Анализ стихотворения «На голубой эмали» (О. Э. Мандельштам)

Осип Эмильевич Мандельштам вошел в историю отечественной литературы как один из величайших поэтов 20 столетия. Интересно, что писать стихотворения он начал, когда был школьником. Уже тогда Мандельштам интересовался историей литературы, пробовал заниматься переводом произведений европейских классиков. Но его собственные произведения напоминают яркую и кратковременную вспышку настроения. Он запечатлевал мгновенные впечатления, однако сквозь них проступают глубокие философские рассуждения, навеянные прочитанным и изученным. Одним из его известных произведений является стихотворение под названием «На бледно-голубой эмали». 

История создания

На протяжении всего творческого пути Мандельштам старался отразить в своих творениях эмоции и чувства, которые переполняли его душу. Кроме того, автор пытался передать в стихотворных строках важные моменты своего бытия. Стихотворение «На голубой эмали» относится к раннему периоду творчества поэта. В 1909 году он учился в Сорбонне и жил в Париже. Это лучший период его жизни. В то время он посещал лекции знаменитых профессоров и творческих деятелей, общался с поэтами и писателями, работал над индивидуальным стилем лирики. Мечты и надежды на будущее вдохновляли его на создание прекрасной пейзажной лирики.

Анализируемое произведение Мандельштам написал в 1909 году. К его созданию поэта подтолкнуло наступление весны — исчезновение снега и тёплые солнечные лучи. Мандельштам был настоящим мастером пейзажной лирики и тонко подмечал изменения в природе.

Жанр, направление, размер

Стихотворение Мандельштама является прекрасным образцом пейзажной лирики. В произведении можно заметить и философские мотивы. На это указывает то, что Мандельштам написал в произведении про человеческую душу. 

Литературный размер, использованный в произведении, – ямб. В произведении можно заметить смежную (парную) рифму. Как известно, Мандельштам состоял в группе «Цех поэтов». Он являлся приверженцем акмеизма, внеся весомый вклад в развитие данного литературного течения. 

Композиция

Стихотворение «На бледно-голубой эмали» является довольно небольшим по объёму. Оно включает в себя три катрена. Знакомясь с произведением, читатель замечает, что Осип Эмильевич излагал свои мысли в линейной последовательности. В результате автору удалось создать интересный и проникновенный текст. 

Главным украшением первой строфы является метафора («березы вечерели»). Во второй и третьей строфах Мандельштам сравнивает березовые ветки с узором на фарфоровой тарелке. 

Стихотворение можно назвать жизнеутверждающим, несмотря на то, что лёгкая печаль все же присутствует в интонации. 

Образы и символы

По мнению автора, эти узоры ветвей на фоне неба напоминают рисунки, вычерченные на фарфоровой посуде. Тем самым поэт демонстрирует связь между человеческим и природным началами: оба видения мимолетны и сильны лишь в мгновении ускользающей красоты. Только в этой попытке запечатлеть нечто прекрасное все живое забывает о смерти, о бренности своего бытия.

Во время ознакомления со стихотворением читатель представляет прохладный апрельский день. Именно в это время стоит поднять голову, чтобы увидеть безоблачное небо и узоры ветвей на его фоне. Это весеннее мгновение мимолетной красоты можно сопоставить с моментом творчества художника. Рисуя свой узор, он повторяет чудо творения и может уподобиться вечному Творцу.

При этом автор намеренно выбирает знакомые нам образы из мира вещей, подчеркивая, что акт творения доступен каждому. Тарелка отражает очарование «вещного» мира, который преломляет в себе природные образы — узоры ветвей на фоне неба. Поэту удалось передать хрупкость мира, сопоставляя твердь фарфора и твердь небесную.

Темы, проблемы, настроение

Основной темой стихотворения «На голубой эмали» является сравнение природного и бытового образа — узора ветвей и рисунка на тарелке. В этом сравнении автор находит общие черты: все живое в акте творения красоты забывает о неминуемой смерти, о временности и бренности существования. В момент гармонии и прелести мы наслаждаемся настоящим, не думая о печальном будущем. Это и есть проблема, поставленная автором. Бренность бытия обычно отягощает нас своей непреложностью. Мы спешим, считаем минуты, стараемся все успеть, пока есть возможность. Но в момент, когда взор падает на весеннее небо и скрещение ветвей, когда мы сами изображаем нечто подобное, эта вечная гонка забывается, мы можем просто получить радость от того, что есть, не думая о том, чего не будет.

В стихотворении заметно взаимопроникновение природного и искусственного начал. Весенний пейзаж стал поводом для размышлений о мире, сотворенном Всевышним. Узоры, которые рисует природа, находят подобие в наших деяниях, в нашем творчестве. И благодаря этой красоте человек может радоваться каждому прекрасному мгновению в жизни.

Настроение стихотворения «На голубой эмали» спокойное, умиротворяющее.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «На голубой эмали» состоит в том, что творчество и красота являются теми созидательными началами, которые уподобляют человека вечному Творцу, делают его всесильным, пусть и на мгновение. В порыве восхищения красотой мира и попытке ее воспроизвести мы забываем о бренности бытия, о неминуемом конце жизни:

В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.

В своем произведении Осип Эмильевич утверждает, что человек должен замечать даже самые незначительные радости, такие, как узор ветвей на апрельском небе. Только так приятные моменты останутся в памяти на долгое время.

Средства художественной выразительности

Средства выразительности позволили автору точно передать основную мысль произведения. Так, можно заметить эпитеты («художник милый», «тоненькая сетка»). 

Кроме того, в стихотворении присутствуют метафора («в сознании минутной силы») и олицетворение («березы ветви поднимали»).

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *