Жена городничего в пьесе «Ревизор» (Н.В. Гоголь)
(442 слова) Жена городничего, Анна Андреевна, занимает особое место среди персонажей пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор«. Её образ представляет собой яркий пример того, как мелкие амбиции, поверхностные увлечения и желание казаться лучше, чем есть на самом деле, становятся ключевыми чертами характера. Анна Андреевна выступает как зеркало социальных недостатков, высмеиваемых автором.
Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская— женщина провинциального общества, не привыкшая к большим событиям и столичным развлечениям. Её поведение и образ мыслей подчёркивают её мелкобуржуазное происхождение. Она тщеславна и суетлива, её больше волнует внешний блеск и собственная значимость, чем реальное положение дел в городе. Гоголь даёт её портрет крупными мазками, показывая, как в ней сочетаются житейская хитрость, стремление быть центром внимания и полное отсутствие глубины характера. Вот как автор ее описывает:
«…Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. «
Анна Андреевна живёт в мире иллюзий. Она мечтает о жизни в высшем обществе, о роскоши и признании, которые ей недоступны. Её воображение разыгрывается, когда в город приезжает Хлестаков. Для неё он — воплощение той самой «столичной жизни», к которой она стремится. Анна Андреевна быстро попадает под его обаяние, забывая о реальности. Её попытки произвести впечатление на Хлестакова выглядят комично: она меняет наряды, любезничает и старается показать свою «значимость».
Жена городничего играет важную роль в раскрытии общего комического конфликта пьесы. Её амбиции и стремление к светскому блеску подчеркивают пустоту, царящую в жизни провинциального общества. Её поведение с Хлестаковым демонстрирует, как легко ложь и притворство находят почву среди людей, стремящихся казаться лучше, чем они есть на самом деле.
«…Ну, Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом. Он столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего‑нибудь не осмеял…»
В отношениях с мужем Анна Андреевна проявляет себя как женщина, желающая управлять и доминировать. Она постоянно вмешивается в дела городничего, даёт советы, от которых тот устает, но не решается противостоять ей. Её желание показать себя «знатной дамой» распространяется даже на семью: она командует дочерью, ставя перед ней свои амбиции и мечты.
«…Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти и нужно бы только этак зажмурить глаза…» — рассуждает героиня
Анна Андреевна — это своеобразный символ пустой претенциозности. Гоголь с иронией показывает, как её мечты о «великосветской жизни» вступают в конфликт с реальностью её положения. В финале пьесы её разочарование и страх разоблачения выглядят особенно остро, ведь рушатся не только надежды, но и её представления о собственном статусе.
Таким образом, образ Анны Андреевны помогает Гоголю высмеять общественные пороки: жажду тщеславия, поверхностное отношение к людям и вечное желание казаться, а не быть. Её роль в пьесе — это не только источник комического эффекта, но и важный элемент сатирического замысла автора.