Виды гаданий в балладе В. А. Жуковского «Светлана»
(326 слов) В балладе «Светлана» В. А. Жуковский подробно описывает различные виды святочных гаданий, которые были распространены в русской народной традиции. Эти гадания не только показывают особенности народного быта, но и играют важную художественную роль: они помогают раскрыть состояние души героини и передают атмосферу таинственной ночи перед Крещением.
Первое гадание, с которого начинается баллада, — это веселое групповое гадание девушек. Они собираются вместе и пробуют узнать свою судьбу с помощью простых действий: слушают звуки под окнами, бросают башмачок, растапливают воск. Эти обряды описаны легко и празднично. Подружки смеются, перебрасываются словами, для них гадание — игра и народная забава. Такой фон подчеркивает, что для большинства девушек будущее не кажется страшным: они верят, что судьба принесет им радость.
Однако главная героиня — Светлана — подходит к гаданию иначе. Она грустит по жениху, который долго не подает вестей. Именно поэтому она решается на другое, более серьезное гадание происходит у зеркала. Это второй и самый значимый вид гадания в балладе. Девушка садится перед зеркалом в полночь, держа в руках свечу. Это гадание считалось самым опасным, потому что, по поверью, в зеркало можно увидеть не только суженого, но и потусторонние силы. Жуковский создает атмосферу тревоги и тайны: тишина, отражение огня, ожидание чуда или ужаса.
Вместо ответа зеркала Светлане является страшный сон. Это третий вид гадания — видение, или гадание через сон, которое в народной культуре понималось как откровение судьбы. В этом сне оживают самые сокровенные страхи героини: поездка с женихом по зимней ночи, мрачная церковь, гроб и мертвец. Сон становится испытанием души, символом внутреннего страха потери. Но он же и проверяет ее духовную стойкость: Светлана молится и сохраняет кротость сердца.
Таким образом, в балладе присутствуют три вида гадания: веселые девичьи обряды, опасное гадание у зеркала и гадание-видение через сон. Каждое из них несет свой смысл: первые передают народный быт, второе — внутреннюю тревогу героини, третье — раскрывает её душевное испытание. Жуковский показывает, что гадания не дают человеку ясного знания о судьбе. Истинное же утешение и свет приходят только через веру и надежду, которые помогают Светлане дождаться счастья и возвращения жениха.
