Анализ стихотворения «Левый марш» (В. Маяковский)

Многие не раз отмечали многоликость и неординарность творчества Владимира Маяковского. В своих произведениях выдающийся поэт рассказывал о важных для страны политических событиях в довольно новаторской манере. Доказательством этого является известное стихотворение Маяковского под названием «Левый марш». Что особенного в данном произведении? Какова его главная мысль? Чтобы ответить на данные вопросы, рассмотрим подробный анализ стихотворения «Левый марш» по плану от Многомудрого Литрекона. Приятного просвещения!

История создания 

Как известно, в отечественной литературе двадцатого столетия отразились наиболее важные события для нашей страны. Писатели и поэты этого периода в своих творениях поднимали проблемы военной и революционной тематики. Исторические события нашли своё отражение в произведении Маяковского «Левый марш». 

Согласно истории, одной из причин революционных событий 1917 года является Первая мировая война. Россия вступила в эту войну из-за роковых амбиций императора Николая II. Не секрет, что кровопролитные события длились вплоть до 1919 года. Перевороты, происходившие в России, значительно ослабили страну. В 1917 году Зимний дворец, находящийся под властью Временного правительства, был атакован и занят большевиками. Политический режим был смещен. В связи с этим, Россия постепенно выбыла из активных боевых действий. А государства, входившие в Антантический союз, начали оказывать поддержку контрреволюционным армиям Деникина, Краснова, Колчака и Врангеля. Из-за такого тяжёлого положения солдаты из Красной армии падали духом. С каждым днем они теряли надежду на победу, так как народ был расколот и дезориентирован борьбой. Далеко не все поддержали большевиков, старая власть все еще была сильна, как и привычка за нею следовать.

Именно такие исторические условия подтолкнули Владимира Маяковского к написанию стихотворения «Левый марш» в 1918 году. Интересно, что свое произведение Владимир Владимирович создал всего за полчаса, когда держал путь в северную столицу, охваченную беспорядками, голодом, неразберихой. Поэт сразу же стал работать на общественных началах, желая помочь, власти за которую не раз выступал и подвергался арестам. Своим стихотворением Маяковский старался поддержать солдат и поднять их боевой дух. 

Жанр, размер, направление

Анализируемое произведение написано в жанре марша. Как известно, он представляет собой лироэпический жанр гражданской поэзии, который распространился в отечественной литературе в советский период. Именно Маяковский является основоположником маршевой формы стихотворения. 

Можно заметить, что произведение «Левый марш» создано акцентным стихом. Особую выразительность и торжественность произведению придаёт перекрестная рифма. 

Течение, в рамках которого работал Владимир Маяковский, называется «футуризм». Оно характеризуется такими чертами, как новаторство, мотивы бунта и протеста, широкое употребление неологизмов и окказионализмов, политическая и гражданская проблематика, экспериментальная форма, идеализация городской среды и прогресса.

Композиция 

Композиционный строй произведения «Левый марш» напоминает структуру военного марша. Произведение Маяковского создано в форме монолога. Лирический герой обращается к матросам. 

Желая убедить защитников вернуться к боевым действиям, сменить шаг (перейти на сторону революции) и морально поддержать их, автор приводит один аргумент за другим. Стихотворение состоит из катренов, созданных в духе футуризма. Произведение имеет очень интересную композиционную особенность. Читатель замечает неоднократное повторение команды «Левой».

Смысл названия

Почему, собственно, «левой»? Как известно, большевики, как и эсэры, были «левой» организацией, такое деление на «правых» и «левых» принято в политологии. 

К «правым» организациям относятся те, в центре внимания которых национальные и этнические интересы, традиционные и консервативные ценности. Их еще называют «националистами» или (в утрированной форме) «нацистами». А вот сторонники социализма не делили людей на «наших» и «не наших» по национальному признаку. Для них были важны сословные статусы: бывшая правящая элита была враждебной социальной группой, а пролетариат и крестьянство — ядром новой диктатуры. Социалисты желали продвинуть свою идеологию за пределы России и союзных республик, в то время как правые тенденции предполагают концентрацию внутри страны. Распространение правых идей возможно лишь в военном формате — расширении границ империи и подчинении других народов. Левые же стремились к равноправию и братству народов, объединенных одной идеологией. Это важно знать для понимания произведения.

Образы и символы

Различные образы помогают поэту раскрыть основную мысль своего произведения «Левый марш». 

Главным в стихотворении является образ лирического героя. Он обращается к матросам с призывом «разворачиваться в марше» (перейти на сторону революции) и начать активные действия по распространению идеологии социализма в мире. По мнению лирического героя, в условиях боевых действий «вести разговор» вправе только один «товарищ маузер». Он глубоко уверен, что лишь оружие в руках защитников способно изменить исторический ход. Время слов прошло, настала эпоха действия, когда от людей требуется полное подчинение.

Образ «синеблузых» (матросов) имеет важное значение в произведении. Именно к военным лирический герой обращается в своём монологе. Поэт считает, что его слова подтолкнут матросов к решительным действиям и поднимут их боевой дух. Образ матросов, перешедших на сторону революции, символизирует большую победу социализма над царской властью. 

Лирический герой натравливает людей на «британского льва». Это исторический символ монархии Великобритании. Дело в том, что эта страна поддержала контрреволюционные силы и вмешалась в Гражданскую войну, чем осложнила конфликт Красной армии и Белой гвардии.

«Нанятая банда» — это историческая аллюзия на чешские полки, которые помогли Колчаку воевать. Белые генералы использовали услуги наемников за казенные деньги.

Автор призывает людей к мести за невыносимые условия существования, созданные царской властью. «За голод, за мора море» — такой мотив звучит в стихотворении. Также слышится клич:

Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!

Этот призыв выражает идеологию раннего коммунизма: необходимо добиться мировой революции, чтобы укрепить равноправие и братство во всех странах. Это поможет пролетариям взять власть в свои руки и прекратить эксплуатацию трудовых народов. Такое развитие событий должно было прервать череду войн.

В стихотворении автор изобразил образы врагов нового строя. Поэт осознает, что противник настроен очень серьёзно, однако он уверен, что противнику не удастся победить великую страну. Лирический герой утверждает, что ни в коем случае нельзя оглядываться в прошлое и позволять ему влиять на умы.

Темы, проблемы, настроение

В основе произведения Маяковского лежит тема борьбы со старым миропорядком. В стихотворении можно проследить черты довольно примитивной, но действенной агитации. Портрет врага предельно упрощен, как и идейный посыл. Автор выступает против религии («закона Адама и Евы), постепенного и эволюционного развития истории («клячу загоним»), монархии (льва, оскаленного короной), зарубежного вмешательства («России не быть под Атлантой»), правых политических тенденций («Кто там шагает правой?»).

Еще одна тема стихотворения «Левый марш» — зарубежная политическая экспансия. Основная цель армии — уже не защита России от Атланты, а удушение всего мира пальцами пролетариата (как точно сказано!). Действительно, диктатуре удалось лишь удушить страну. Построение социализма, которого так хотел поэт, потерпело неудачу. Владимир Владимирович был явным сторонником революции, поэтому весьма не удивительно, что его перу принадлежит такой экспрессивный марш. 

Проблемы в стихотворении «Левый марш» поставлены следующие:

  1. Вмешательство иностранцев в дела новой страны. Как известно, страны-союзницы поставляли Белой армии вооружение и наемников. Большевикам это было не по душе.
  2. Влияние прошлого на настоящее и будущее. Автор выступает против засилья традиционных ценностей, которые уже и так всем набили оскомину и показали свою неэффективность веками бесправия и голода.
  3. Месть. Бойцы должны быть ведомы злостью и обидой за «мора море». Известно, что именно моряки подняли первый значимый мятеж на из-за червей в супе. Такое питание для моряков закупил мичман у своего знакомого, чтобы нажиться. Мятеж произошел 25 июня 1905 года на броненосце «Потемкин». Он положил начало первой революции и стал первым бунтом целой военной части. Возможно, именно к этому инциденту отсылает нас автор.

Всё произведение «Левый марш» пронизано агитационным настроенческим пафосом. При этом, читатель также замечает присутствие некой агрессии. Автор утверждает, что время пустословия уже давно прошло, настало время решительных действий — маузера (пистолета). 

Основная идея 

Смысл стихотворения «Левый марш» заключается в том, что всем военным необходимо «шагать левой» — перейти на сторону революции. Призыв был особенно актуален в 1918 году, когда далеко не вся армия присягнула новой власти. По-прежнему большое влияние на нее оказывал адмирал Колчак, да и другие известные генералы. В частности, многие моряки последовали за Колчаком. Автор попытался напомнить им об угнетении и голоде царских времен, а также о том, какие силы помогают контрреволюционным объединениям и в обмен на что? Главная мысль стихотворения «Левый марш» заключается в том, что сейчас не время диспутов и споров, время действий, которые определят судьбу страны. И важно принять правильное решение, и оно простое: «Левой!».

Поэт утверждает, что страна нуждается в надёжной защите, особенно в такой сложный исторический период. Но это далеко не все. Морякам предстоит перестроить весь мир и подарить свободу миллионам других тружеников и солдат. 

Средства художественной выразительности 

В стихотворении «Левый марш» Маяковского присутствуют несколько тропов и других средств выразительности, способствующих раскрытию его основной мысли. 

  1. Можно заметить эпитеты (к примеру, «солнечный край», «словесная кляуза»).
  2. В стихотворении автор использовал несколько метафор (например, «флагами небо оклеивай», «стальной изливаются леевой» и другие). 
  3. В стихотворении также можно встретить олицетворение («ваше слово, товарищ маузер»).
  4. Инверсия: «Словесной не место кляузе».
  5. Неологизмы: «синеблузые», «рейте», «орлий».
  6. Аллегория: «Довольно жить законом, данным Адамом и Евой»; «Пусть,
    оскалясь короной, вздымает британский лев вой».
  7. Гипербола: «за мора море».
  8. Синекдоха: «России не быть под Антантой».
  9. Аллитерация: «В старое ль станем пялиться?».

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector