Анализ рассказа «Акула» (Л.Н. Толстой)

Рассказ «Акула» – одно из произведений Льва Николаевича Толстого, написанное для детей. В нём писатель рассказывает о мужестве и решительности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения по плану. 

История создания 

В 1859 году Л.Н. Толстой основал школы крестьянских детей в Ясной Поляне, желая создать свою систему образования. Позднее, в 1862 году, писатель начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», где печатались тематические статьи. Также автор издал два сборника детской литературы «Азбука» и «Новая азбука», в которых содержались авторские рассказы, переложения басен и сказок. 

Л.Н. Толстой написал рассказ «Акула» в 1875 году. Произведение вошло в сборник детских рассказов автора «Новая азбука». В таких небольших произведениях автор пояснял многие из своих сложных мыслей. Читая короткие истории, людям было гораздо легче их понять.

Жанр, направление

«Акула» – детский поучительный рассказ, который на примере главных героев поможет ребёнку понять причины, повлёкшие за собой произошедший случай, и сделать для себя нравственные выводы.

Реализм был направлением, которое определило вектор развития творчества Л.Н. Толстого. И данное произведение — не исключение.

Смысл названия

Рассказ назван «Акула» потому, что эта морская хищница была главной проблемой и точкой наивысшего напряжения в произведении. Её появление стало центром сюжетной линии, без её участия не было бы развития и кульминации рассказа.

Композиция

Композиция в рассказе Л.Н. Толстого «Акула» является линейной. В произведении можно выделить несколько частей, которые идут в прямой последовательности. 

  1. 1-я часть представляет собой экспозицию: описание места, где происходило событие. Автор в общих чертах описывает, где стоял корабль, какая была погода и время суток.
  2. 2-я часть показывает завязку, начало действия героев: капитан разрешил купаться матросам, и те сделали из паруса купальню, а мальчики плавали неподалёку.
  3. 3-я часть указывает на развитие действия, когда акула была привлечена движением ребят, а старый артиллерист переживает за детей и начинает искать выход из этой ситуации.
  4. 4-я часть открывает перед читателем кульминацию: артиллерист стреляет из пушки в акулу.
  5. 5-я часть представляет в рассказе развязку – счастливый финал, в котором, после того, как рассеялся дым от выстрела, становится ясно, что дети спасены.

Суть: о чём рассказ? 

Российский корабль стоял на якоре у берега Африки. Была чудесная погода. Так как вечером стало жарко, то на заходе солнца капитан разрешил матросам купаться. С радостью матросы прыгнули в воду, опустили в воду парус, привязали его и соорудили купальню. На корабле, кроме матросов, было два мальчика. Они тоже прыгнули в воду, но в парусе было тесно, и они поплыли в открытое море. Мальчишки наперегонки поплыли к бочонку под якорем. Один из мальчиков стал отставать от своего товарища. Его отец, немолодой артиллерист, любовался своим сыном и подбадривал его криком. И тут с палубы раздался возглас: «Акула!» В воде была видна спина хищницы. Она приближалась к мальчикам. Артиллерист закричал: «Назад! Вернитесь!». Дети не слышали и весело плыли дальше. Матросы на лодке кинулись догонять мальчиков. 

Дети увидели акулу. Один из них испугано закричал, и мальчики поплыли в разные стороны. Артиллерист решил действовать. Он быстро зарядил пушку, прицелился, выстрелил и закрыл лицо руками. На палубе все ждали со страхом, когда рассеется над водой дым от выстрела. Вскоре раздались радостные возгласы. Артиллерист открыл лицо и посмотрел на море. Он увидел на волнах мёртвую акулу. 

Главные герои и их характеристика

Характеристика главных героев представлена в списке:

  1. Артиллерист – решительный и смелый мужчина, который обладал меткостью и ловкостью, смог убить акулу одним выстрелом, тем самым спас мальчиков. «Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль <…> … артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками».
  2. Мальчишки – весёлые беззаботные ребята. Они купались, смеялись и были так воодушевлены своим занятием, что не заметили, что к ним приближается акула. «Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем. <…> …ребята не слыхали его [крика], плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего».

Темы

В сюжете рассказа можно выделить несколько тем, переплетающихся друг с другом.

  • Мужество – основная тема произведения Л.Н. Толстого. В острый критический момент в старом артиллеристе сконцентрировались жизненный опыт, хладнокровие, обладание профессиональными качествами, сила воли. Человек собрался и сделал то, что должен был сделать.
  • Любовь к своему ребёнку – вторая тема рассказа. Артиллерист был очень взволнован, когда увидел, что его сыну угрожает опасность. Желание спасти своего ребёнка дало ему ещё больший стимул к действию. 

Проблемы 

В рассказе «Акула» затронута проблема воспитания и родительской ответственности за жизнь детей. Безответственность со стороны взрослых, которые заранее не подумали о том, что может случиться с ребятами, не остановили их и не вернули в безопасное место, то есть в купальню, сделанную из паруса. Такова нравственная проблематика произведения «Акула».

Основная идея 

Л.Н. Толстой в своём рассказе хочет донести до читателя то, что во время ситуации, грозящей опасностью, важно сохранять спокойствие и самообладание, проявить смекалку и решительность для того, чтобы уверенно пойти на риск и не впасть в состояние ступора или паники. 

Это смелое поведение в сложный момент поможет выйти победителем. Такова главная мысль и смысл произведения «Акула». 

Чему учит? 

Из рассказа «Акула» Л.Н. Толстого можно вынести мораль. На примере артиллериста автор преподаёт в своём произведении нравственные уроки: в тяжёлых моментах жизни необходимо проявлять отвагу, предприимчивость и духовную силу. Он также напоминает о необходимости правил безопасности, чтобы не попасть в беду. Мальчики бросились в воду и плавали отдельно от матросов, вне защищённого места для купания. Взрослые не препятствовали детской прихоти, поэтому с ребятами произошёл такой драматический случай, который, к счастью, благодаря старому артиллеристу, закончился хорошо. 

Писатель на примере мальчиков заставляет задуматься о том, что нельзя подчиняться своему эмоциональному порыву, а быть рассудительными и осторожными. Такой вывод можно сделать из прочитанного.

Художественные особенности

Рассказ «Акула» написан понятным языком, чтобы детям было проще ориентироваться в происходящих событиях. Повествование ведётся от первого лица множественного числа – «мы». В произведении Л.Н. Толстого можно выделить художественные особенности, характерные для детского поучительного рассказа.

Цель произведения, поставленная автором, – научить, поэтому в нём не описана внешность персонажей, в нём практически отсутствуют диалоги и друг за другом идут динамичные действия героев. Функция текста – воздействующая. Автор доносит до читателя информацию, которая выступает в виде нравоучения. 

В рассказе есть описание эмоций. Мальчики подняли визг, увидев неподалёку от себя акулу. Артиллерист был бледен, когда испугался за детей, а когда выстрелил из пушки, то закрыл лицо руками. При этом автор рассказывает о событиях и чувствах героев беспристрастно и объективно. 

В рассказе использованы тропы для усиления художественной выразительности текста: 

  1. Сравнение: «точно из топлёной печки несло на нас горячим воздухом», мальчики «как ящерицы, вытягивались в воде», «артиллерист, бледный как полотно».
  2. Метафора: «пронзительный визг».
  3. Олицетворение: «визг <…> разбудил артиллериста».

Автор: Диана Танцур

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector