Анализ стихотворения «О дряни» (В. В. Маяковский)

Стихотворение Владимира Маяковского «О дряни» является одним из самых известных его произведений и входит в условный список «стихов против советской бюрократии». Многомудрый Литрекон представляет структурный взгляд на данную работу великого советского поэта и ее анализ по плану.

История создания

Стихотворение «О дряни» написано в 1920-1921 годы. Еще не закончилась Гражданская война, но уже начинается НЭП. Кому же оно посвящено? Начиная со слов о героях войны, поэт сразу же переключает свое внимание на персонажей мирной жизни ( «теперь поговорим о дряни») и пишет о так называемых «мещанах», впрочем, сразу же оговариваясь, что «вовсе не против мещанского сословия». Тут важно понимать, что под мещанами поэт подразумевает не социальный класс (буквально мещане — городские жители), а обрюзгших в обыденности «прозаседавшихся» из другого своего одноименного стихотворения, неразрывно связанного с произведением «О дряни» общей темой и общим объектом инвективы. Далее мы раскроим их образ полнее, и ответим на вопрос, чем же они так возмущают поэта.

Поразительно, как рано Маяковский предвосхитил события и назвал «врага революции» в лицо, заранее уловив процессы в обществе, которые спустя десятилетия приведут страну к закату Советского Союза.

Жанр, направление, размер

Маяковский обладает совершенно уникальным стилем письма, его манеру сразу можно определить на глаз. Речь идет о его фирменной «лесенке», которую ни с чем другим не перепутать, и жанровое своеобразие у такого необычного классика налицо.

Это футуристический уход от твердых поэтических форм, метафорический соцреализм в форме тонического стиха. Конкретно стихотворение «О дряни» является инвективой.  

Образы и символы

Ключевым символом стихотворения «О дряни» является «канареица», появляющаяся в самом конце — птичка, «верещащая из-под потолочка» — очевидно, имеются ввиду настенные часы — в старину были такие, когда они отбивали ровное время, из них с характерным звуком вылетала птичка. Вряд ли у обывателя под потолком летала настоящая канарейка, это бы сразу вывело персонажа из числа обывателей, а настенные часы — пожалуйста, у каждого второго в доме находились такие.

«Канареица» в стихотворении Маяковского символизирует мещанство, всю эту «дрянь» и «обывательщину», чьи нити «опутали революцию», а описанная в произведении «та или иная мразь» — ее собирательный образ.
Собственно, идеалы революции олицетворяет «оживший» портрет Карла Маркса, чей образ тоже имеет центральное значение и противопоставляется образу «канареицы».

«Обыватели» склоняются к образу «канарейки», образ автора, то есть самого Владимира Маяковского, очевидно тяготеет к Марксу и идеалам революции.

Где же находится лирический герой? Он здесь полностью сливается с образом автора, то есть с образом самого Владимира Маяковского. Это тут случай, когда лирический герой и образ автора полностью совпадают, и именно от своего, первого лица написал это стихотворение Владимир Владимирович.

Темы, настроение и проблемы

  • Тема стихотворения «О дряни» — внутренний враг коммунизма. Враг не классовый и не идеологический — критике поэта скорее подвергаются внутренние качества людей, такие как мелочность (все, чем они грезят, это «тихоокеанские галифища» и «с эмблемами платья», чтобы «из штанов выглядывать, как коралловый риф» и «на балу фигурять в Реввоенсовете»), конформизм и приспособленчество («стеклись они, наскоро оперенья переменив», то есть изменив своим прошлым взглядам; отсутствие реальных дел, и лишь их имитация, «просиживание штанов» («Намозолив от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники») и так далее.
  • Настроение — как и у большинства стихотворений Маяковского, эмоционально-революционное, агитационное и экспрессивное.
  • Проблема стихотворения «О дряни» — «качество кадров» в системе государственного менеджмента, говоря современным языком, засилье бюрократии и порочность этого засилья, угроза делу всей революции.

Основная идея

Маяковский, как и многие другие поэты того времени, воспринимал Революцию идеалистично-возвышенно, можно даже сказать, романтизировал ее. А любой идеализации и романтизации, очевидно, чужд «обывательский быт», чужда человеческая посредственность, поэт ее не принимает и презирает, снабжая стихотворение «криком души» якобы ожившего портрета Карла Маркса, через который явственно считывается восклицание самого Маяковского, с призывом очистить и спасти Революцию от «обывательщины».

Смысл стихотворения «О дряни» в том, что для этих людей идеалы революции на самом деле ничего не значат, и они предадут их, как предали старый режим, как только «ветер переменится», что и случилось в итоге с Советским Союзом в конце XX века. Удивительно, что Маяковский на заре советской эпохи смог увидеть одну из скрытых причин ее будущего заката.

Главная мысль стихотворения «О дряни» прямо выражена в последних шести строчках стихотворения, в которых заключается кричащее предостережение поэта. И как мы знаем из курса новейшей истории, его опасения подтвердились.

Средства выразительности

Естественно, текст «О дряни» насыщен средствами фирменной поэтики Маяковского сполна. И эпитеты, и метафоры — все, как полагается. Попробуем разобрать некоторые его тропы.

  • «Утихомирились бури революционных лон» — метафора — революция воспринимается как буря, которое имеет свое «лоно» и которое «утихомиривается». Мощная строчка.
  • «Подернулась тиной советская мешанина. » — жизненные процессы внутри молодого советского государства названы «мешаниной», и тут же уподоблены то ли озеру, то ли болоту, так как она «подернулась тиной» — опять метафора. Как мы видим, у Маяковского метафора сидит на метафоре и метафору погоняет.
  • Поэт часто использует просторечную лексику: «от самовара разморясь», «в чем сегодня буду фигурять»
  • «Из-под потолочка верещала оголтелая канареица» — здесь и емкий эпитет «оголтелая» (сразу представляется орущая птица, не правда ли? ), и неологизм «канареица», построенный по принципу нетипичного окончания — сразу делает образ куда более оригинальным и необычным, чем простая «канарейка», и придает особый стилистический окрас.
  • «Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните — чтоб коммунизм канарейками не был побит! » — «обывательский быт» и «канарейки» параллельны, они персонифицируются и несут реальную угрозу коммунизму, они могут его «побить». Впечатляет.

Как мы видим, средствами выразительности пропитано все стихотворение насквозь, и оно обладает удивительной художественной силой. Еще бы, ведь это Маяковский, ребята!

Автор: Дмитрий Колотиевский

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *