Анализ главы «Переправа» в поэме «Василий Теркин» (А.Т. Твардовский)

Не секрет, что творения Александра Твардовского получили большое признание не только в России, но и за рубежом. Известному писателю удалось создать поистине бессмертную поэму. Речь идёт о грандиозном произведении Твардовского под названием «Василий Теркин». Поэма состоит из автономных глав, каждая из которых на войне могла быть последней. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом главы «Переправа» по плану. 

История создания 

Над созданием своего произведения Александр Трифонович работал на передовой, будучи военным корреспондентом. Произведение создавалось в период Великой Отечественной войны. Поэма выходила отдельными частями, произведение публиковали во фронтовых газетах. 

Поэма состоит из самостоятельных глав. Однако их все объединяет место боевых действий, а также описанный период времени. Общим также является образ главного персонажа произведения. Это всегда жизнерадостный, решительный, оптимистичный и трудолюбивый молодой боец по имени Василий Теркин.  Глава «Переправа» является четвёртой в поэме. 

Жанровое своеобразие 

Знакомясь с грандиозным произведением, читатель замечает, что автор дал поэме свой собственный заголовок «Книга про бойца», определив для себя главное — принадлежность к военной литературе из первых рук. Тем самым Александр Твардовский определил жанровую природу своего творения. Твардовский чувствовал полноценную свободу в создании произведения.  Так, поэт не упомянул ни слова о прошлом главного героя. Он также и не рассказал, как закончится его жизненный путь. Ведь на войне о прошлом и будущем думать некогда. Солдат лишается индивидуальности и становится частью общей судьбы, частью глобальной истории.

Поэму составляют очень разнородные по своему содержанию главы. Так, в одних из них описываются воспоминания, в других — размышления главного персонажа и Твардовского, в третьих демонстрируются военные действия.

О чем глава «Переправа»? 

В данной главе автор показывает, как воинские подразделения ночью совершают переправу на отдаленный берег реки, который захватили враги. Однако во время переправы многие погибают из-за обстрела. Тем, кто оказался в центре водной поверхности, удалось повернуть в обратном направлении. Добраться до противоположного берега смог только один взвод. Солдаты, которые вернулись, были очень озабочены судьбой своих товарищей, которые теперь находились от них далеко и принимали удар на себя.

В эту ноябрьскую ночь прибывает Василий Теркин с противоположного берега. Главный герой заявляет, что взводу удалось успешно окопаться на берегу. Также Теркин говорит, что в случае атаки взвод необходимо поддержать огнём. Передав в штабе эту информацию, Василий Теркин заслуживает похвалу от начальства. Он рисковал жизнью, переплывая ледяную реку. Его тело свело судорогой, и только растирания вернули его к жизни. Но боец тут же в шутку просит налить ему спирта для внутреннего прогревания. Свой подвиг он не воспринимает всерьез и не требует наград.

Темы и проблемы 

В данной главе Александр Трифонович поднимает темы патриотизма, героизма русских солдат, а также трудностей военного времени. Основная тема «Переправы» — подвиг Василия Теркина, благодаря которому операция не сорвалась, и люди получили поддержку. Боец не считал себя героем, не требовал никакого признания, а действовал так, как будто выполняет свой долг. Его отношение к подвигу достойно уважения. Василия скромность украшает и вооружает на другие подвиги.

Одно из важных мест в главе занимает проблема страха и бесстрашия русского солдата. Данная проблема особенно заметна, когда Твардовский демонстрирует психологическое состояние солдат на плотах. Молодые ребята боятся переплывать реку, но побеждают сомнение, потому что ценят нужды Родины выше своих собственных проблем.

Также в главе затронута тема необходимости в поддержке товарища. Порой поддержка друга в сложных обстоятельствах способна значительно повысить моральный дух и определить успех операции. Василий помог своим товарищам, переплыл реку, чтобы доставить важные сведения и обеспечить огневую мощь. На войне плечо друга — главная защита солдата.

Кроме того, Александр Твардовский поднял проблему бесчеловечности войны. Русский солдат является воплощением невероятной силы и воли к победе. Он противостоит несправедливости и жестокости военных условий. Но ему приходится очень сложно. Люди ежеминутно рискуют собой и терпят лишения.

Настроение в главе 

Читатель осознает, что в главе настроение является изменчивым. Уже в начале произведения читатель понимает, что смерть советских солдат неизбежна. Читатель разделяет эту боль вместе с бойцами. 

Однако настроение кардинально меняется, когда становится известно о спасении одного взвода. Эту радостную новость сообщает Василий Теркин. Читатель начинает верить в благополучный исход войны для русских солдат.
Можно сказать, что настроение является торжественным, ведь солдатам первого взвода удалось спастись. Защитники Отечества стали искренне надеяться на скорую победу. А мы болеем за своих и благодарим Василия за его отвагу.

Основная идея 

В чем заключается смысл главы «Переправа»? Настоящий боец готов сражаться за свою Родину, преодолевая различные трудности и даже жертвуя собственной жизнью. Несмотря на все испытания, которые пришлось пройти солдатам, они заслужили торжественный победный возглас. Василий на переправе одержал нравственную победу над врагом, совершив такой подвиг, на который не способны те, кто наступает и разрушает. Только тот, кто защищает свою страну, наделен настоящим героизмом. Это и есть главная мысль главы «Переправа».

Александр Трифонович показал, насколько важными в условиях военного времени, являются такие понятия, как подвиг, смекалка, решительность, взаимовыручка, мужество. Василий Теркин совершил настоящий подвиг, решив отправиться к командованию по ледяной реке ночью, чтобы сообщить важную информацию и спасти взвод.

Значение главы

«Переправа» показывает реальный бой глазами солдата. Автор не жалеет натуралистичных подробностей, упоминая пайки, неразбериху со связью и внешний вид желторотых бойцов. Так читатель погружается в будни войны, когда каждый день приходится побеждать себя и идти на подвиг. Рефреном звучит знаменитая авторская фраза в финале главы: 

Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Таким образом, мы понимаем, какова цена подвига Теркина. И он понимает, за что воюет, за что жертвует собой. Эта сознательность важна для победы. И глава в контексте поэмы убеждает нас в том, что из таких вот ежедневных подвигов состоит защита отечества. Если первые главы лишь погружали нас в военный быт, то четвертая рассказала о полноценном сражении, в котором все далеко от идеала учебника.

Язык поэмы – легкий и простой, однако в нем присутствуют и элементы высокого стиля. Пример – рефрен «Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Именно в нем выражается главная мысль автора, и его понимание личности советского солдата: простого человека, который стал на защиту Родины, потому что иначе поступить было невозможно.

Чему учит «Переправа»?

Мораль главы ясна: боец идет на подвиг каждый день, но воспринимает его как должное. Ему приходится жертвовать собой, чтобы защитить родную землю, и счета этим жертвам не будет. Автор неслучайно говорит: «Кому слава, кому темная вода». Таких решительных смельчаков, как Теркин, было много, и не всем суждено вернуться домой с медалями и парадной формой. Большинство ребят так и останется в этой мутной воде истории. Но такова цена победы, по-другому никак.

Скромность и веселость Теркина — идеал автора. Только с таким отношением к войне и своем месте в ней можно идти в бой. Ведь он не ради славы, а ради жизни на Земле. Отступать некуда, позади жены, матери, дети и старики. Поэтому Василий не жалеет себя и идет вперед. 

Средства художественной выразительности 

Тропы позволили Александру Трифоновичу передать атмосферу событий главы «Переправа».

  1. В главе можно встретить множество эпитетов («снег шершавый», «след кровавый» и так далее). 
  2. Большую роль играют сравнения («точно крыша под ногой», «берег правый, как стена»). 
  3. В произведении автор использовал разговорную лексику («твоя хата с краю»). Этим поэт хотел показать душевную простоту русских солдат.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector