Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой на закате» (А. А. Блок)

Говоря о любовной лирике, о влюблённости в поэзии, о писателях, упоминавших красоту самого светлого чувства, в памяти всплывает ряд поэтов, который возглавляет Александр Блок. Лирик, одной из главных тем произведений которого была Вечная Женственность.

История создания

Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате» входит в цикл произведений поэта «Стихи о Прекрасной Даме». Все стихи данного цикла автобиографичны, они имеют адресата – Любовь Дмитриевну Менделееву, ещё пока только будущую жену поэта.

В данном цикле очень чётко прослеживается восприятие мира Блоком, поэтическая, человеческая искренность переживаний. 

«…Только влюбленный имеет право на звание человека» (А. А. Блок)

Александр Блок был знаком с Любовью Менделеевой с очень раннего возраста, но сознательная встреча у них случилась, когда ему было 17, а ей 16 лет. Через год Александр Александрович сделал официальное предложение семье Менделеевых. 

Данное стихотворение датируется 1902 годом, когда Блок письменно признался в любви Любе («Ты – моё солнце, моё небо, моё Блаженство…»), которое произвело впечатление на совсем юную гимназистку. Из этого послания ясно, что в Любови Менделеевой он нашёл Идеал Вечной Женственности, но совсем скоро ей стало досаждать такое «возвышенное» к ней отношение, ей хотелось и более «земных» признаний. 

«Милый, милый мой, ненаглядный, голубчик, не надо в письмах целовать ноги и платье, целуй губы, как я хочу целовать долго, горячо» (из письма Л. Д. Менделеевой к А. А. Блоку)

Блоку эти слова не понравились… Но уже через пару месяцев после ссоры он сделал Любе предложение. Она согласилась.

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Мы встречались с тобой на закате» – это любовная лирика. 

Любовь для каждого человека важна, можно сказать, что это жизненная необходимость. Наверно многие знают, прочувствовали на себе, что, когда влюбляешься, то Мир ощущается иначе, будто всё вокруг было чёрно-белым, и неожиданно стало цветным, более ярким, глубоким и значащим, везде живёт добро и свет, хочется говорить окружающим приятные вещи, улыбаться, и… будто совсем не устаёшь, можно не спать ночами, не питаться, а жить только своим чувством, переполняющими эмоциями. А как же этот «процесс» протекает у поэтов? А у поэтов–символистов? 

Символисты — люди, которые буквально «читают» повседневность как увлекательный роман, которые в обыкновенном видят двусмысленное, бывает, нелогичное, у которых каждое произведение – это исповедь, обнажение души… 

«Символистская поэзия ищет способ облачить идею в чувственную форму, которая не была бы самодостаточной, но при этом, служа выражению Идеи, сохраняла бы свою индивидуальность» (Жан Мореас)

Через символы, «чувственные формы», как сказал поэт Жан Мореас, поэты выражают идею, основную мысль. Если жанр произведения – любовная лирика, то все символы стихотворения будут описывать чувства определённого человека, лирического героя. 

Течение символизма интересно тем, что, с одной стороны, оно очень непонятное, запутанное, строится на догадках, а с другой стороны – уникальное, точно отражающее идеи, чувства, жизнь конкретного человека. Обращаясь к одной и той же теме, поэты просто не могут облекать свою идею в одинаковые «одежды», так как ощущается всё по-разному, по-своему, исходя из своего жизненного опыта, своих переживаний.

Тема любви является одной из важнейших у лириков Серебряного века. В это время тема «разветвляется», становится разнообразной по звучанию, подвергается более глубокому анализу, становится ещё актуальней и необходимей, если так можно сказать, ведь страна находится на пороге больших изменений, а поэтическая натура чувствует любые колебания в обществе. Именно поэтому люди искусства обращаются к таким вечным темам как любовь и смерть.

Размер стихотворения «Мы встречались с тобой на закате» – трёхстопный амфибрахий. Афибрахический темп очень размеренный, «понятный», он не «бежит» как, например, двусложные размеры. Данный размер получил популярность у поэтов-мыслителей, философов, так как он позволяет с умеренной скоростью повествовать о важном.

Рифмовка – перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Произведение «Мы встречались с тобой на закате» состоит из 4х строф, которые композиционно закольцованы.

1я строфа – 1я композиционная часть, которая довольно резко начинается, сразу обнажая тему и идею стихотворения.

«Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.»

Первые две строки «простые», в них нет определений, лишь главные члены предложения, обстоятельства и дополнения, то есть всё предельно ясно, конкретно. Последующие две строки «расцветают», обогащаются определениями, которые начинают раскрывать истинные намерения автора. Четвёртая строка покоряет своей изящностью и сложностью действия, немного рассказывая читателю о характере лирического героя произведения.

2я строфа – 2я часть стихотворения. 

Если действие первого четверостишия имеют место и время, то вторая часть произведения более абстрактна.

«Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.»

«Странны», «безмолвные», «вечерние», «кто-то» — всё это наталкивает на дымку недо-… (недопониманий, недосказанностей, додумок и прочего).

Данная строфа напоминает изливание Души другу, когда конкретного сказать ничего не можешь, но что-то всё же беспокоит и нужно этим поделиться.

Строфа очень романтична по своей окраске: «безмолвные встречи», «вечерние свечи», «бледная краса»…

3я строфа – 3я композиционная часть, которая продолжает романтику и «полутона» 2й части. 

«Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.»

Градация в этом четверостишии ещё раз подтверждает силу переживаний лирического героя, направление его переживаний.

Стихотворение начинает закольцовываться. 

«Мы встречались с тобой на закате…»
«Мы встречались в вечернем тумане…»

Автор возвращает читателя к конкретным образам, к месту действия и событиям. 4я строфа – 4я часть. 

«Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.»

Данная строфа схожа с предыдущей, здесь тоже автор использует градацию, но вот только теперь она иная, снисходящая.

«всё померкло, прошло, отошло…»

Поэт пишет уже не «бледная краса», а «светлый стан», то есть он всё также восхищается той, о ком пишет, но беспорядочное буйство чувств будто внезапно сменилось «штилем», всё спокойно, ровно, «ни тоски, ни любви, ни обид»… Поэт поставил вместе, в один ряд тоску, любовь, обиду, будто бы рад испытать хоть какое-то чувство по отношению к Ней, но нет… ровно…

Образы и символы

Из истории написания стихотворения «Мы встречались с тобой на закате» нам известно, что лирическим героем является сам автор, произведение автобиографично, а адресатом, той, к кому обращено произведение, является Любовь Менделеева.

Лирический герой – юный, пылкий человек, который является максималистом. «Всё или ничего!» — вот его девиз. Если в начале стихотворения чувства его сильны, нежны, то уже в конце мы замечаем, если не равнодушие, то некое безразличие точно. Его чувства – это горки, то вверх, то вниз, то он безмерно восхищается, то спокойно принимает Её (объект обожания), как данное.

Она — его возлюбленная, женщина, которая манит своей нежностью, своей гармоничностью, может даже неприступностью, тайной. Она — Вечная Женственность, Прекрасная Дама, образ, который воспевает поэт в произведениях цикла «Стихи о Прекрасной Даме». 

Этот образ удивителен, так как он, с одной стороны, является вполне конкретным (Любовь Менделеева), а с другой – он всегда окутан дымкой неизвестности, таинственности, недосягаемости. Лирический герой тянется к Ней, восхищается Ею, каждый раз находя в Ней что-то новое, невоспетое…

Раскрыть данный образ в этом стихотворении помогло множество символов.

  • «Закат» — первый символ, который хотелось бы выделить. Закат символизирует завершение какого-то этапа и начало чего-то нового, а также означает красоту и тайну жизни. Встречи лирического героя и Дамы происходили именно в это время, то есть они были покрыты тайной, они сулили что-то неизведанное, но, несомненно, прекрасное. Далее поэт пишет, что их встречи «не приемлет лазурная тишь…», то есть свет дня слишком ярок, он слишком ясно, даже бесстыдно оголяет чувства, что неприемлемо для героя, нестерпимо.
  • «Лазурная тишь» — день. Для поэта он будто занавес, за которым не видны истинные буйства чувств. Лазурный цвет в данном случае использован поэтом как эпитет, позволяющий осознать пространство. Данный цвет у Блока связан с обозначением небесного пространства как стихии. Но также голубой, лазурный, синий – это гармония и покой, чистота для Блока, качества, которые присущи Прекрасной Даме, поэтому слова «приближений, сближений, сгораний – не приемлет лазурная тишь…» можно принять как объяснение двусмысленных чувств лирического героя к адресату, он к Ней относится и как к «Даме» и как к «земной женщине». Именно поэтому герои  «встречались в вечернем тумане». 
  • Вечер – это ещё не ночь, но уже не день. Нет яркости, остроты и скорости дня, но еще не так всё таинственно и откровенно, как ночью. Вечер – это полутона, приглушённые звуки, ожидание чего-то интересного, неосознанного, но «настоящего», вечер — время для встреч, время романтики, когда можно уже не прятаться за «дневными масками», когда можно не гнаться за чем-то или кем-то, а быть собой, осознать и понять себя.
  • Туман – символ, характерный Серебряному веку в целом. Он будто создан для символистов, как бы странно это ни звучало. Туман – это размытость, тайна, неясное будущее.  «Вечерний туман» — это что-то совсем загадочное, но приятное, предвкушаемое.
  • «Загорались вечерние свечи»… Свеча – это символ жизни, это символ чистоты и любви. В произведении Блока свечи загорались «впереди – на песчаной косе», то есть можно предположить, что здесь идёт речь о будущем, поэт мечтал о светлом будущем с Дамой, с которой он «делил» вечер.

«…Ты веслом рассекала залив…»

«…И твоё золотое весло.»

  • Весло – символ силы, знания. У Блока оно золотое, а это цвет в его произведениях – это богатство, но только не материальное, а скорее душевное, то есть Прекрасная Дама «управляет их лодкой», она ведёт их, опираясь на свою мудрость.  К слову, у Александра Блока образ Прекрасной Дамы всегда окружён «золотом», что говорит о Её «высоком статусе» для поэта.
  • Также в описании Прекрасной Дамы Блок часто использует белый цвет, это Её цвет. Он для него – символ ожидания, чистоты и пустоты, символ мучений от тоски. 

«Я любил твоё белое платье,
Утончённость мечты разлюбив.»

  • Поэт пишет в прошедшем времени, то есть сейчас он испытывает иные чувства, а раньше он любил даже тоску по ней, минуты ожидания, всё, что связанно с ней. 
  • Но можно эти строки перевести и по-иному. Встретив Любовь Менделееву, поэт больше не лелеял свои мечты, не любил только лишь иллюзию, он встретил Даму наяву, Она приобрела «земное воплощение» (платье – земная одежда, белый – цвет возвышенный, чистый, цвет Прекрасной Дамы).

Темы, проблемы, настроение

Тема стихотворения «Мы встречались с тобой на закате…» — любовь. Эта тема занимает значительное место в творчестве поэтов Серебряного века. Для Александра Блока же любовь – эта «тема» его жизни.

В произведениях поэта любовь видоизменяется на протяжении творческого пути, но не угасает. Первые стихотворения на эту тему, к коим относится и разбираемое, восторженные, автор влюблён, полон надежд, идей. Но влюблён не в свою невесту, отчасти, а в образ, созданный воображением, Идеал Женственности, который примерил на Любовь Менделееву, который ей доставлял немало неудобств и огорчений…

На дальнейшее развитие этой темы повлияли, наверное, больше не женщины, которые были в жизни поэта потом, а именно развеивание иллюзий, его любовь к «обычной» женщине, «настоящая» любовь к «настоящей» Любови Дмитриевне. И это можно обозначить как проблему разбираемого произведения. Желание и старание объединить «женщину настоящую» и Идеал Женственности, но невозможность и отчаяние…

Настроение стихотворения «Мы встречались с тобой на закате» буйное, стремительно развивающееся и угасающее, как ураган. Лирический герой сначала с успехом объединяет двоих («настоящую женщину» и Идеал), но потом сталкивается с несовместимостью, с абсолютной невозможностью объединения противоположностей, как день и ночь… Потом тишина, попытки смирения и неизменное восхищение Ею, Прекрасной Дамой.

Основная идея

«Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.»

В этой строфе заключён основной смысл произведения «Мы встречались с тобой на закате» – невозможность объединения двух противоположностей, боль от приложенных и безрезультатных  усилий…

В начале «романтического пути» у лирического героя была любимая женщина, был Идеал, были надежды и силы, а после попытки слияния – опустошение, безразличие и…Идеал. Такова главная мысль произведения «Мы встречались с тобой на закате».

Моё отношение к лирическому герою, к автору – восхищение и жалость одновременно, удивление и, наверно, вдохновлённость.

Средства выразительности

В стихотворении «Мы встречались с тобой на закате» средства выразительности играют сложную роль: они несут и прямое, и символическое значение:

  1. Эпитеты: «белое платье», «безмолвные встречи странны», «песчаная коса», «вечерние свечи», «бледная краса», «лазурная тишь», «вечерний туман», «белый стан», «твоё золотое весло»;
  2. Метафора: «рассекала залив», «белое платье» (белый облик), «утончённость мечты разлюбив», «безмолвные встречи», «вечерние свечи», «не приемлет лазурная тишь»;
  3. Аллегория: «лазурная тишь» (день);
  4. Олицетворение: «не приемлет лазурная тишь»;
  5. Антитеза: 

«Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.»;

  1. Градация: «приближений, сближений, сгораний»,  «всё померкло, прошло, отошло»;
  2. Инверсия встречается на протяжении всего произведения («ты веслом рассекала залив», «были странны безмолвные встречи», «загорались вечерние свечи», «приближений, сближений, сгораний — не приемлет лазурная тишь…»);
  3. Бессоюзие: «приближений, сближений, сгораний», «ни тоски, ни любви, ни обиды», «померкло, прошло, отошло»;
  4. Многоточие: «Не приемлет лазурная тишь…»; «Всё померкло, прошло, отошло…»;

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector