Сочинение: Язык в комедии Ревизор (Н.В. Гоголь)

(422 слова) Николай Васильевич Гоголь принадлежит к числу величайших русских классиков, он оказал сильное влияние на отечественную культуру. Несомненно, все мы знакомы с одним из лучших произведений Николая Васильевича, которое было написано в 1836 году, — с комедией «Ревизор».

Язык же в этой комедии является тем самым чудодейственным средством, которое помогает нам различать типажи характеров. Разберем это явление на примере городничего, он умнее других чиновников: по описанию не только мог обмануть искусных хитрецов, но и обвел вокруг пальца трех губернаторов. В активный словарный запас городничего входят: обороты делового стиля (уведомить, достоверные, рапорт), просторечные слова (нейтральной окраски: этакие, худо, слышь; негативной окраски: рожа, старый чорт, свиные рыла).

Также он использует разные устойчивые выражения: религиозного характера («Что вы, господь с вами!»), бюрократического («Обязанности мои, как градоначальника здешнего города…»), даже книжного характера («Нет человека, который за собою не имел бы каких-нибудь грехов. Это уж так самим богом устроено»), а ещё просторечного («Знаем, в чей огород камешек бросает!»).

Чаще всего интонация этого героя остается спокойной и рассудительной, с дружескими советами своим коллегам-чиновникам. Разберем те случаи, когда его она меняется. При первой встрече с «ревизором» он внешне крайне вежлив, в этой обходительности даже прослеживается страсть: «Осмелюсь ли спросить: куда и в какие места ехать изволите?». В сторону же он говорит расчетливо, оценивая каждое слово собеседника, тщательно взвешивая обстоятельства: 

«В Саратовскую губернию! А? и не краснеет! О, да с ним нужно ухо востро!». 

При встрече же с солдатами и слугами как бы снисходит до них своей интонацией. А в разговоре с купцами его голос приобретает злорадные, даже грубые нотки: 

«А здорово, соколики!.. Семь чертей и одна ведьма вам в зубы». 

С женой и дочерью он, напротив, очень нежен. И, наконец, в последнем монологе его волнение и возбуждение доходит до исступления, он озлоблен и полностью сокрушен своими ошибками: 

«Вот смотрите, весь мир, всё христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь колокольчиком заливается по всей дороге! Вот что обидно! …Эх вы! Узлом бы всех завязал, в муку бы стер…»

Все наши наблюдения ясно очертили образ городничего, который начинал свою службу с малого, но пробил себе в итоге дорогу с помощью острого, изворотливого ума плута. Внешне этот типаж как бы отшлифовало постоянное общение с дворянством и чиновничеством, однако по сути своей он так и остался человеком резким, далеким от культуры и хорошего воспитания.

Таким образом, на примере городничего, мы можем видеть, что Гоголь работал над каждой репликой своих персонажей для того, чтобы передать жизнь, эмоциональность, сделать каждую из них выразительной. В его бессмертной комедии прослеживается общественное и личностное начало, сугубо собственное и распространенное в характере каждого героя. 

Автор: Василиса Шатыбелко

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector