Анализ рассказа «Кусака» (Л.Н. Андреев)
Рассказы Леонида Андреева отличаются особой эмоциональностью и реалистичностью. Исключением не стало и произведение «Кусака» — история о тяжёлой судьбе бездомной собаки, о жестокости мира и роли сострадания в жизни каждого. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа «Кусака» по плану, чтобы рассмотреть важные моменты произведения и углубиться в идеи, высказанные автором.
Содержание:
История создания
Рассказ «Кусака» был написан в 1901 году и опубликован в издании «Журнал для всех». Примечательно, что впоследствии Андреев в письме К.И. Чуковскому объяснял, почему центральным персонажем его произведения стала собака. Он подчёркивал, что героем произведения может быть кто угодно, важно лишь передать его чувства. Животные тоже испытывают эмоции, тоже сталкиваются с жизненными трудностями. Именно поэтому и собака может быть главным героем рассказа.
Андреев решил привлечь внимание читателя к тому, как легко сделать зло, руководствуясь благими или псевдо-благими помыслами. Эту идею он развивал и в других своих работах.
Жанр, направление
«Кусака» представляет собой рассказ, принадлежащий реалистическому направлению. Жизненные ситуации, реальная обстановка, «естественные» персонажи – всё это позволяет читателю ощутить себя рядом с происходящим. Для рассказа типичны ограниченное количество персонажей и сюжетных линий (в этом случае – два центральных героя и один мотив; побочные ответвления создаются только для развития основного повествования). Также о происходящем сообщается через одно лицо. Им может выступить кто-то из героев или сам рассказчик.
Рассказ не отличается большим объёмом, однако захватывает несколько сезонов года, тем самым раскрывая чувства центрального героя в полном масштабе. Как и во многих произведениях, здесь используется символичная композиция: весна олицетворяет надежду, лето — счастье, осень — печаль, зима — страдание.
Относительно направления можно сказать следующее: Леонида Николаевича считали родоначальником русского экспрессионизма. Данному модернистскому литературному течению были присущи трагизм, чрезмерное преувеличение (гротеск), сосредоточение на эмоциях и ощущениях, контрастность. Эти черты вполне можно найти в рассказе. Вместе с тем он довольно реалистичен за счет психологизма, так как автор подробно исследует эмоции живого существа, достоверно изображает душевные переживания.
Композиция и конфликт
Рассказ «Кусака» состоит из пяти глав, каждая из которых включает важные изменения в жизни собаки.
- В первой главе автор описывает трудную и бесцельную жизнь животного, упоминая о тех или иных причинах поведения собаки. Действия этой части относятся к зиме, такой же холодной и «злой», как пьяница, повстречавшийся животному в то время. На тот момент собаку звали Жучка.
- Вторая глава символизирует наступление весны – изменений в привычной действительности собаки. В этой части рассказа животное знакомится с новыми людьми, в частности с гимназисткой Лёлей, при первой встрече с которой Кусака повела себя агрессивно. Именно тогда Кусака обретает новое имя, а также встречает ласку от людей – неиспытанную ранее.
- Третья глава посвящена лучшему периоду в жизни Кусаки: она любима, сыта и счастлива, хотя всё ещё не доверяет незнакомым людям.
- Четвёртая же часть рассказа символизирует наступление осени – поры грусти и увядания. И эта нелёгкая пора перехода от чего-то тёплого и счастливого к чему-то холодному и печальному омрачается отъездом людей, так полюбившихся Кусаке.
- Окончательное осознание своего одиночества приходит к собаке лишь в пятой главе: когда она не находит своих хозяев, не видит никого в доме и на улице. Это ощущение безысходности и бессилия напоминает состояние Кусаки в первой главе.
Таким образом, автор использовал кольцевую композицию в рассказе «Кусака». Кроме того, он провёл главного героя через все времена года, что подчеркнуло переменчивость жизни.
В рассказе «Кусака» можно выделить несколько конфликтных линий: внутренний конфликт Кусаки, внутренний конфликт Лёли и конфликт между центральным героем и обществом. Особенно важным в рассказе является конфликт между собакой и обществом. Изначально обиженная людьми, Кусака переносит свои обиды и на незнакомцев, которые проявляют к ней заботу. Горький опыт заставляет собаку мучиться от недоверия и бояться человека как такового.
Смысл названия
Смысл названия рассказа «Кусака» заключается в сужении повествования до личности самой собаки. Именно её образ полноценен и завершён. Именно её переживания и чувства выходят на первый план рассказа.
Смысл заглавия рассказа «Кусака» можно трактовать и в плане восприятия имени собаки как её характеристики. Она озлоблена, она кусается, набрасывается. Но ведь «собака бывает кусачей только от жизни собачьей».
Суть: о чём?
Рассказ «Кусака» – это история о тяжёлой судьбе собаки. Изначально безымянная, собака терпит гонения и агрессию со стороны людей. Но особенно жестоко с ней обошёлся один мужчина, возвращавшийся домой из кабака. Он убедительно и долго приманивал собаку к себе, чтобы погладить. И в последний момент, вспомнив всё плохое в своей жизни, мужчина сорвался на собаку и ударил её. Все те горечь и обида, испытанные Жучкой, сделали её озлобленной и нелюдимой.
Лишь гимназистка Лёля и дачники сумели изменить отношение собаки к миру, а также дали ей новое имя – Кусака. Испытав любовь и заботу людей на себе, Кусака жила счастливо. Но очередное предательство – отъезд дачников – вернули собаку в изначальное положение. Но теперь Кусака не бросалась на людей, она просто смирилась и выла от отчаяния.
Эта история затрагивает не только судьбу одной собаки. Это рассказ о бесчеловечности, о жестокости, о бессердечности. В то же время «Кусака» повествует о сострадании и заботе. Такой контраст и смена «тональностей» показывает нестабильность мира и его неоднозначность.
Главные герои и их характеристика
Чтобы проследить изменения в характере собаки в зависимости от её положения и понять, чем же руководствовалась Лёля, Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с краткой характеристикой главных героев рассказа «Кусака». Анализ по плану вмещает в себя таблицу с описанием персонажей.
Кусака | Бездомная собака, терпящая издевательства со стороны людей, потеряла всякое доверие к человеку после эпизода с пьяницей. Озлобленная, агрессивная, нелюдимая – такой нам предстаёт Жучка в первых главах рассказа. Последующие события изменят отношение собаки к людям. Однако в ней навсегда останется недоверие и излишняя подозрительность по отношению к человеку. Даже когда она доверилась людям, её мучили мысли о своём неумении выражать благодарность или удовольствие. Кроме того, Кусака всегда охраняла дом, выбранный ею, даже когда в нём не жили люди. В этом проявляется её врождённое желание быть полезной и нужной. Кусака также отличается своей преданностью. |
Лёля | Гимназистка Лёля приехала на дачу только с наступлением весны. Она полна восторга и радости, и только нападение собаки омрачило первые минуты пребывания за городом. Несмотря на агрессивное поведение собаки, Лёля пересилила свой страх и решила окружить Кусаку лаской и заботой. Девочка понимала, что озлобленной собаку сделала сама жизнь. Лёля – искренняя, заботливая, милосердная и сопереживающая. Она не хотела оставлять собаку на произвол судьбы, потому что понимала, как трудно и плохо будет животному. В этом проявляется безграничная доброта и человечность Лёли. |
Темы
В рассказе «Кусака» можно выделить такую тематику:
- Тема жестокости человека по отношению к животным выдвигается автором на первый план. Уже в самом начале произведения писатель обозначает причину страха и озлобленности собаки: дети бросали в неё камнями, а взрослые намеренно пугали. И эта тема проходит через всё повествование, объясняя то или иное поведение собаки: нападение на Лёлю, ожидания удара от гладивших собаку детей, желание угодить и понравиться дачникам. Бездомная собака, не представляющая опасности, желающая лишь быть нужной, верная и разумная – терпит побои и плохое отношение. Автор обращает внимание читателей на то, что всему есть своя причина. И причина тяжёлой жизни Кусаки в жестокости людей по отношению к ней.
- Тема сострадания раскрывается в линии взаимоотношений Кусаки и Лёли. Девочка абсолютно бескорыстно, более того – преодолевая свой страх, стремится сделать жизнь собаки лучше с помощью своей любви и заботы. Это сострадание, понимание чувств обездоленной собаки, доброта и желание просто помочь выделяются автором как прекрасные качества, которые улучшили положение дел Кусаки. Если бы не сострадание Лёли, собака так бы и не узнала, каково это – быть любимой, нужной и окружённой лаской.
- Тема доверия и постепенной привязанности не менее значима. Поведение собаки изменило лишь отношение дачников к Кусаке: они не только простили её за злость при первой встрече, но и кормили её, играли с ней и просто заботились о её благополучии. Кусаке было очень трудно вновь поверить людям, но она преодолела свой страх и поддалась ласке Лёли. Несмотря на огромный шаг в сторону доверия к человеку, Кусака всё ещё боялась и избегала незнакомых людей.
- Тема человечности. В невыплаканных слезах Лёли, в её переживаниях и сомнениях заключается внутренний конфликт: взять собаку в квартиру нельзя, но и оставить её не хочется. Девочка искренне сочувствует собаке, в чём проявляется её человечность.
Проблемы
Основная проблема, рассматриваемая Андреевым в рассказе «Кусака», – это проблема несправедливости жизни. Кусака не выбирала бездомную жизнь, не хотела быть опасной, не желала быть одинокой и вечно прячущейся. Однако так сложилась её судьба. Цепь событий, произошедших вне зависимости от неё, привела Кусаку к отчаянию и смирению. Подобная несправедливость наталкивает на мысли о том, что необходимо помогать всем тем, кто в этом нуждается. Нужно обращать внимание на тех, кто не может даже попросить об этом. Автор намеренно подводит Кусаку к такому финалу. Он делает это для того, чтобы читатель увидел не только прямую зависимость поступков и их последствий, но и ощутил, что жизнь может обращаться несправедливо с тем, кто меньше всего этого заслуживает. Именно поэтому человек должен сделать всё, что в его силах, чтобы оттенить несправедливость жизни путём милосердия и доброты по отношению к братьям нашим меньшим.
Проблематика рассказа «Кусака» еще шире:
- Одиночество. Переломным становится момент осознания собакой своего одиночества. Очень трудно вновь стать ненужным и оставленным, когда тебе показали, что может быть иначе, и это «иначе» – лучшее, что с тобой случалось. Автор подчёркивает печальное состояние Кусаки описанием её воя – болезненного, беспрерывного и безнадёжно спокойного.
- Недоверие. Изначально бездомная и ненужная собака не была озлоблена на людей, но всё же остерегалась их из-за их агрессивного поведения. Данное отношение изменил случай с пьяницей, приманившим Кусаку лаской, а затем ударившей её. Собака стала озлобленной и недоверчивой.
- Неумение выражать свои чувства. Ещё одной проблемой, волновавшей собаку, было её неумение «ласкаться». Хоть она и старалась угождать дачникам, уподобляясь тому, что видела в поведении других животных, она не могла выразить свои чувства в полной мере.
- Равнодушие. Родители девочки показали ей ужасный пример, показав свое безразличие по отношению к животному, за которое они взяли на себя ответственность. Читатель убеждается в нежелании Лёли оставлять Кусаку. Девочка полюбила собаку, и теперь она не видела для себя варианта оставить животное на произвол судьбы. Несмотря на предложение мамы взять породистого щенка, Лёля думает лишь о своей дворняжке Кусаке, которую ей удалось приручить за время пребывания на даче.
- Предательство. Обретя хозяев, Кусака с трудом доверилась им. И в конце, когда полюбившиеся ей дачники всё же уезжают, она разочаровывается в людях снова. Человек вновь и вновь предаёт собаку, а животное отвечает ему на это агрессией и недоверием.
Основная идея
Смысл рассказа «Кусака» заключается в том, что жестокость людей оставляет отпечаток и на судьбах животных. Собаки тоже испытывают чувства, у них есть свои переживания и эмоции, на которые люди зачастую не обращают внимания. Писатель призывает читателя нести ответственность за свои поступки, ценить животных и обращать внимание на то, что они чувствуют. Ведь жестокий по отношению к животным человек жесток и по отношению к людям – как пьяница, ударивший Жучку, а затем избивший жену.
Но главная мысль рассказа «Кусака» проглядывает именно в поступке семьи Лели. Герои сначала привязали к себе животное, не подумав об ответственности за него, а потом бросили. Руководствуясь благими намерениями, они повели себя не лучше злобного пьяницы: приманили и ударили. Но один удар — ничто по сравнению с одиночеством, которое испытала Кусака после отъезда хозяев. Получается, что люди обманывают себя и других, делая добро лишь наполовину и когда им это выгодно. Когда же благородство требует жертв, даже минимальной уступки в комфорте, герои отворачиваются от того, кого называли другом. Мнимая доброта еще хуже откровенного зла, потому что она еще и обманывает нас.
Чему учит?
Произведение «Кусака» учит читателя быть ответственным и внимательным по отношению к животным. Кроме того, важно понимать, что любая помощь может оказаться спасительной. Писатель призывает читателя не столько «исправлять» то, что привело к плачевным последствиям, сколько предотвращать ситуации, способные стать роковыми в судьбе кого-либо. Быть добрым, милосердным и сострадающим – это основа человечности.
Рассказ «Кусака» заставляет задуматься о том, как важно «быть в ответе за тех, кого приручили». Не стоит создавать привязанность от скуки или ради развлечения, чтобы потом просто ее разорвать. Обман больно ранит всех живых существ. Разочарование от предательства время не лечит. Герои рассказа сыграли в добрых людей, но потом уехали, и их благой поступок обернулся ужасными последствиями.
Художественные особенности
В произведении Андреева примечательно активное использование средств художественной выразительности: эпитетов («заснувшая дача», «чуткая весенняя ночь»), сравнений («как капельки разбежавшейся ртути», «как крылья ласточки»), метафор («огнём ласк», «звенящей, острой… нотой ворвался этот вой»).
Автор использует эпитеты, позволяющие создать более красочную картину происходящего (тихая дача, обледеневший неподвижный сад, хорошенький носик, наивно-прелестное личико, туманная даль), можно встретить олицетворения (дождями заплакало небо, огнями загорелась осень, застонали половицы) и сравнения («…луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным», «…звенящей, острой, как отчаяние, нотой…», «дети <…> быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути»).
Вместе с тем почти все диалоги содержат в себе либо восклицательные, либо вопросительные предложения. Благодаря использованию этого приема речь становится эмоциональной («Не ходите в сад: там собака! Огромная!.. Злюу-щая!», «Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку!»)
Также выделяются подробные описания природы, особенно – при смене времён года. Подобная красочность повествования позволяет читателю погрузиться в атмосферу рассказа, что помогает прочувствовать настроения героев.
Критика
Современники признавали литературный талант Андреева, хоть он сам и говорил, что так и не сумел по-настоящему узнать и понять своего читателя. Н. К. Рерих, М. Горький, А. Блок, например, отмечали глубину мысли в произведениях писателя, его широту мировоззрения. Отобразилось это и в рассказе «Кусака».
Согласно одному широко известному выражению, человек должен нести ответственность за «братьев меньших». Собака издавна олицетворяла верность и преданность, и то, как животное ведет себя в начале – вина людей, плохо с ней обращавшихся.
«…ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали…»
Полная ярости, Кусачка нападала на случайных прохожих, стараясь единственно понятным ей способом отомстить за причиненную боль.То, что в итоге помогло ей измениться – искренняя любовь. Сначала ее одаривает лаской одна девочка, затем за ней повторяют другие дети. Постепенно Кусака приучается к существованию среди людей.
На примере истории животного Андреев призывает задуматься над тем, какое влияние оказывают на остальных совершаемые нами поступки.
Автор: Татьяна Булычева
Супер, спасибо, помогло подготовиться к последующему уроку!