Анализ стихотворения «Чудная картина» (А.А. Фет)

Лучший способ быстро оценить лирику Фета — это взглянуть на анализ стихотворения Фета «Чудная картина» по плану. В нем изложены основные элементы художественного произведения, которые расставлены по полочкам и обозначены кратко. Многомудрый Литрекон желает Вам приятного просвещения!

История создания

Стихотворение А. А. Фета «Чудная картина» довольно короткое. За это в сторону поэта литераторы высказывали своё недовольство. Дело в том, что навязывание своего видения читателю Фет считал излишним. В его раннем творчестве эта позиция выражена особенно ярко, о чём и свидетельствует «Чудная картина», написанная в 1842 году (поэту на тот момент было всего 22 года).

Поэт делится впечатлениями от ночной поездки. Надо сказать, он был ещё совсем юн, и его мечты отличались чистотой, свежестью. То, что для других было обыденностью, его приводило в восторг. Он был человеком с тонко чувствующей душой и умел поделиться с читателем своим мироощущением с помощью минимальных художественных приёмов.

Жанр, направление, размер

«Чудная картина» — лирическое стихотворение, оно относится к пейзажной лирике (т. к. перед нами описание природы, а другие мотивы фактически отсутствуют).

Произведение написано трёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой, оно состоит всего из восьми строк, разбитых на 2 четверостишия.

Композиция

Композиция стихотворения «Чудная картина» довольно проста: стихотворение не разделено по смыслу на несколько частей. Поэт любуется зимним пейзажем ночью, и, хотя неизвестно, где Фет жил во время написания этих строк, читатель узнаёт что-то родное, русское. «

Как ты мне родна…», — пишет автор, изображая равнину, покрытую снегом, полную луну, небесный свет и одинокий бег саней. Перед читателем предстают просторы страны.

Образы и символы

В произведении «Чудная картина» мы встретим «саней … одинокий бег». Этот образ символизирует Россию. Перед читателем тут же вырисовывается картина русской тройки. Отметим также, что бегущие сани – единственное движение в стихотворении. Возможно, сам автор сидел в санях и чувствовал одиночество посреди ночной темноты.

Ещё один образ – луна, символизирующая человеческую душу. Таким образом вырисовывается картина объединения природы и человека.

Лирического героя стихотворения «Чудная картина» мы ощущаем незримо. Мы видим пейзаж его глазами — влюбленными глазами молодого человека, который видит красоту своей родины и стремится ее передать.

Темы, проблемы и настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Чудная картина» описаны лаконично:

  • Тема природы — основная в произведении. Автор описывает чудесный зимний пейзаж и открывает читателю его подлинную красоту.
  • Помимо описания зимнего пейзажа, поэт обращается к теме одиночества. Больше всего оно ощущается именно ночью, когда всё будто бы замирает (неспроста автор не использует ни одного глагола). Однако одиночество не тяготит лирического героя, и даже наоборот – вдохновляет его.
  • Что делает человека счастливым? К этой проблеме обращается в стихотворении поэт и находит ответ, наблюдая за красотой природы. Казалось бы, вокруг всё так привычно, но порой истинное удовольствие нам доставляет то, на что мы иногда даже не обращаем внимания.

Основная идея

В центре внимания поэта — красота природы зимой и любовь к родному краю. Смысл стихотворения «Чудная картина» — разделить с читателем восхищение красотой зимнего пейзажа, выразить гармонию человека и природы.

А.А. Фет исповедовал идеалы «чистого искусства», поэтому не писал стихотворений на злободневные темы и не закладывал в них какие-то тайные подтексты, чтобы заморочить голову цензору. В его поэзии все буквально: посмотрите на «Чудную картину» и полюбуйтесь ею! Такова главная мысль.

Средства выразительности

Создавая зимний пейзаж, поэт использует много эпитетов: «чудная картина», «картина родна», «белая равнина», «высокие небеса», «блестящий снег», «одинокий бег». Какие же еще тропы можно найти в стихотворении «Чудная картина»?

  1. Инверсия («небес высоких», «саней далеких») как бы выстраивает гармонические ряды трехстопного хорея;
  2. Олицетворение встраивает в стихотворение мотив пути («саней… бег»);
  3. Характерные для лирики Фета перечисления простых назывных предложений в составе сложного позволяют предельно упростить произведение, нарисовав его размашистыми штрихами. Перед нами живопись в литературе, ведь после прочтения мы представляем себе чудесные картины.

Автор: Мэри Лепсая

Читайте также:

комментария 2

  1. негативный:

    спасибо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *