекрёстной рифмовкой (abab) и чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция и конфликт

Стихотворение «Одиночество» можно разделить на 4 смысловые части в соответствии со строфами.

  1. Так, в первой строфе произведения лирический герой говорит о том, как мучительно для человека одинокое существование, и тут же даёт причину его неизбежности – окружающие кажутся герою столь поверхностными, что могут разделить лишь радость, но не печаль.
  2. В следующей строфе герой обращается к собственным переживаниям, к тому, как лично он ощущает состояние одиночества. Герой видит себя покинутым мечтателем, проводящим дни в мире фантазий, в которых, будто во сне, и проходят годы его жизни.
  3. Третья строфа наследует предыдущей мотив уходящих лет – герой осознаёт, что годы проходят, а его мечтам об искреннем понимании так и не суждено исполниться, и потому не видит больше смысла «медлить над землёй».
  4. В заключительной строфе лирический герой в очередной раз подчёркивает чёрствое безразличие окружающего мира к его персоне, утверждая, что его кончина будет встречена гораздо радушнее, нежели появление на свет.

Поскольку стихотворение Лермонтова «Одиночество» принадлежит романтическому направлению, в нём выражен основной конфликт романтических произведений – конфликт человека с миром. Личность лирического героя, его переживания, встают во главе угла. Он ощущает себя изгнанником, противопоставляя своё «я» всему свету, бунтуя против его порядков.

Образы и символы

Образы и символы в стихотворении «Одиночество» представлены в ниже следующем списке:

  1. 1.Обречённый на одиночество, лирический герой чувствует себя несчастным пленником, которого жизнь заключила в свои «оковы». Жизнь без возможности искреннего понимания со стороны другого человека представляется ему суровым наказанием – тюремным заключением.
  2. 2.«Царь воздушный» – образ мечтателя, правящего в собственном воздушном замке, отгородившегося с помощью фантазий от равнодушия окружающего мира. Данный образ также отражает ту эгоцентрическую позицию, которую принимает лирический герой, его чувство собственной исключительности, избранничества.
  3. 3.«Года уходят, будто сны» – образ быстротечности времени, эфемерности жизни.
  4. 4.«Гроб уединённый» – образ, символизирующий одинокую смерть, которую герой предпочитает жизни среди безучастных людей.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема произведения «Одиночество», безусловно, синонимична его названию – это одиночество. Оно ощущается как тюремное заключение, освободить из которого способна одна лишь смерть.

  1. Тема смерти, также возникающая в стихотворении, перекликается с темой времени, в неукротимом беге которого «года уходят, будто сны».
  2. Звучит в элегии и тема изгнанничества – лирический герой по праву может быть назван лишним человеком, не понятым, отвергнутым светом. Романтический герой-изгнанник и сам не видит смысла искать его расположения, поскольку общество, по его мнению, не ставит его личность ни в какую ценность, и будет только радо его кончине.
  3. Читается в произведении и тема двоемирия, мечты о несбыточном идеале на фоне отягощающей реальности, когда смерть кажется единственным доступным выходом из сложившегося положения.
  4. Основная проблема произведения представляется в вопросе о том, возможно ли найти истинное понимание, соучастие окружающих людей? Стоит ли того жизнь в обществе, в котором от тебя все отвернутся в самые трудные времена, когда поддержка становится просто необходима?

Настроение стихотворения «Одиночество» глубоко трагично. В нём ощущается отчаяние и горечь, желание исчезнуть, сдаться и больше не пытаться найти своё место в безучастном мире. Мы чувствуем ту боль и разочарование, которые живут в душе лирического героя, и даже какую-то обиду на мир, не желающий прислушаться к нему, разделить его печали.

Основная идея

Смысл стихотворения Лермонтова «Одиночество» заключается в неизбежности одиночества, невозможности обретения родственной души в мире, полном безразличия к чувствам ближнего.

Лирический герой, осознающий свою оторванность от окружающих, отрешённость от их мира, начинает видеть уход из жизни самым логичным исходом, ведь всё равно его жизнь никому не дорога. Такова главная мысль стихотворения «Одиночество»:

«Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моём…»

Средства выразительности

Для полномерной передачи состояния лирического героя Лермонтов использует множество средств художественной выразительности:

  1. 1.Выразительные эпитеты – «воздушный царь», «позлащённая мечта».
  2. 2.Олицетворение – «гроб», который «ждёт» лирического героя.
  3. 3.Сравнения – «года уходят, будто сны», «один я здесь, как царь воздушный».
  4. 4.Антитезы, подчёркивающие дихотомию между героем и окружающим миром, – «веселье» — «грусть», «смерть» — «рождение», «уходят» — «приходят».
  5. 5.Инверсии, ещё ярче высвечивающие самые важные для понимания чувств героя слова, – «жизни сей оковы», «грусть делить», «один я здесь».
  6. 6.Метафоры – «жизни сей оковы», «страданья в сердце стеснены».
  7. 7.Третий катрен завершает риторический вопрос: «Что ж медлить над землёй?».

Тропы в стихотворении «Одиночество» подчеркивают идейный посыл автора.

Автор: Екатерина Вельмакина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *