Сочинение: Взгляды на воспитание Простаковой и Стародума (Д. И. Фонвизин)

(528 слов) Знаменитая комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» довольно быстро стала популярна у читателей благодаря ярким героям и актуальному во все времена сюжету. Автор затронул в произведении множество важных проблем и тем, среди которых особенно выделяется тема воспитания. Раскрывается она с помощью двух персонажей: госпожи Простаковой и господина Стародума.

Простакова — жестокая помещица, которая держит собственных слуг и членов семьи (в особенности мужа) в страхе. Она не стесняется в выражениях, грубит и даже применяет физическую силу, считая это хорошим способом сохранить власть в своих руках.

«С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!» — так она оправдывает свой крайне непростой характер.

Единственный человек, которого Простакова, можно сказать, любит, хоть и очень своеобразно, — это сын Митрофанушка. Но и он не смог избежать негативного влияния со стороны матушки.

Так, невежественная, малограмотная помещица не считает образование значимой частью жизни человека. Героиня прямо говорит о том, что постигать различные науки нужно только потому, что так модно, «для вида». Именно поэтому она нанимает для Митрофана самых бесполезных преподавателей. Тех, которые будут снисходительно относиться к ее ребенку и отсутствию у него малейшего стремления к знаниям.

«…Без наук люди живут и жили…» — данная фраза как раз и подчеркивает позицию Простаковой.

Зато помещица сама дает более «полезные» советы сыну. По ее мнению, он должен быть жадным, эгоистичным и безразличным к окружающим.

Несложно догадаться, какая личность может получиться в результате подобного воспитания. Наглядным примером служит сам Митрофанушка. Ему всего 15 лет, но он уже проявляет жестокость по отношению к близким, ленится и манипулирует людьми. Юноша даже не умеет нормально читать, но уже прекрасно понимает, как заставить мать делать все, что ему захочется. Для этого нужно всего лишь применить пару угроз:

«Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали…»

Еще один метод воспитания, который использует Простакова — чрезмерная опека. Она испытывает настолько сильные родительские чувства к сыну и так настойчиво заботится о нем, что практически лишает Митрофана возможности стать взрослым, самостоятельным и сознательным человеком.

Совсем других взглядов придерживается Стародум. Как и грозная помещица, он не слишком образован, но при этом кажется гораздо более мудрым. Не последнюю роль в формировании его моральных ценностей сыграл отец, который когда-то вложил в свое дитя понятия чести, достоинства и справедливости.

«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время…»

Данному правилу Стародум старается следовать на протяжении всей жизни вопреки трудностям, с которыми приходится сталкиваться.

В одной из реплик герой осуждает Простакову и ей подобных, обличая безнравственность и порочность. Он утверждает, что если родители морально бедны, то и своих детей ничему хорошему, полезному научить они не смогут.

«И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет?»

Широко распространенное желание заполучить высокий пост и стать богатым — вот что, в первую очередь, способно полностью развратить личность.

Таким образом, в «Недоросле» Фонвизин изображает сразу две точки зрения на воспитание. Они совершенно противоположны друг другу и ведут к разным результатам.

Писатель показывает, что мыслить так, как Простакова, неправильно, и подтверждает это примером неблагодарного Митрофанушки. Сам автор занимает сторону Стародума и просит родителей уделять внимание вопросам нравственности в воспитании нового поколения. Ведь только тогда удастся построить здоровое, прогрессивное и неравнодушное общество.

Автор: Инна Колокольникова

Читайте также:

1 комментарий

  1. Лео:

    Неплохо, спасибо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *