Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» (А.А. Ахматова)
Анна Андреевна Ахматова являлась известной поэтессой Серебряного века. Ахматова была значительной фигурой отечественной литературы двадцатого столетия. Известно, что стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» относится к раннему периоду творчества Ахматовой. Рассмотрим поподробнее анализ стихотворения по плану.
Содержание:
История создания
Не секрет, что для Анны Ахматовой 1917 год выдался непростым. Поэтесса тяжело переживала разлад с супругом. Также Ахматова начала сомневаться в собственном таланте, несмотря на то, что её творения очень высоко ценили литературные критики и публика.
Сильные переживания Анны Андреевны обусловили создание произведения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник». Поэтесса понимала, что её брак постепенно распадается. Она испытывала глубокое разочарования из-за того, что позволила себе питать сильные чувства к Николаю Гумилеву. Сердце Анны Ахматовой оказалось разбитым.
Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» было опубликовано в сборнике под названием «Белая стая». В этом произведении Анна Ахматова предстала в новой поэтической ипостаси.
Жанр, размер
Произведение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» представляет собой лирическое стихотворение. В своём произведении поэтесса рассказала о своих собственных чувствах и личных переживаниях. Ахматова в образе лирической героини изобразила молодую женщину, которая разочаровалась в самом прекрасном чувстве.
Благодаря трехстопному анапесту стихотворение Ахматовой приобрело форму размышления. Таков размер стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник».
Свое произведение Анна Андреевна создала в духе акмеизма. Здесь можно проследить такие важные признаки данного литературного направления, как лексическая точность, материальность образом, приземленность темы.
Композиция
Композиция произведения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» имеет линейную структуру.
- В первой строфе читатель наблюдает за эмоциональным состоянием лирической героини, а также осознает время действия. Поэтесса пытается себя убедить в том, что любви, на самом деле, нет. Как считает Ахматова, это высокое чувство было придумано людьми.
- Во второй строфе Анна Андреевна показывает разочарования главной героини. Поэтесса утверждает, что любовь была создана «бездельниками», которые, поверив в неё, стали страдать от своей фантазии.
- В третьей части поэтесса заключила основную мысль своего произведения. Из-за утраченной иллюзии любви Анна Ахматова потеряла возможность «просто жить». Она больше не может искренне радоваться каждому прожитому дню. Главная героиня считает, что к ней пришло осознание о несуществовании любви. Однако это прозрение, по её мнению, может познать не каждый.
Образы и символы
Система образов в произведении «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»довольно проста. Центральными в стихотворении являются два образа — образ лирической героини и образ любви.
В образе главной героини Анна Андреевна отразила свои собственные мысли и переживания. Читатель пристально наблюдает, как юная девушка, которая верит в любовь, становится опытной и мудрой женщиной. Лирическая героиня переосмысливает свое отношение к самому светлому и прекрасному чувству и приходит к мысли о его отсутствии. Знакомясь с произведением, читатель ощущает, что в нем нет начала и конца. Благодаря этому приёму поэтесса дала возможность читателю самому придумать, что произошло с лирической героиней.
Довольно интересным является образ любви. Главная героиня считает, что любовь является выдумкой, которую люди поддерживают от лени или скуки. Они живут по инерции и не понимают, что чувства — иллюзия. Этот горестный вывод является тайной, познать которую могут лишь избранные. Также поэтесса эту догадку сопоставляет с болезнью, которая не поддаётся лечению.
Темы, проблемы и настроение
Центральное место в произведении «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»занимает тема разочарования в любви. Лирическая героиня очень тяжело переносит это разочарование. Поэтесса чувствовала себя несчастной. В представлении главной героини светлое чувство является сказкой, которую создали «бездельники».
Проблема легковерности ленивых или соскучившихся людей приводит к тому, что миф о любви стремительно распространяется. Никто уже не задается вопросом, зачем ходить на свидания и бояться разлук? Все восприняли обман как данность.
Настроение произведения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» — раздраженное. Героиня явно переживает личную драму и недоумевает, как могла попасться на удочку?
Основная идея
Главная мысль произведения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»довольно проста. Ахматова пытается убедить читателя в том, что любовь — выдумка праздного ума, которая не оправдает возвышенных ожиданий. Поэтесса заявляет, что человек, который погрузился в «океан» любви, ни в коем случае не должен растворяться в нем без остатка. Чувство, придуманное бездельниками, не может быть совершенным.
Но смысл стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» состоит и в том, что открытие героини принесло ей болезненные ощущения, а не освобождение. Отсутствие любви лишь расстроило ее нервы. Она ощутила лишь раздражение и тишину внутри себя.
Средства художественной выразительности
Стихотворение Ахматовой не богато вычурными и затейливыми тропами. Чтобы передать внутреннее состояние лирической героини, поэтесса использовала всего три средства выразительности.
- Очень выразительным является эпитет («любовные песни»).
- В произведении также присутствуют сравнение («как будто больна») и метафора («и почиет на них тишина»).
Стоит упомянуть и парцелляцию в самом названии стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник». Она задает произведению особый рваный ритм и передает душевное смятении героини.
Читатель замечает, что анализируемое произведение не теряет своей лиричности из-за того, что Ахматова в нем использовала мало тропов. Наоборот, благодаря этим трём средствам выразительности у Анны Андреевны получилось создать поистине лаконичное стихотворение. Поэтесса максимально точно передала внутренние переживания своей героини.
Автор: Виктория Комарова