Анализ произведения «Двойник» (Ф. М. Достоевский)
Ф. М. Достоевский известен в первую очередь своими большими романами: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Но Многомудрый Литрекон читал все произведения писателя. И сегодня он делится с Вами анализом по плану его ранней повести «Двойник».
Содержание:
История создания
Замысел повести «Двойник» возник у Достоевского в 1845 г. почти сразу после того, как он закончил роман «Бедные люди». В июне того же года он приступил к написанию нового произведения и в августе планировал его завершить, но работа шла не очень быстро. Повесть была дописана только в январе 1846 г. и 1 февраля вышла в журнале «Отечественные записки» с подзаголовком «Приключения господина Голядкина».
Первые главы ещё не дописанной повести Достоевский читал в кружке Белинского, где их очень высоко оценили. Но после публикации «Двойник» получил в основном неблагожелательные отзывы. Достоевский писал старшему брату в письме от 1 апреля 1846 года:
«… свои, наши, Белинский и все, мною недовольны за Голядкина. Первое впечатление было безотчетный восторг, говор, шум, толки. Второе – критика; именно: … наши и вся публика нашли, что до того Голядкин скучен и вял, до того растянут, что читать нет возможности».
Писатель, до этого считавший, что повесть ему удалась, разочаровался в ней.
Достоевский задумал переработать «Двойника», но сделать это сразу ему помешали арест и ссылка. Только в 1866 году в третьем томе его собрания сочинений вышла вторая редакция повести с новым подзаголовком «Петербургская поэма».
Жанр, направление
У современников Достоевского можно встретить определение жанра «Двойника» как романа. Сейчас литературоведы чаще называют его повестью, так как сюжет сосредоточен вокруг главного героя, нет побочных сюжетных линий, немногочисленные события происходят на узком промежутке времени и пространства.
Авторская идея выражается двумя подзаголовками «Двойника». «Приключения господина Голядкина» отсылают одновременно и к традиции авантюрного (плутовского) романа, и к гоголевскому сюжету о путешествии Чичикова. Второй подзаголовок «Петербургская поэма» также указывает на связь с «Мёртвыми душами» и вводит повесть в особый контекст «петербургских повестей», традиции которых идут ещё от Пушкина (новелла «Домик на Васильевском острове», поэма «Медный всадник»).
Повесть создана в традиции гоголевского реалистического направления 40-х годов. Достоевский опирался на опыт предшественников в разработке темы жизни Петербурга, на физиологические очерки о городе. Но его целью было изобразить не разрозненные эскизы из быта чиновников, но целостную картину петербургской действительности. Поэтому «Двойник», как и «Бедные люди», является одним из первых свидетельств увеличивающейся зрелости русского реализма.
Смысл названия
Повесть Достоевского называется «Двойник», потому что писатель в ней изобразил психическую раздвоенность героя, которая происходит из-за ущемлённого чувства собственного достоинства, из-за недовольства самим собой при высоких претензиях к жизни.
Психический двойник Голядкина – это проекция его внутренней расщеплённости.
Композиция
Композицию «Двойника» можно считать, с одной стороны, кольцевой, с другой – зеркальной.
- Кольцевая композиция: в начале повести Голядкин выезжает из дома в карете, в конце его в карете увозят в его новый дом, дом скорби. Кольцо замкнулось.
- Зеркальная композиция: в первой главе герой делает визит доктору Крестьяну Ивановичу. Голядкин хочет завязать с ним приятельские отношения. В последней главе он снова встречает доктора, но Крестьян Иванович видится ему зловещим, пугающим, едва ли не дьяволом. Он увозит несчастного сумасшедшего в психиатрическую. клинику. События повторились с точностью до наоборот.
Структура повести такова, что герой существует одновременно в двух плоскостях: в реальном мире и в его расстроенном сознании.
Суть: о чем повесть?
В общих чертах сюжет «Двойника» – это история о том, как один чиновник сходит с ума. Открытие раннего Достоевского заключается в том, что он сумел показать, какие тёмные стороны, опасные и разрушительные силы могут таиться в душе, казалось бы, безобидного «маленького человека», к каким последствиям это может привести.
Герой занимает место скромного чиновника. Он беден, одинок, незначителен, у него нет друзей и невесты. Повесть начинается с того, что он сидит на приеме у доктора и рассказывает о себе противоречивые вещи. После он уходит, но убеждает доктора в том, что пациент не готов к самостоятельной жизни. Из-за этого впечатления Голядкина вскоре заберут в сумасшедший дом, а пока он находит своего двойника — Голядкина-младшего. Тот ведет себя фривольно и оскорбительно: всячески унижает своего брата-близнеца, хотя сначала втирался в доверие и заискивал. Он присваивает себе все достижения Голядкина-старшего и выставляет его на посмешище. С каждым днем сослуживцы героя и другое его окружение все внимательнее следят за героем. Он удивляет их своим поведением. Но и он удивлен не меньше: когда он разыскивает адрес своего мучителя, он убеждается, что мучитель живет в его квартире! В итоге двойник вытесняет Голядкина-старшего, и тот попадает в больницу.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон для удобства создал таблицу, в которой представлены главные герои повести и их характеристики.
Яков Петрович Голядкин-старший | Титулярный советник. Неказист, но своей внешностью совершенно доволен. Про себя говорит, что он «человек простой, незатейливый», без наружного блеска. «Маску надеваю лишь в маскарад». При всей незначительности своей персоны думает, что у него есть враги, желающие его погубить.
Обладает чувством собственного достоинства, которое всячески пытается отстоять. Болезненно мнителен и обидчив. Голядкин – собирательный образ, который соединяет в себе два литературных типа чиновников: забитый, жалкий, но честный служака (кем он является) и ловкий плут-карьерист (кем он хочет быть). Фамилия героя образована от «голяд», «голядка», что по Далю значит «нищий, бедный». Другая версия – от слова «оглядка» с помощью метатезы. |
Яков Петрович Голядкин-младший | Двойник Голядкина-старшего. Наглый, хитрый, подлый, изворотливый. Сначала притворяется другом Голядкина-старшего, но затем строит против него козни. Постепенно вытесняет его со службы и из собственной квартиры.
Голядкин-младший воплощает собой того, кем Голядкин-старший хотел бы быть, но не решается. |
Крестьян Иванович Рутеншпиц | Доктор медицины и хирургии. «Весьма здоровый, хотя уже и пожилой человек, одаренный густыми седеющими бровями и бакенбардами, выразительным сверкающим взглядом, которым одним, по-видимому, прогонял все болезни, и, наконец, значительным орденом». В финале повести явился за Голядкиным, чтобы забрать его в сумасшедший дом. Последнему он при этом кажется воплощением дьявола. |
Берендеев Олсуфий Иванович | Благодетель Голядкина, отец Клары Олсуфьевны. «Маститый старец и статский советник Олсуфий Иванович, лишившийся употребления ног на долговременной службе и вознагражденный судьбою за таковое усердие капитальцем, домком, деревеньками и красавицей дочерью…» |
Берендеева Клара Олсуфьевна | Дочь Олсуфия Ивановича. На ней хочет женится Голядкин. Красавица, «чувствительные» романсы поет и прекрасно танцует. На балу в честь своего дня рождения явное предпочтение оказывает асессору Владимиру Семёновичу. Потом якобы пишет Голядкину пишет письмо с признанием в любви и просьбой увезти её из родительского дома. |
Владимир Семёнович | Коллежский асессор, племянник начальника отделения, где служит Голядкин. Главный претендент на руку Клары Олсуфьевны. |
Генерал | Начальник департамента, в котором служит Голядкин. К нему Яков Петрович обращается за защитой от Голядкина-младшего. |
Темы
В «Двойнике» Достоевский поднимает следующие темы:
- Тема двойничества. Человеческая душа соединяет в себе противоположные начала. Он писал в письме Е.Ф. Юнге: «Что Вы пишете о Вашей двойственности? Но это самая обыкновенная черта у людей… не совсем, впрочем, обыкновенных. Черта, свойственная человеческой природе вообще, но далеко-далеко не во всякой природе человеческой встречающаяся в такой силе, как у Вас… Это большая мука, но в то же время и большое наслаждение».
- Тема маленького человека. В «Двойнике» Достоевский дальше развивает образ «маленького человека». Это уже не просто «ветошка», страдающая под гнётом государственной машины. Это человек с самосознанием, который начал задумываться о себе как о значимой величине, начал выделять себя из общей массы чиновничества.
- Тема Петербурга — одна из центральных в творчестве Достоевского. Это город двойственен по своей сути, реальность в нём смешивается с фантастикой. Раздвоенный сам, он обрекает человека на двойственность души. Он плодит не то реальных, не то призрачных двойников. Отчество главного героя ясно даёт понять, что он – сын Петербурга, сын Петра-основателя.
Проблемы
Проблемы, которые затрагивает писатель в повести «Двойник»:
- Проблема поиска своего места в мире. С самого начала в Голядкине борются два желания: желание противопоставить себя лицемерному и несправедливому обществу («…я иду своей дорогой, особой дорогой, …не от кого не завишу», «иду я… прямо, открыто и без окольных путей») и желание быть его частью («он как все, …он не хуже других»). Это противоречие одна из причин, почему герой сходит с ума.
- Проблема обезличивания человека. Система общества построена так, что она принижает и обезличивает человека. Он низводится до уровня грязной «ветошки». Но герой осознаёт, что у него есть свобода воли, он стремится заявить о своём существовании и праве на счастье. Чтобы утвердить себя в этом мире, Голядкин вынужден встать перед выбором своей человеческой сущности: быть честным, но незаметным или же успешным, но лживым.
- Проблема бездуховности раскрывается на примере чиновничества. Голядкин – представитель этого социального организма. Он стремится к свободе, но его свобода не выходит за границы этой системы. Поэтому Голядкин-младший, который воплощает собой человека, каким хотел бы быть Голядкин-старший, далёк от идеала высокодуховной личности. Самое главное его желание – занять высокое положение в обществе. Он идёт по пути внешнего преображения, материального, но не внутреннего, духовно-нравственного.
Основная идея
Смысл повести «Двойник» заключается в том, что в любом человеке, даже самом неприметном, существует скрытое от него самого «подполье», «двойные» мысли и желания. Это обусловлено не столько социальной средой или личными качествами, сколько тем, что человеческая природа сама по себе непредсказуема и противоречива. Это вечная борьба добра со злом. И невозможно предсказать, кто победит.
Главная мысль повести «Двойник» — это многогранность человеческой личности, которую разрывают противоречия желаний и возможностей, личных принципов и навязанных стандартов поведения, активности и пассивности, смелости и трусости. Если мы не будем работать над собой и пустим развитие личности на самотек, то эти внутренние войны могут закончиться в сумасшедшем доме. Каждому человеку необходимо духовное становление.
Чему учит?
Повесть «Двойник» заставляет задуматься о том, что в каждом из нас есть тёмная сторона, то, что мы подавляем, с чем боремся, но что всё равно может вырваться наружу. Избавиться от этой части своей сущности невозможно. Но если признать и принять её в себе, то получится её обуздать. Для этого необходимо работать над собой, развиваясь всесторонне.
Достоевский учит нас тому, что человек не может ограничиться набором служебных функций и физиологическим описанием. Он должен анализировать себя, стремиться к подавлению своих темных сторон и развитию светлых. Личность должна уделять внимание своему внутреннему миру и духовно обогащаться. Если же мы ограничим нашу натуру карьерными интересами и бытовыми заботами, то все нездоровое, мрачное, злое, что дремлет в тени, может вырваться наружу.
Критика
Первые критики (Ап. А. Григорьев, С. П. Шевырёв, К. С. Аксаков, И. В. Брант) сочли «Двойника» произведением неудачным и в плане содержания, и в художественном отношении. В нетрадиционной форме повествования, где реальная действительность смешивается с больным сознанием, они увидели слабую попытку подражать Гоголю и Гофману. Непривычным для них оказалось и то, что писатель изобразил неадекватные проявления психофизической природы человека. Григорьев писал: «Двойник» – сочинение патологическое, терапевтическое, но нисколько не литературное…». Они не поняли, что Достоевский вывел новый тип «подпольного» человека.
В целом положительный отзыв дал о «Двойнике» Белинский, делая скидку на молодость и неопытность автора: «…характер героя принадлежит к числу самых глубоких, смелых и истинных концепций, какими только может похвалиться русская литература». Критик отметил и новаторскую манеру изложения: повесть рассказывается от лица автора, но языком главного героя.