Анализ рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» (Ф.М. Достоевский)

Небольшой рассказ Фёдора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» впервые был опубликован во второй половине семидесятых годов девятнадцатого века. Это психологически непростая история с трагическим и в то же время светлым финалом, оставляющим читателю надежду и сохраняющим веру в лучшее. Разбор  по плану поможет понять замысел писателя. Приятного просвещения!

История создания

Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» впервые вышел в свет в 1876 году, в январском номере авторского моножурнала-ежемесячника Фёдора Достоевского «Дневник писателя».

В моножурнале нередко публиковались истории, основанные на реальных событиях, свидетелем которых был сам Ф.М. Достоевский. Как человек, занимавшийся не только литературой, но и журналистской деятельностью, писатель многое видел и слышал, всячески стремился к новым впечатлениям. Так, в предновогодние дни 1875 года – 26 декабря – писатель вместе с дочерью Любой посетил детский бал и рождественскую ёлку в Петербургском клубе художников. А уже на следующий день – 27 декабря – вместе со своим близким другом, писателем и общественным деятелем А.Ф. Кони, Достоевский побывал в колонии для малолетних преступников, возглавляемой известным педагогом и писателем П. А. Ровинским. Кроме того, в эти же дни на улицах Петербурга писателю на глаза не раз попадался маленький мальчик, просивший милостыню – вместе с «Мальчиком у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевский опубликует короткий рассказ-зарисовку «Мальчик с ручкой», героем которого станет тот самый ребёнок.

Считается, что все описанные выше впечатления вдохновили Фёдора Достоевского на создание рассказа о ребёнке, который после смерти от обморожения попадает на рождественскую ёлку к Христу.

По ещё одной версии, писатель вдохновился балладой немецкого поэта-романтика Фридриха Рюккерта, «Ёлка сироты», написанной в 1816 году.

Жанр и направление

«Мальчик у Христа на ёлке» – не просто проходное произведение, опубликованное в журнале. По жанру его можно отнести к рождественскому или святочному рассказу. Святочный рассказ – это особый жанр календарной литературы, связанный с особо почитаемыми христианскими праздниками, в данном случае – с Рождеством.

Несмотря на ярко выраженный в рассказе элемент чуда, «Мальчика у Христа на ёлке», как и всё публикуемое Ф.М. Достоевским на страницах его «Дневника писателя», можно отнести к реалистическому направлению литературы. Такой вывод можно сделать, поскольку рассказы и очерки, которые писатель помещал в моножурнал, как правило, основывались на его впечатлениях от реальных событий и так или иначе отображали реальность во всей её грязи и несовершенстве по сравнению с миром Божиим.

Композиция и конфликт

В рассказе «Мальчик у Христа на ёлке» классическая линейная композиция – автор последовательно повествует о событиях вечера накануне Рождества, когда маленький мальчик, потерявший маму, выбирается из тёмного и сырого подвала на улицу и бежит по городу, очарованный его красотой и праздничным убранством, в поисках хоть какой-нибудь еды.

Сразу налицо конфликт — несоответствие между положением бедного ребёнка, перепуганного, голодного и одетого в лохмотья, и состоянием зажиточных горожан, довольных жизнью, празднующих Рождество и не желающих обратить внимание на страдания голодного замерзающего мальчика.

Так, Фёдор Михайлович Достоевский описывает и социальные противоречия (богачи гуляют, едят и пьют досыта, получают и дарят дорогие подарки, пока бедняки умирают в грязных сырых подвалах от голода и обморожения), и конфликт, основанный на отсутствии у людей всякого милосердия. Они празднуют Рождение Христа, который призывал их возлюбить ближнего, быть сострадательными и милосердными, отдать последнюю рубаху тому, кто в ней нуждается – но в их сердцах не просыпается сочувствие к мальчику, которому действительно необходима помощь здесь и сейчас.

Смысл названия

Название рождественского рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» отражает его содержание – ребёнок, замёрзший насмерть в неизвестной подворотне в самый канун Рождества, оказывается в лучшем мире – на рождественском празднике у самого Христа. 

Там мальчик присоединяется к другим душам детей, так же умерших преждевременно от голода, бедности и лишений, и встречается на Небесах со своей мамой, которая при жизни не могла никак его прокормить и помочь ему выжить, а после смерти воссоединилась с ним рядом со Христом и теперь счастливо смеётся, глядя, как душа её ребёнка веселится на ёлке вместе с другими невинными, чистыми детскими душами.

Суть: о чём рассказ?

Рассказ Фёдора Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» очень небольшой – всего 2-3 страницы. Прост, на первый взгляд, и его сюжет. В сыром и тёмном подвале некоего большого города в канун Рождества просыпается мальчик лет шести-семи, одетый в какие-то лохмотья и невероятно голодный. Он не может разбудить свою маму, которая страдает от тяжёлой болезни и спит на нарах в углу того же подвала (женщина уже умерла, её труп холодеет на какой-то тонкой подстилке вместо постели, но мальчик всё ещё думает, что мама спит и не может понять, почему она не просыпается, не откликается на его зов).

Отчаявшийся мальчик, желая найти еду, вылезает из подвала. Город тут же подхватывает его в бурный и шумный людской поток, завораживает своими размерами и праздничной красотой. Но мальчик страдает от ужасного холода и в слезах бежит по городу в поисках хоть какой-нибудь еды. Однако перед ребёнком закрыты все двери, его ото всюду гонят, не желая помочь, а незнакомый мальчик даже бьёт его ни за что ни про что и отнимает картуз. Измученный и голодный, мальчик прячется в какой-то подворотне и замерзает там насмерть.

Ребёнку кажется, будто он засыпает; пропадает и холод, и чувство голода, он видит волшебную ёлку, счастливых детей, их плачущих матерей и самого Христа. После смерти дитя попало на праздник к самому Христу – на ёлку для всех преждевременно умерших страдальцев-детей и их безутешных матерей.

Финал произведения оставляет двоякое впечатление: с одной стороны, он трагичен, так как заканчивается смертью главного героя; с другой стороны, счастливое попадание мальчика на праздник ко Христу оставляет у читателя веру в лучшее и надежду на рождественское чудо.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Мальчик у Христа на елке» перечислены в списке:

  1. Мальчик – главный герой рассказа; ребенок не старше 6-7 лет, потерявший маму и мечущийся по городу накануне Рождества в поисках крова и еды, в надежде на человеческое милосердие.
  2. Мать мальчика – крайне бедная женщина; умирает во сне, вероятно, от тяжёлой болезни, вызванной истощением, но в финале рассказа вновь появляется рядом с сыном у Христа на ёлке.
  3. Город – все те люди, что встречались мальчику во время его поисков. Это и городовой, не пожелавший обратить на бедного ребёнка никакого внимания, и барыни, выставившие дитя из дома, откупившись от него копеечкой, и большой злой мальчик, который бьёт главного героя и отнимает у него картуз. Город выступает в рассказе как безудержная стихия, глухая к бедам маленькой одинокой души.
  4. Христос – символ Веры и Чуда. К нему на рождественский праздник главный герой попадает после своей смерти, встречается там и со своей мамой, и с другими детьми, попавшими ко Христу на ёлку.

Темы

В совсем небольшом рассказе Фёдору Михайловичу удалось затронуть целый ряд важных тем, среди которых:

  1. Тема социального неравенства. Обстановка в сыром подвале, где жили мальчик с матерью, резко контрастирует с яркостью и богатым убранством большого города, куда главный герой попадает после смерти мамы в поисках хоть какой-нибудь еды.
  2. Тема равнодушия. Именно равнодушие как полное отсутствие милосердия и сострадания демонстрируют все жители, населяющие город, которым на пути встречается бедный мальчик. Брошенный всеми, не нашедший в людских душах сочувствия к себе и участия в собственной судьбе, мальчик умирает в грязной подворотне за вязанкой дров от истощения и обморожения организма.
  3. Тема Любви (Веры, Счастья, Чуда). Всё это – ипостаси Христа, который забирает душу умершего мальчика к себе на праздник. Финал, в котором душа преждевременно умершего ребёнка обретает долгожданный покой, можно считать счастливым, а появление Христа вселяет в читателя Веру в Чудо и желание жить в стремлении к Счастью.

Проблемы

Проблематика рождественского (святочного) рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» напрямую связана с темами, затронутыми автором. 

В коротком тексте он поднимает такие непростые вопросы, как проблема социального неравенства, человеческого немилосердия, неверия и Веры, нелюбви и Любви, страдания и Счастья. Финал рассказа, несмотря на свою трагичность, оставляет читателю веру в лучшее и ожидание рождественского чуда.

Смысл

Главная мысль рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» проста как мир – жизнь имеет смысл только в любви и милосердии, сострадании к ближнему. Вера и жизнь согласна ключевым принципам христианства ведут человека к счастью. 

А если человеку при жизни не суждено было познать любовь и сострадание, он почувствует их, оказавшись со Христов в Царствии Небесном. Такова основная идея.

Чему учит?

В этом рассказе Фёдора Достоевского нет ярко выраженной дидактики, однако в нём можно и нужно усмотреть поучительный смысл. История о погибшем мальчике, после своей смерти оказавшемся на ёлке у Христа, учит состраданию, вниманию к бедам ближнего, сочувствию и любви – ключевым ценностям христианской веры, которые Фёдор Достоевский считал жизненно важными.

Автор рассказа «Мальчик у Христа на елке» заставляет задуматься об истинном смысле праздника. Это не изобилие еды и не красивый декор, а очищение души. В такие дни важно воспитывать в себе христианские ценности и думать о том, как сделать мир лучше.

Критика

Публикация рассказа вызвала в российской прессе второй половины девятнадцатого века бурную неоднозначную реакцию.

Так, положительная критическая оценка рассказа в своё время появилась в «Петербургской газете» и газете «Санкт-Петербургские ведомости». Местные критики назвали произведение шедевром.

В то же время литературный обозреватель журнала «Педагогический сборник» М. В. Соболев негативно отозвался о «грустном впечатлении», которое на читателя произвёл новый рассказ Фёдора Достоевского. А штатный литературный критик журнала «Педагогический листок Санкт-Петербургских женских гимназий» назвал этот текст «непригодным для детского чтения». Было отмечено, что отрывки, изобилующие сценами страдания и смерти, пробуждают «не столько чувства любви к ближнему… сколько болезненную чувствительность».

Важно также отметить, что в 1885 году цензор И. П. Хрущов выразил своё недовольство по поводу целесообразности отдельной публикации рассказа из-за его «социально-обличительного пафоса».

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *