Анализ книги «Иуда Искариот» (Л. Андреев)

Леонид Николаевич Андреев — отечественный писатель Серебряного века и  основатель русского экспрессионизма в литературе. Его произведения всегда  были приурочены к злободневным проблемам его времени и библейским  мотивам, повесть «Иуда Искариот» не стала исключением. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом знаковой повести, которая заставила задуматься даже самых ярых критиков.

История создания

Леонид Николаевич в марте 1906 года, находясь в Швейцарии, начал подготовку к написанию произведения, которое бы раскрывало всю суть и психологию предательства. 

История об Иуде и Иисусе как никак лучше подходила для этого, причем главным героем по авторскому замыслу должен был быть предатель, а не преданный. В письме к брату он попросил прислать теологическо-философскую книгу «Жизнь Иисуса» авторства историка Эрнеста Ренада и теолога Дэвида Штрауса. 

Написание повести заняло всего две недели, но ее редактура, которой занимался Максим Горький, продлилась около года. По его воспоминаниям, первый вариант повести был наполнен фактическими и историческими ошибками, но спустя год, «Иуда Искариот» появился на страницах альманаха «Сборник товарищества «Знание» за 1907 год». Читатели и критики встретили повесть неоднозначной оценкой, некоторые считали произведение феноменом, заставляющим по-новому взглянуть на, казалось бы, «избитый» библейский сюжет, другие же уличили Андреева в подмене понятий, полагая, что страшный грех предателя вывернут наизнанку. 

Однако стоит учесть, что переосмысление поведения Иуды не было идеей одного Андреева. Многие теологи и историки, опираясь на древние находки, предлагали новую версию известного сюжета. По их мнению, Иуда был единственным учеником, который понял тайну происхождения учителя и постиг все таинства Царствия Небесного. Отсюда его нелогичное поведение: он, будучи вороватым казначеем, взял незначительную сумму от первосвященника (30 сребреников — это пара «зарплат» сборщика винограда), предал за нее друзей, лишился доходного места, а потом вернул ее и повесился. Как-то это не очень похоже на действия хладнокровного предателя, движимого жаждой наживы. Эти размышления подкрепляет часть папируса «Кодекс Чакос», обнаруженного в Египте в 1970-х годах, — текст, получивший название «Евангелие Иуды» (современный перевод 2006 года).

Жанр, направление

По всем жанровым характеристикам «Иуду Искариота» относят к повести.  Сюжетная линия одна и она полностью принадлежит главному герою.  Второстепенных персонажей немного, даже основной фигуре истории, Иисусу, отведена роль второго плана. Временной промежуток, описанный в повести, размыт, не совсем понятно сколько дней, месяцев или лет Иуда скитался  вместе с апостолами и их «учителем». Размер произведения небольшой, он  больше по объему, чем у рассказа и новеллы, но не дотягивает до романа.

Направление повести — реализм, так как никаких чудес и нереальный событий в  ней не описано.

Композиция и конфликт

Композиция произведения линейная, автор сосредоточен в повествовании на  центральном герое, параллельности событий и отступлений от основного сюжета нет. 

  1. Завязкой можно назвать описание внешности и поведения Иуды, его историю порочной жизни до присоединения к апостолам. 
  2. Развязкой же служит самый страшный грех в христианстве — самоубийство предателя. 
  3. Кульминация всей повести несколько растянута — это «продажа» Иисуса за тридцать серебряных монет, ничтожную сумму не только за жизнь праведника, но и за судьбу всего человечества. Также к пиковому моменту можно отнести метания Иуды, когда невинного учителя приговорили к распятию. 

Основной конфликт повести кроется в неоднозначности главного героя. Это борьба зла и добра внутри Иуды. Всю свою жизнь он творил только зло, но без его преступлений не свершился бы замысел божий. Грешник любил Иисуса не меньше, чем все его ученики, и все же продал и предал своего Христа. Но после этого он осознал, что нет ему смысла больше жить на земле без «Осанна». 

Смысл названия 

«Иуда Искариот» рассказывает читателям всем знакомую библейскую историю о  грешном до конца ученике Иисуса, но под другим углом. Главным героем и мучеником выступает не Спаситель, преданный своим учеником, а Иуда, тот, кто впоследствии стал символом предательства, лжи и корысти. Отсюда и название повести. Иуда — имя героя, а Искариот — указание на места, откуда он родом.

История раскрывает не только всю низость, подлость, злость и лживость героя, но и его чувства, противоречащие друг другу. Главным двигателем сюжета являются именно поступки Иуды, от кражи нескольких монет и лукавых историй из жизни до  рассуждений о правде и предательства. Получается, что если бы преступник не  совершал ужасные деяния, то Христос не стал бы мучеником и святым. Иуда становится жертвой своего предназначения.

Суть: о чем? 

В основу сюжета повести лег библейский миф о предательстве Христа, его распятии и последующем воскрешении только уже как святого. Автор рассказывает об одном из учеников Иисуса, который, казалось бы, случайно примкнул к числу апостолов. В отличие от остальных, Искариот не прислушивается к словам учителя о добрых делах, всюду ищет обман и зло, клевещет и ворует. Его отвратительная внешность соответствует внутреннему миру, но его не прогоняют, считая, что где-то внутри у Иуды кроется свет. Учитель близок с Иудой, он понимает его лучше других. В отличие от апостолов, Иисус может возлюбить всех людей, эта черта отделяет святого от его последователей.

Свои проступки Иуда оправдывает благими намерениями и вовсе не раскаивается,  наоборот, винит во всех бедах других или подыскивает такое объяснение, которое ставит апостолов в тупик. По-своему Иуда умен и талантлив. Спаситель относится снисходительно к его выходкам. Он знает, что именно Искариот предаст его, когда придет время.

После ареста Христа Иуда до последнего верит и надеется на то, что казнь предотвратят, а Иисус займет положенное ему место во власти. По замыслу Иуды, народ, который знал о его чудесах, восстанет против власти Рима и спасет учителя, а апостолы возглавят сопротивление. Но ученики Христа ничего не сделали, чтобы его спасти, многие из них уже думали о своем спасении. 

В ходе развития сюжета Иуда не теряет свои отрицательные качества, он не меняется к лучшему, но открывает глаза на то, что не только он виновен в смерти Христа. Он обличает и синедрион, приговоривший к распятию невиновного, и апостолов, что ничего не сделали ради спасения обожаемого ими учителя, и даже Бога, позволившего ему пойти к первосвященнику и совершить преступление. Таким образом, Искариот открывает читателям глаза, что не только на его плечах лежит грех предательства, ведь бездействие — это соучастие, а значит, Христа подтолкнули к смерти все, кто его окружал. 

После этого именно Иуда становится первым из учеников, кто отдает свою жизнь за Иисуса, вопреки спорам других, кто же войдет со Спасителем в Рай первым. Вот только грех самоубийцы, а Иуда удавился, является смертным, поэтому логично полагать, что  Искариот попал все-таки в Ад. 

Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои

Главные герои повести «Иуда Искариот» перечислены в списке:

  1. Иуда Искариот — предателя описывают уродливым, даже двуликим, будто одна  половина его лица всегда принимает ехидное выражение, а другая — мертвая и не выражающая ничего. Он худощав, единственное, чем схож с учителем. Рыжая голова его была «безобразно бугроватой» и будто рассеченной мечом на четыре части. Омерзительный внешний вид отражал мерзкую натуру Искариота. Все в нем не вызывало ничего, кроме отвращения. За Иудой ходила по пятам дурная слава, и хоть у него была жена, которую он обрек на нищету, детей у него не было. Словно сам Бог не хотел потомства от такого человека. Искариот остер на язык, и какие бы слова он не произносил, хотелось скорее скрыться от его противного голоса. Но этому человеку свойственна своеобразная логика, совмещенная с крайней наивностью: он действительно рассчитывал, что преданного им учителя спасут. Сам же Иуда пожертвовал собой ради этого плана, но ничего не вышло.
  2. Иисус Христос — Спаситель предстает перед нами умиротворенным. За все  произведение он произносит лишь несколько фраз, и будто на протяжении всей  повести готовится принять свою страшную участь. Он безучастен, только в  моменты суда апостолов за очередной проступок предателя, Иисус оправдывает  его перед всеми. Он взглядом подталкивает Петра защитить Искариота от гнета  остальных, говорит Иоанну, что Иуда вправе брать столько денег из  пожертвований, сколько ему потребуется, позволяет хвастаться небылицами,  словно понимает, что это необходимо. Даже когда Иуда указал воинам на Христа, тот спросил: «Иуда! Целованием ли предаешь сына человеческого?». 
  3. Апостол Петр — Один из главных учеников Иисуса описывается, как коренастый и  громогласный мужчина уже преклонного возраста. Петр хоть и старается соблюдать все мудрости учителя, но спор о том, кто первым войдет в Рай после  Спасителя, пробуждает в нем греховность. Он готов с кулаками броситься на  Иоанна, «весь красный от гнева, рокочущий», но при виде Христа успокаивается.  После распятия он одним из первых идет мстить фарисеям. Но сначала он трижды отрекается от учителя, боясь, что его арестуют.
  4. Апостол Иоанн — в противовес Петру, Иоанн более спокоен и смиренный. Он  предстает как чистый душой и телом молодой человек, который наставляет на  путь истинный других. Даже во время спора, он «спокойный и тихий», но все равно сторониться Иуды. Будто не хочет запачкать свою святость. Именно Иоанн отговаривает Петра от мести фарисеям, напоминая о мудростях учителя. 
  5. Апостол Матфей — евангелист, описывается скромно, известно то, что он несколько пренебрегает чревоугодием и восхищается мудрецом царем Соломоном. На каждый случай у него есть цитата, которой он пытается пресечь споры.
  6. Апостол Фома — прозванный «неверующим» Фома постоянно подвергает  сомнениям все, что сказано Иудой и Иисусом. Он допрашивает Искариота, когда  тот рассказывает очередную небылицу, и крайне долго думает, прощать ли  предателя за воровство трех динариев из пожертвований, вопреки воле учителя.  Иуда недолюбливает Фому, хотя апостол считает Искариота другом в некотором  роде. 
  7. Первосвященник Анна — старый священник, к которому обращается Иуда, чтобы  продать Христа. Анна делает вид, что Иисус не интересен ему, но он хорошо  осведомлен и о Спасителе, и о его учениках, и, конечно, об Иуде, поэтому он с  недоверием относится к предателю. Именно первосвященник предлагает за  смерть Христа тридцать сребреников, говоря о том, что найдутся люди, которым  хватит и меньше монет. После распятия Анна вместе с другими фарисеями  насмехается над Искариотом, спрашивая пришел ли тот за платой поболее? 

Темы

Основная тема повести «Иуда Искариот» — это предательство Иудой Спасителя. Преступник делал зло ради благой цели и очень удивился, когда все пошло не по плану. В нем проскользнуло сомнение перед походом к Анне, но Бог не послал ему знамение, поэтому Искариот решил, что делает все правильно. Уже в момент, когда Христа привели к первосвященникам и избили, Иуда искренне хотел спасти учителя. Он метался из стороны в сторону, падал к ногам Понтия Пилата, словно осьминог,  присосался к его ногам в надежде, что тот признает Иисуса невиновным. А на  распятии, Иуда кричал «Осанна» что значит «Спаси же», называя так Христа. Здесь возникает вопрос о психологии предателя, ведь он сдал судьям 

безгрешного, а после призывал его спасти. По версии автора, Иуда хотел вынудить людей совершить подвиг во имя веры, признать уже Иисуса сыном Божьим и преклониться перед ним. Отчасти его план сработал, но далеко не сразу.

Тематика повести раскрыта в списке:

  • Тема раскаяния не менее значима. Иуда понимал, что учитель не заслуживал избиений и унижений, и тем более мучительной смерти. В природе Иуды было творить зло, но после предательства Христа он отыскал в себе ту потерявшуюся крупицу добра и истины, поэтому раскаялся и намеренно лишил себя Царствия Небесного — в наказание за грех. Самоубийством он закрыл себе дорогу к учителю, в этом поступке раскрывается глубина раскаяния героя. Только так, избавив мир от зла, то есть от самого себя, Иуда мог сделать нечто хорошее и приблизиться хоть немного к святости Иисуса.  
  • Тема пророчества раскрывается через образ Христа. Он был спокоен и  умиротворен, ведь знал, какая участь ему предстоит, быть преданным своим  учеником и умереть страшной смертью. Не было смысла пытаться что-то  изменить, ведь то, что должно свершиться — обязательно произойдет. Бог открыл  Спасителю его дальнейшую судьбу. Не исполнив свое предназначение, Иисус бы не стал тем, кем стал. Люди бы не поверили в чудо, если бы он не умер мучеником. 
  • Тема борьбы добра и зла внутри человека отражена в поступках Иуды. Он готов пойти на любое преступление ради своего видения благого дела. Украв деньги и спустив их на распутницу, он дает ей возможность заработать на пропитание. Предав Иисуса, которого любил, он играет решающую роль в исполнении его предназначения. Его душа тянется к свету, но роль Иуды сильнее персонажа.  

Проблемы

Проблематика повести «Иуда Искариот», как и любой другой раздел, может быть дополнена Литреконом, обращайтесь к нему в комментариях:

  • Проблема святости апостолов. В повести ученики Иисуса описываются не совсем послушными и верными своему учителю. Многие из них пренебрегают уроками Христа, кто-то бранится, спорит друг с другом, чревоугодствует, ворует и врет. Их бездействие в момент распятия Спасителя приравнено к равнодушию и неискренней любви, то есть лицемерию. Искариот обличает их, говоря, что если они позволили убить своего наставника, то все, что они будут проповедовать, — это ложь.
  • Проблема нравственного выбора. Автор очень остро ставит проблему выбора между спасением и неизбежной смертью. Ведь Иуда мог спасти Христа, сказать, что он солгал, но Искариот знал, что необходимо довести дело до конца. Более того, убедившись в том, что учителя больше нет, Иуда отказывается от возможности прощения и сам наказывает себя за то, что произошло. Иисус мог бы простить, но не прощает себя Иуда.
  • Проблема веры. Перед тем, как сдать Спасителя в руки судьям, Иуда обращается к Богу. Он полагает, что Бог не допустит несправедливости, то есть смерти безгрешного сына своего. Иуда до конца ждет спасения учителя, но когда понимает, что уже поздно, то покорно принимает гибель Христа. И все же, после распятия, он пытается убедить апостолов в необходимости мести. Таким образом, в нем начинают расти семена неверия в Бога, ведь люди могли повлиять на судьбу учителя, но не сделали этого. 

Основная идея

Главная мысль автора повести «Иуда Искариот» заключается в ответе на вопрос, почему Иуда предал Христа? Андреев отметает несостоятельную версию о том, что главным побудительным мотивом Иуды были деньги. Он и так мог черпать их из казны и воровать. Причина в том понимании роли Иисуса, которое сложилось у Иуды. Казначей хотел для своего учителя власти и признания, он видел триумф веры в спасении Христа, в признании его происхождения. Но арест Спасителя на пробудил подвига, не вызвал волнений, даже апостолы отказались его освобождать. Иуда разочаровался во всех них и наложил на себя самую суровую епитимью — самоубийство, отказ от будущей жизни рядом с тем, кого он продал.

Книга заставляет задуматься о том, что даже такие ужасные люди, как Иуда, необходимы. Бог их не создал бы, если они не были нужны. У них есть свое предназначение, о котором нам знать не дано.

Искариот сыграл решающую роль в конце земного пути Христа, поэтому ему и была дарована жизнь, наполненная бесчинством и преступлениями. Предательству Иуды придается не просто негативный окрас, ему придается глубокий смысл. Иуда Искариот противопоставлен Христу, и все же они оба страдают на благо всего мира. Спаситель терпит мучительную смерть и боль от предательства учеником, а Иуда отправляет любимого учителя на погибель и жертвует спасением своей души. 

Чему учит?

Каждое произведение несет в себе философский смысл, и повесть «Иуда Искариот» не стала исключением. Автор показывает нам другую, скрытую сторону грешности. Бездействие — более страшное преступление, чем открытое предательство. Ведь Иуда так или иначе раскаялся, и сам к этому пришел, а апостолы были слепы, хоть и внимательно слушали своего учителя. Их благочестие было показным, в то время как Иуда честно грешил и даже предал честно, ведь преследовал благую цель и верил в нее. Автор призывает нас взглянуть на библейский сюжет под другим углом и увидеть сложные мотивы ее участников. Легче легкого осуждать предателя, куда сложнее понять, чего он хочет, почему так поступил. Иисус принял Иуду таким, каким он был, и не осудил. Людям нужно стремиться к такой же степени понимания и всепрощения.

Книга заставляет задуматься о том, что каждое действие влияет не только на нашу собственную судьбу, но и на жизни  окружающих нас людей. Поэтому прежде чем что-то сделать, надо рассмотреть все варианты развития событий. А если нечто ужасное уже свершилось нашими руками, то единственное, что остается, это признать ошибку и раскаяться. 

Критика

Сергей Николаевич Булгаков — религиозный философ: 

«Трудно, тяжело и, может быть, неблагодарно приближаться к тайне Иуды, легче и  спокойнее её не замечать, прикрывая ее розами красоты церковной.» 

Ида Ефимовна Журавская — писательница:

«… попытка Л. Андреева представить Иуду необыкновенным человеком, придать его поступкам высокую мотивировку обречена была на неудачу. Получилась отвратительная смесь садистской жестокости, цинизма и любви с надрывом. Произведение Л. Андреева, написанное в пору разгрома революции, в пору черной реакции, по сути является апологетикой предательства… Это одна из самых позорных страниц в истории русского и европейского декаданса»

Марк Аркадьевич Бродский — писатель:

«Правота Искариота не абсолютна. Более того, объявляя постыдное естественным, а совестливость излишней, цинизм разрушает систему  нравственных ориентиров, без которой человеку трудно жить. Вот почему позиция андреевского Иуды дьявольски опасна». 

Автор: Мария Дмитрук

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *