Анализ повести «Хаджи-Мурат» (Л.Н. Толстой)

Постоянное расширение России на протяжении всей её истории, присоединение к ней новых территорий, народов и культур приводило не только к усилению страны, но и к новым вопросам национального и этнокультурного характера. В этом плане Кавказ всегда оставался довольно непростым регионом, привлекавшим к себе внимание многих русских писателей своей экзотичностью, своим сочетанием первозданной красоты и почти первобытной жестокости. Тему Кавказа не смог обойти стороной и такой великий русский писатель, как Лев Толстой. Его повесть «Хаджи-Мурат» является одним из самых известных произведений, затрагивающих взаимоотношения между властями Российской империи и народами Кавказа, а также непростые отношения внутри самого общества горцев.

История создания

Повесть «Хаджи-Мурат» рассказывает нам о реальной исторической фигуре – аварце Хаджи-Мурате, одном из военных вождей, действовавшим на территории Кавказа с тридцатых до пятидесятых годов и прославившийся отвагой и воинским мастерством. Несколько раз он сменил сторону, воюя то за Российскую империю, то против неё, и в итоге был убит после того, как опять перешёл на службу к русским, но попытался сбежать. В это время Толстой проходил на Кавказе службу, и, хоть сам они никогда не встречался с легендарным аварцем, история его жизни и смерти произвела на него сильнейшее впечатление.

Однако, прежде чем написать повесть, Толстой прошёл через осаду Севастополя, стал всемирно известным писателем, пережил душевный перелом и создал собственное учение. Только в 1896 году, находясь уже на излёте жизни и осмысляя свою жизнь, писатель написал в дневнике, что во время прогулки увидел искорёженный куст репейника и вспомнил историю о легендарном Хаджи-Мурате. В том же году Толстой приступил к работе над повестью, которую завершил лишь в 1904 году. Произведение так и не было опубликовано при жизни писателя.

Жанр и направление

Повесть «Хаджи-Мурат» была создана в рамках реалистического направления в русской литературе. Автор стремится к максимально точному изображению действительности. Созданные им образы героев, их поступки и слова дышат натурализмом. Сюжет рассказывает о жизни людей, никак не перевирая её.

«Хаджи-Мурат» – это историческая повесть. Повествование охватывает небольшой промежуток времени и включает в себя малое число действующих лиц. Чётко обозначены временные рамки и место действия, использованы названия реальных мест и явлений, что подтверждает достоверность описываемых событий. В основе сюжета лежит история реального человека, героями романа выступают известные исторические личности.

Суть: о чём повесть?

Во вступлении писатель рассказывает на о том, как, проходя близь распаханного поля, он увидел поломанный куст «татарина». Вид изувеченного, но всё ещё цепляющегося за жизнь растения заставляет рассказчика вспомнить о Хаджи-Мурате.

Далее нас переносит в 1851 год, на Кавказ. Наиб и правая рука Шамиля – Хаджи-Мурат, рассорился с лидером горцев и вынужден бежать, спасая свою жизнь. В плену у Шамиля осталась вся семья Мурата – мать, две жены и пятеро детей. Аварец решает перейти на сторону русских, чтобы вместе с ними отбить своих родных.

Далее следует несколько эпизодов из жизни горцев и русских солдат, несущих гарнизонную службу в этих местах. Далее происходит довольно встреча Хаджи-Мурата с российской армией и её командующим — князем Воронцовым. Следует ещё несколько бытовых эпизодов.

В конце концов, Воронцов пишет письмо военному министру и действие переносится в Санкт-Петербург, где Толстой представляет нам императора Николая I, как полного, развратного и властного человека с манией величия, тиранически управляющего страной.

Император отдаёт распоряжение Воронцову, чтобы тот активнее наступал на горцев. Князь выполняет распоряжение, однако последовавший набег русских на горные аулы приводит только к тому, что к Шамилю присоединяются новые сторонники.

Тем временем Хаджи-Мурат продолжает тревожится за свою семью, уже понимая, что русские едва ли захотят помогать ему. В этот момент он получает письмо от своего сына Юсуфа, в котором юноша сообщает, что Шамиль намеревается обесчестить жену и мать Мурата, а самому Юсуфу отрубить голову, если наиб не вернётся к нему. Хаджи-Мурат решает самостоятельно либо отбить свою семью, либо погибнуть. Собрав своих людей, герой сбегает от русских, но в итоге милиция и казаки находят его укрытие. В жестоком бою опальный наиб и большая часть его людей погибают. Бездыханное тело Хаджи-Мурата рубят саблями и ножами, а после отрубают ему голову.

Краткое содержание повести «Хаджи-Мурат» представлено здесь.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон заключил свободолюбивых героев в таблицу. Если кого-то не хватило, оповестите его об этом в комментариях.

Хаджи-Мурат опальный наиб Шамиля. Отважный воин и военачальник. Независимый и гордый человек, вынужденный, однако, подстраиваться под ситуацию и идти на сделку с русскими. Любит свою семью и готов умереть за неё. Достойно встречает смерть в неравном бою.
Шамиль имам, предводитель горцев. Властный и суровый человек, умеющий привлекать людей на свою сторону. Чтит традиции, суров и бескомпромиссен. В то же время щедр и милосерден, готов простить Хаджи-Мурата, если он вернётся к нему.

Темы

Тематика повести «Хаджи-Мурат» является традиционной для книг Л.Н. Толстого. Если ее следует наполнить, напишите о недостающих темах в комментариях.

  1. Семья – герой Толстого демонстрирует читателю настоящую преданность своим родным. Хаджи-Мурат так сильно ценит свою семью, что ради их спасения сначала переходит на сторону врага, а после решается пойти, фактически, на смерть ради того, чтобы хотя бы попытаться спасти своих жён, детей и мать.
  2. Быт и нравы – Толстой демонстрирует жизнь жителей Кавказа с разных сторон, показывая и светлые, и тёмные черты. Горцы в его изображении представлены, как суровый, грубый, но не лишённый некого благородства и храбрости народ, который ничем не хуже и не лучше пришедших на их землю русских. Толстой был ярым противником войны на Кавказе, считая, что народы, живущие там, заслужили право самостоятельно вершить свою судьбу и жить так, как велят им их традиции.
  3. Нравственный выбор – на протяжении всего повествования Хаджи-Мурат вынужден делать тяжёлый выбор между своей личной привязанностью к родным, собственной гордостью и преданностью общему делу. В конце концов, он дважды делает выбор в пользу семьи, сначала переходя на сторону русских, а потом, бросаясь на спасение семьи вопреки всему и погибая.
  4. Тема природы в «Хаджи-Мурате» была замечена многими критиками:

Живому восприятию и яркому представлению о людях и событиях способствует мастерское описание Толстым обстановки действия. Природа Кавказа и средней полосы России просто и правдиво опсиана в рассказах и повестях Толстого. Пейзаж тесно связан с повествованием, с повести «Хаджи-Мурат» описание природы Кавказа тесно связано с описанием кавказской войны.» («Избранные рассказы и повести» Л. Н. Толстой, Москва-Детгиз, 1952 г. редактор Н. И. Кудряшов)

Проблемы

Проблематика рассказа «Хаджи-Мурат» тоже будет расширена, если читатель находит, что разбор можно улучшить, и знает, как это сделать.

  1. Война – военные действия на Кавказе в изображении Толстого показаны бессмысленной и ненужной авантюрой. Ни русские солдаты, ни сами горцы не испытывают бескомпромиссной ненависти друг к другу, у них нет никаких поводов убивать друг друга, а любое насилие не только не решает проблемы в регионе, но только ухудшает ситуацию. Писатель показывает, что война нужна только российскому правительству, которым движет жажда власти и новых территорий, а не забота о простых людях.
  2. Самопожертвование – все горцы из окружения Хаджи-Мурата и сам опальный наиб изображены Толстым как отважные войны, связанные узами боевого братства и личной преданностью. Каждый из них готов без каких-либо сомнений пожертвовать собой ради товарища. Толстой, восхищаясь духом горцев, осуждает тех, кто решил воевать против таких благородных людей.

Основная идея

Повесть Толстого представляет собой краткую зарисовку одного из эпизодов Кавказской войны, в которой изображены традиции и нравы горцев, а также быт русских солдат императорской армии. Смысл произведения «Хаджи-Мурат» заключается в том, что вторжение русских на Кавказ влечет за собой трагические последствия и вынуждает народ раскалываться на разные части и жить в вечной борьбе.

Через всю повесть проследует осуждение Толстым той войны, непонимание её смысла. Поэтому главная мысль повести «Хаджи-Мурат» — это осуждение власть имущих, которые развязывают войны и посылают людей на смерть ради своих амбиций.

Чему учит?

«Хаджи-Мурат» учит нас тому, как важно ценить свою семью. Автор восхваляет смелость и благородство мужчины, который всегда приходит на выручку тем, кто от него зависит.

Повесть заставляет задуматься о том, для чего все-таки нужно государство? Оно предназначено для царя или для народов, проживающих на его территории? Увы, кавказская война демонстрирует Россию не для людей, а для монарха. Ни Воронцову, ни солдатам, ни Хаджи-Мурату, ни Шамилю война не нужна. Ее продвигает один человек — царь, упивающийся собственной значимостью. Значит, общество должно стать более активным в решении государственных вопросов и не позволять лидерам использовать страну в своих эгоистических интересах.

Автор осуждает войну, показывает бессмысленность кровопролития и экспансионистских войн.

Критика

На фоне всех остальных творений Толстого «Хаджи-Мурат» не кажется чем-то важным и значительным, однако в историю эта повесть вошла как «жемчужина позднего творчества Толстого».

В одном из лучших своих последних художественных произведений — «Хаджи Мурате» (1896—1904) — Толстой сочетал остроту социальной характеристики Николая Палкина, его сановной челяди с рисовкой подлинно народных характеров, с изображением борьбы горцев Кавказа за национальное освобождение.» (Попов П., Юнович М. Толстой Л. Н. // Литературная энциклопедия. — М.: Худож. лит., 1939. — Т. 11. — Стб. 301—345.)

Цензура Российской империи не выпустила это произведение целиком, подвергнув его некоторым правкам. Только в 1917 году повесть была выпущена полностью, а чуть позже заняла своё заслуженное место в русской литературе. Заслуживает внимания фрагмент статьи из Большой Советской энциклопедии:

Присоединение Кавказа к России сопровождалось насильническими действиями, творившимися по указаниям Николая I и его сатрапов, оскорблявшими национальное чувство кавказских горцев. Эта политика самодержавия вызывала резко отрицательное отношение Толстого, ярко отразившееся в повести. Значительное место в ней занимает изображение простых русских людей из солдатской и отчасти офицерской среды, которые сами являются жертвами действий царя и его чиновников. Благородная простота и строгость стиля и языка «Хаджи-Мурата» словно воскрешают сжатую и чеканную прозу Пушкина.» (Толстой Л. Н. // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. — 2-е изд. — М.: Большая сов. энцикл., 1956. — Т. 42. — С. 578—587.)

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

комментариев 5

  1. Дарья:

    Огромное спасибо! Раздел «Чему учит» пригодился для читательского дневника. Побольше бы таких сайтов! : )

  2. Прамада:

    Спасибо за анализ.

  3. Прайм:

    О! Оказывается «СВО» была описана ещё Толстым!

    • Самый Зелёный:

      У него есть еще более интересные цитаты из статей, зеркально отражающие то, что мы видим сейчас.

  4. Валерий:

    Что то напоминает политику современного российского руководства…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *