Анализ стихотворения «Еще весны душистой нега» (А.А. Фет)

Центральное место в творчестве Фета занимает тема природа. Одним из самых интересных творений Афанасия Фета является стихотворение «Еще весны душистой нега». Многомудрый Литрекон предлагает Вам рассмотреть подробный анализ произведения по плану. 

История создания 

Одной из главных жизненных ценностей для известного поэта была природа. Данная тема была ключевой в творчестве Афанасия Афанасьевича. Автор ощущал большую необходимость в поэтическом осмыслении всех, даже порой незаметных, изменений в природном мире. Именно об одном из таких изменений Афанасий Фет рассказывает в произведении «Еще весны душистой нега». 

Когда поэт создавал свою работу, он был тесно связан с кружком «Современника». В 1854 году творение Афанасия Афанасьевича было опубликовано в журнале «Современник». Известно, что стихотворение напечатали в издании спустя несколько месяцев после его создания. В работе над сборниками и публикациями Фету помогал Ф.И. Тютчев. Правда, поэт на его вмешательство реагировал болезненно и утверждал, что чужие правки калечат его творческое наследие.

Жанр, направление и размер

Произведение Фета под названием «Еще весны душистой снега» представляет собой лирическое стихотворение. Оно является воплощением пейзажной лирики. Лирический герой замечает каждое изменение в природе. Рассуждая об окружающем мире, он погружается в него. 

В произведении можно заметить черты жанра элегии. Не секрет, что именно этот жанр был одним из любимых у Фета. Стихотворение Афанасия Афанасьевича пронизывают мотивы лёгкой грусти. Герой внимательно наблюдает за природой. Настроение лирического героя заметно поднимается в финале стихотворения, когда он замечает первые признаки весны.

Создавая свое произведение, поэт использовал сложную сплетенную рифму, можно заметить чередование женской и мужской рифмы. Для создания своей работы поэт использовал размер – ямб. Как известно, Афанасий Афанасьевич создавал свои творения в формате, продиктованном принципами «чистого искусства». Поэт воспевал красоту, природу, любовь, но проходил мимо социально значимых тем и витиеватых сюжетов.

Композиция 

Произведение «Еще весны душистой снега» включает в себя три строфы. 

  1. Первая смысловая часть стихотворения состоит из двух строф. Здесь Афанасий Афанасьевич описывает невероятную красоту зимнего пейзажа. Фет неспроста в произведении использовал слово «ещё». Этим он хотел сказать, что перед читателем предстаёт лишь временное состояние, в котором пребывает природа. 
  2. В третьей строфе автор уже намекает на появление первых признаков наступающий весны. Журавли, пролетающие с юга, символизируют наступление весеннего тепла. 

Образы и символы

Сюжет произведения «Еще весны душистой снега» состоит из сменяющих друг друга картин природы. Первая картина отображает зимнюю природу. Здесь ещё не чувствуется намёка на весну. Очевидно лишь предвкушение главного героя. Однако Афанасий Афанасьевич утверждает, что зима не будет длиться вечно. Поэт намекает на скорейшее приближение весны. 

Ключевым в стихотворении является образ поздней зимы. А вот образы липы и берёзы символизируют наступление весны. Большое значение в стихотворении также имеет образ поющего соловья, который также напоминает о скором наступлении весеннего тепла. В произведении Афанасий Афанасьевич использовал не совсем поэтические детали, однако у Фета они приобретают значение предметов искусства. Так, например, к ним можно отнести куст смородины, а также румянец на щеках красавицы. Именно эти детали указывают на то, что поэт описывает природу своего родного края. 

Важным также является образ зари. Она также олицетворяет наступление весны. 

Темы, проблемы, настроение

Важнейшее место в произведении «Еще весны душистой снега» занимает, конечно же, тема природы. Автор изобразил одно из самых прекрасных и мимолетных состояний природы, ведь она находится между зимой и весной. Земля ещё полностью не отошла от зимних морозов. Однако природа подверглась небольшим изменениям, которые намекают на скорейшее наступление тёплых дней. Поэт показывает, какую одухотворенность испытывает лирический герой в предвкушении тепла.

Наступление весны только угадывается в первых деталях. Мотив ожидания чувствуется в каждой строфе. Настроение произведения — сладостное предвкушение весны.

Основная идея 

Во время создания стихотворения «Еще весны душистой снега» Афанасий Афанасьевич поставил перед собой цель — продемонстрировать читателю эмоциональный образ природы. Помимо этого, поэт показал те мимолетные чувства, которые испытывал лирический герой в предвкушении весны. Мозаичная структура позволяет читателю уловить малейшие признаки наступления весны. Главная мысль стихотворения «Еще весны душистой снега» состоит в том, что природа едва уловимыми намеками дает человеку понять, что скоро она пробудится и оставит зиму позади.

Знаменитое произведение Афанасия Фета учит читателя восхищаться невероятной красотой естественного мира. Автор утверждает, что природа прекрасна в любое время года, поэтому необходимо следить за каждым её изменением. Поэт продемонстрировал, какие изменения происходят с природой в связи с её переходом к весне. Неспроста Афанасия Фета называли мастером пейзажной лирики. В своём произведении он отобразил всю свою любовь к природе. Таков смысл стихотворения «Еще весны душистой снега».

Средства художественной выразительности 

Тропы позволили Фету максимально точно описать природные явления. В стихотворении «Еще весны душистой снега» автор использовал три основных средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты и метафоры. 

  1. Особую яркость и выразительность стихотворению придают эпитеты («сизый румянец», «весть живая», «душистая весна» и так далее). 
  2. Пример олицетворения: «соловей не смеет запеть» 
  3. Большую роль в произведении также играют метафоры: «березник желтеет», «солнце греет», «краснеет липа» и другие.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector