Сочинение: Защита человеческой личности в романе Дубровский (А.С. Пушкин)

(389 слов) В романе «Дубровский» Пушкин исследует вопросы свободы человеческой личности, выбора и справедливости.

Действие разворачивается в 1820-е годы, и Пушкин отражает все реалии жизни того времени в тексте произведения. Читатель видит, как один самовластный помещик может из-за личной обиды отнять имение у другого, тем самым фактически убив его; видит, как Троекурова боятся все представители власти и делают то, что он велит, не заботясь о справедливости. Как люди, долгие годы служащие одному барину, который, по-видимому, относился к ним хорошо, оказываются проданы другому. До отмены крепостного права ещё пройдёт много времени, и во многом, именно благодаря тому, что эта тема поднималась в литературе, общественность, наконец, осознала бедственное положение, в котором оказались крепостные.

Идеи гуманного отношения к личности человека пронизывают все страницы романа. Невозможно не сочувствовать Дубровскому и его отцу, зная, каким образом у них было отобрано имение. Невозможно смотреть на терзания юной девушки, которую против воли выдают замуж за человека намного старше её. Идея беспрекословного подчинения рефреном повторяется в тексте: крепостные подчиняются барину, находясь в зависимом положении, Марья вынуждена покорится отцу. То есть идея управления другим, как лишённым права выбора, присутствует, как в семье, так и в обществе в целом. Обращать внимание на страдания юной девушки или крепостных – не принято. Сердце Троекурова сжимается от просьб дочери, но он и не думает отменять своего решения, наоборот, спешит поскорее обвенчать её. Человеку того времени, особенно консервативно настроенному, такой порядок вещей видится вполне оправданным, и любые попытки пошатнуть рамки его представлений вызывают недоумение или даже ярость. Марья Кирилловна может спастись лишь, сбежав от отца; Владимир Дубровский, лишённый законного наследства, вынужден вести существование разбойника; крепостные, и так находясь в неволе с рождения, не могут даже отстоять своё право выбрать того, кто будет над ними властвовать. Все эти примеры автор не просто придумал, они существовали в жизни его современников. И лишь немногие люди, по природе своей склонные уважать другого, независимо от его общественного положения, выступали против распространённых представлений и взывали к гуманности других людей.

Пушкин стремится показать ценность человеческой жизни. Марья и Владимир могли быть счастливы, если бы Троекуров нечестным путём не отобрал имения, или если бы он был способен выслушать дочь, признать её право быть выслушанной, и главное – иметь возможность самой выбрать спутника жизни. Но Кирилла Петрович не способен на это. И не способен именно потому, что родился и жил в обществе, где нет понимания ценности жизни другого человека, его неотъемлемого права на уважение и свободу.

Автор: Таисия Ишниазова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *