Анализ рассказа «Муму» (И.С. Тургенев)

Иван Тургенев занял место одного из величайших русских писателей. Его произведения вошли в историю за счёт описания быта помещиков и крестьян в Российской империи девятнадцатого века. Наиболее полно проблема крепостничества и тяжелейшего положения крестьян, чьи жизни полностью подвластны помещичьему дворянству, освящена в его рассказе «Му-му». Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

История создания

История написания рассказа «Му-му» демонстрирует весьма интересные факты о создании книги:

  • Рассказ был написан Тургеневым во время ссылки в имение его матери за публикацию некролога на смерть Н.В. Гоголя.
  • В основу сюжета рассказа легли детские воспоминания писателя. Его мать была жёсткой помещицей, которая, претерпев множество жизненных трудностей, озлобилась на мир и превратилась во властную хозяйку, которая не щадила ни подчинённых ей крестьян, ни самого маленького Тургенева. Именно со своей матери Тургенев срисовал образ барыни из своего рассказа.
  • История Герасима случилась в реальной жизни: крепостной Андрей Немой жил у Варвары Петровны Тургеневой — матери писателя. Внешне он был копией Герасима и стал его прототипом. По ее приказу он утопил свою собаку Муму, но остался у нее служить.
  • Рассказ должен был выйти в «Московском сборнике», но весь выпуск журнала не пропустила цензура. В итоге он был опубликован в журнале «Современник». Это СМИ было известно своими оппозиционными настроениями, и автор, и так находясь в ссылке, навлек на себе еще большое неудовольствие правящей династии.
  • После публикации книги разразилась настоящая война цензоров: Бекетов, позволивший опубликовать рассказ, получил серьезные дисциплинарные взыскания, а вопрос о том, стоит ли дальше публиковать «Муму», обсуждался на заседании коллегии цензоров. В защиту произведения высказались многие влиятельные люди (князь Вяземский, граф Мусин-Пушкин и т.д.), только благодаря их связям книгу удалось отстоять, и она не была запрещена.

Направление и жанр

«Муму» относится к литературному направлению реализма. Тургенев стремится к как можно более натуралистичному отображению действительности. Его герои максимально похожи на реальных людей. Читатель может поверить в созданный писателем мир и в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает небольшой промежуток времени и включает в себя малое число действующих лиц. Тургенев намерено избегает каких-либо подробностей, даже не называя фамилию барыни, что только подчёркивает типичность описываемых в рассказе событий.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Муму» не отличается особой оригинальностью.

  1. В начале идёт экспозиция, в которой писатель рассказывает о жизни своего героя в деревне и о его переезде в Москву.
  2. Завязкой рассказа служит начало отношений Герасима и Татьяны.
  3. Кульминаций в рассказе несколько: первая – прощание Герасима с Татьяной, когда та понимает истинные чувства своего несостоявшегося мужа, а вторая – сцена гибели Муму, которая окончательно ломает героя.
  4. В развязке Герасим, выполнив чудовищный приказ барыни, уходит из города в родную деревню.
  5. Финал рассказывает нам о смерти барыни и последующей жизни Герасима.

Основной конфликт всего произведения заключается в безнадёжной борьбе Герасима с миром за собственное счастье. Простой мужик оказывается заложником обстоятельств и барыни, похожей на стихийное бедствие. Дважды потерпев неудачу, герой всё-таки находит в себе силы бороться и освобождается от гнёта, возвращаясь к своим корням, однако полученные им раны останутся с ним на всю жизнь.

Суть: о чём?

Рассказ повествует нам о судьбе глухонемого дворника Герасима, служащего московской барыне, известной своим вздорным и истеричным характером.

На первых страницах рассказа Тургенев описывает историю отношений Герасима с прачкой Татьяной, на которой он хотел жениться, однако по воле барыни Татьяна выходит за другого.

Через некоторое время Герасим находит щенка, которому даёт кличку Му-му. Щенок скрашивает безрадостное существование как дворника, так и прочих обитателей дома. Однако барыня, будучи не в духе, приказывает избавиться от собаки. Герасим выполняет приказ и топит Му-му, а потом навсегда покидает дом барыни, возвращаясь в родную деревню.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Муму» отражают два противоположных мира в одной России: это мир хозяев жизни — дворян, которые обладают исключительными правами, и мир крестьян — людей без прав и без голоса, которые не могут противиться даже самым глупым и жестоким приказам. Пока общество будет расколото надвое, русским людям не быть свободными и счастливыми.

герои рассказа «муму» характеристика
герасим глухонемой непьющий крестьянин, насильно вырванный из деревни и перемещённый в город, который вызывает у него отторжение. сильный, трудолюбивый, проворный и хозяйственный мужик, с лёгкостью выполняющий любую домашнюю работу. несмотря на грозный вид, обладает чуткой душой, способной на любовь и сострадание. к сожалению, вся его сила оказывается бесполезной перед общественным устройством, и он становится безвольной марионеткой в руках деспотичной барыни, которая сначала отнимает у него татьяну, а потом и му-му. в итоге герасим находит в себе силы преступить запреты и уйти от барыни. но уходит он в затворничество и одиночество.
барыня дворянка, помещица. деспотичная, жестокая и капризная женщина, которую не волнует ничего, кроме неё самой. заложница своего настроения, которое, чаще всего, плохое. привыкла не считаться с чувствами окружающих и управлять их жизнями, как ей вздумается. в конце рассказа, узнав об уходе герасима, раскаивается и впадает в истерику.
муму бездомный щенок, спасённый герасимом. доверчивая, верная и ласковая собака, завоевавшая сердца всей дворни.
татьяна прачка. симпатичная и скромная девушка. испытывала определённый страх перед герасимом и даже притворилась пьющей, чтобы избавиться от него. однако после года жизни с пьяницей капитоном татьяна осознала, что с герасимом могла прожить по-настоящему счастливую жизнь.

Темы

Тематика рассказа «Муму» знакомит читателя с бытом и нравами дворянской России до отмены крепостного права:

  1. Любовь – по мнению Тургенева, человеку жизненно необходимо любить и быть любимым в этом жестоком мире, к чему и стремился Герасим на протяжении всего повествования. Однако лишившись любви, герой больше не заводил собак и не женился. Его чувства были стойкими и верными.
  2. Отношение к животным – именно по тому, как человек относится к беззащитным животным, можно понять его истинную натуру. Герасим был добр, он так и не смог простить себе убийства Му-му, поэтому прожил одинокую жизнь. А вот барыня жестока ко всем: и к животным, и к людям. Ее раскаяние мимолетно.
  3. Социальная обстановка в дворянской России – Тургенев изображает перед нами быт и нравы имперской России, в которой крестьянское большинство живёт в бедности и лишениях, чтобы обеспечить дворянское меньшинство, вздорных и недалеких людей.
  4. Одиночество – по мнению писателя, одиночество – самое большое несчастье, которое может случиться с человеком. Раскаиваясь в содеянном, Герасим обрекает себя на затворничество.
  5. Доброта – в мире, изображённом автором, очень сложно сохранить в себе доброту, остаться человеком. Однако Тургенев показал, что в любой ситуации всегда можно найти доброго человека, способного на ласку и сострадание. Некоторые люди из дворни пытались помочь Герасиму скрыть собаку, но, к сожалению, ничто не смогло спасти ее.
  6. Маленький человек – писатель показал читателям трагедию простого крестьянина, который с самого рождения не властен над своей жизнью, принадлежащей привилегированному меньшинству, не считающему простой народ за людей.

Проблемы

Проблематика рассказа Тургенева «Муму» погружает читателя в атмосферу жизни простого человека — жизни, лишенной радостей, свободы и права на что бы то ни было:

  1. Крепостное право – основная проблема книги. Тургенев изображает крепостничество и крепостных в самых тёмных тонах. В лице барыни перед нами предстаёт всё помещичье дворянство, которое управляет судьбами миллионов людей по своей извращённой прихоти. Эта система обречена на провал, ведь дворянство наследуют от родителей, а не заслуживают своей добродетелью.
  2. Социальное неравенство – простой народ в рассказе влачит жалкое существование, в котором есть место только работе и водке, в то время как барыня живёт в своё удовольствие, ничего не отдавая обществу, а только черпая из него ресурсы. Она не обладает ни умом, ни добротой, ни совестью, чтобы ей можно было доверить управление другими людьми.
  3. Жестокость – в обществе, изображённом в рассказе «Муму», царят бесчеловечность, жестокость и озлобление. Люди ожесточили свои сердца и души и готовы на что угодно ради своего благополучия.
  4. Бесправие крестьян – крестьяне в рассказе являются всего лишь марионетками в руках эгоистичной барыни.

Основная идея

Тургенев изобразил перед читателями крепостничество во всей его абсурдной жесткости. В лице барыни он воплотил всё помещичье дворянство, которое, как опасный паразит, высасывает кровь из крестьянской России. Смысл рассказа «Муму» заключается в развенчании мифа о праве дворян безгранично владеть крепостными. Автор показывает, что такая власть над людьми сама по себе развращает помещиков и делает их тиранами.

В лице же Герасима перед нами предстаёт русский народ – сильный, способный, но безвольный, не способный на сопротивление злу и угнетению. Однако уход Герасима из города, от барыни-самодурки, символизирует собой начало пробуждения, веру писателя в то, что рано или поздно русские люди осознают свои права и обретут счастье. Главная мысль рассказа «Муму» — это необходимость пробуждения русской души от многовекового сна рабства.

Почему Герасим убил Муму? Это решение литературовед Виктор Чалмаев называет поступком «гордым, полным мучительной скорби и достоинства», потому что крестьянин понимает, что сам является такой же бесправной собакой, а значит, не может взять ответственность за животное на себя. Но и предавать Муму, разбивать ей сердце и прогонять ее он не может, потому что он слишком добр, а она — слишком к нему привязалась. В итоге выход один: убить собаку, причинив ей меньше страданий. Он никому не доверил насильно увезти ее и напугать перед смертью. Он сам сделал это, чтобы она до последней минуты наслаждалась его обществом и не подозревала о смерти.

Чему учит?

Автор в рассказе «Муму» осуждает жестокость, эгоистичность, легкомыслие и пьянство. Вырисовывая порочное общество, где царят неравенство, озлобление и невежество, Тургенев показывает, как жить не нужно. Его вывод таков: человек не имеет морального права полностью управлять другим человеком.

Рассказ учит нас доброте и отзывчивости. Автор рассказывает нам о том, как важно ценить жизнь не только человека, но даже жизнь животного. В этом гуманизме и заключается его мораль.

Критика

Сразу после публикации рассказ «Му-му» попал под каток цензуры. Два года об этом произведении было запрещено даже упоминать в журналах. Однако даже тогда русская интеллигенция выражала свой восторг по отношению к рассказу.

Александр Герцен в письме Тургеневу заявил, что писатель сумел крайне глубоко заглянуть в душу русского крестьянина и понять его.

Славянофил Иван Аксаков особо отметил Герасима, как олицетворение всего русского народа во всех его противоречиях.

В то же время литературный критик Александр Дружинин, анализируя вышедшее собрание сочинений Тургенева, увидел в «Муму» всего лишь «мастерски отделанную миниатюрную картинку», которая равноценна «умному анекдоту» и не представляет интереса для «ценителей прекрасного». Ещё жёстче высказался на страницах «Отечественных записок» журналист Степан Дудышкин: по его мнению, «Муму», как и «Записки охотника», страдают односторонностью при освещении явлений русской жизни, а потому их нельзя назвать «подлинными произведениями искусства».

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

комментариев 17

  1. куку:

    а зачем вообще это читать детям в 5 классе ? муж у меня говорит что тогда они это произведение понимали , как пособие, как надо избавляться от ненужных животных.

    • Самый Зелёный:

      Здравствуйте. Никто из нас не застал то время, но, судя по реакции критиков того времени, дворяне видели в этом рассказе протест против крепостного права.

    • Степан:

      Ладно читать, а вот сочинения по нему писать, вот это изврат

      • Самый Зелёный:

        Если Вам нужна помощь в написании сочинения, напишите Литрекону, какая тема нужна?

  2. ArtemF:

    всё от 6го класса бесполезно!

    • Самый Зелёный:

      Если ограничиться собирательством, охотой, примитивными формами земледелия и родоплеменными отношениями, то да, бесполезно)

  3. мила:

    а у нас почти все в классе плакали, когда читали этот рассказ. как можно воспринимать его в качестве пособия для избавления от ненужных животных — не понимаю. Наоборот, как нельзя поступать с теми, кого приручил. Любовь и крепостное право для 5 класса — это ещё не понять, а любимая собака есть у многих доме.

    • Самый Зелёный:

      Да, но надо ли изучать это произведение в 5 классе — большой вопрос. И понять можно превратно, и контекст слишком далек от современного человека, и опыт очень травматичный. Есть много современных и классических рассказов о животных, которые были бы уместнее в наше время и понятнее для пятиклассника.

  4. Тянка:

    В начале было не понятно для 4 класса,а в конце мы все плакали.Как можно избавиться от любимого животного.

  5. Юрий Александрович:

    Анализ не отвечает на вопрос: почему Герасим, если он был способен уйти от барыни, утопил Муму, а не взял ее с собой в деревню? Очень слабый разбор рассказа с т.з.психоанализа.

    • Самый Зелёный:

      Ответ на этот вопрос содержится под заголовком «Основная идея». Анализ был составлен с учетом возраста читателей. В 5-6 классе дети даже не знают, что такое «психологизм». Это понятие глубже раскрывается и осознается в 9 классе. Вспомните себя в этом возрасте и ответьте честно, поняли бы Вы мотивацию Герасима во всей полноте?

      • Наталья:

        Ну, судя по этому примитивнейшему разбору, который тут приведен, и его авторы тоже ничего не поняли, уж простите. Щаблоны, штампы, которые десятилетиями вдалбливают детям на уроках литературы (ну, если не случилось какого-нибудь исключительного везения с педагогом). Да, Тургенев — очень социальный писатель, не учитывать травму крепостного строя, конечно, нельзя. Но нельзя жу все сводить только к «классовому неравенству»?! В таком случае, зачем спустя полтора века это читать? Ну, если кроме него там других смыслов нет, то и произведение безнадежно устарело. Но нет. Там же про другое. И барыня эта глубоко несчастна,других мучает, но и себя. И Герасим не имеет сил дать отпор. Не потому что крепостной. Точнее, не только потому что крепостной. Просто безвольный человек, у которого все отняли. Все, на что ему хватило сил — уйти. И ужасно, что именно его преступление дало ему на это силы. Так себе бунт. Не бунтарь он. И счастливее от этого не стал. Что, такими только крепостные бывают? А сегодня, вот прям вокруг нас нет таких Герасимов? Или барынь?

        • Наталья:

          Вот лучше бы не читала я этот «анализ» Ребенку в школе задали. А поскольку с предыдущим «анализом» («Няни» Пушкина мы как-то не очень справились — на 4 наработали))), я решила на свой литфак и читательский опыт не полагаться, а обратиться к интернету. Ну, и читаю вот такие разборы… Не, пусть лучше «4», но постараюсь объяснить сыну глубину Тургенева, а не научить школьному анализу

          • Самый Зелёный:

            Ваше право) В нашей постмодернистской реальности каждая трактовка имеет право на жизнь. Но с читателя спросят официальную версию, которую мы и публикуем

        • Самый Зелёный:

          В рассказе нет описаний внутренних страданий барыни, тут уж мы додумываем, чтобы придать произведению более актуальный смысл. Акцента на внутреннем мире этой женщины нет, зачем его добавлять? Чтобы учитель спросил, где Вы все это взяли? И будет прав, додумывать рассказ не входит в его обязанности.

          Главная проблема, затронутая писателем, сводится к неравенству, потому что так оно, простите, и было. Он писал о том, что его окружало, что он сам видел, а не том, что сейчас происходит. У него не было задачи подыграть школьной программе в 21 веке, затронуть вечные темы, чтобы остаться на полке. Тогда было актуально бороться с крепостным правом, показывать его минусы и последствия — он и показал. Произведение вошло в программу, потому что прекрасно объясняет историю России и ее тонкости. Оно интересно в контексте изучения истории и ментальности народа. На актуальность оно не претендует. Современную реальность куда сложнее и достовернее отражает, например, Пелевин.

          Сегодня Герасима нет, как и барыни, ибо такое обобщение социальных и личных проблем слишком уж примерно и лишено, на мой авторский взгляд, глубины. У людей другие обстоятельства, проблемы и задачи, нет уже той кабальной зависимости и ее психологического эффекта. И герои, и условия изменились, потому что реальность многократно усложнилась. Ваш ребенок куда умнее барыни и Герасима, развивается в разы быстрее. Он уже размышляет о темах, которые не были очевидны и понятны многим взрослым читателям времен Тургенева. Как же можно их сравнивать?

    • Барин:

      Потому, что приказы сперва выполняются, а уж потом обсуждаются.

  6. Саша:

    Круто + за пост

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *