Сочинение: Учителя в рассказе «Человек в футляре» (А. П. Чехов)

(463 слова) Рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре» входит в серию произведений «Маленькая трилогия». Объединяет эти рассказы идея о том, что закрытый, замкнутый образ существования вредит как самому человеку, так и обществу. Боязнь реальной жизни, нежелание активно вмешиваться и что-то решать ведёт к разрушению личности и социальному застою. В рассказе «Человек в футляре» перед нами проходит галерея человеческих типажей – учителей гимназии. Казалось бы, все они должны быть людьми передовых взглядов, какими всегда являлись представители русской интеллигенции, но пошлость, праздность и закоснелость проникли даже в их среду.

Самым ярким и запоминающимся является, конечно, образ преподавателя греческого языка Беликова. Этот человек настолько непривлекателен для автора рассказа, что Чехов не дал ему имени и отчества. Он даже не даёт нам возможности взглянуть этому персонажу в глаза: «Он носил тёмные очки». Чем же так неприятен Беликов? Это тщедушный человек маленького роста, уже немолодой. Он всегда «застёгнут на все пуговицы», прячет свои вещи в чехлы, и даже лицо скрывает за непроницаемым выражением. Основная черта характера Беликова – тревожность. И ею заражаются все, кто входит в круг его общения. Преподаватель «мёртвого» греческого языка предпочитает опираться не на дух, а на букву, он признаёт только циркуляры и распоряжения, не доверяет людям и собственному опыту. Беликов настолько любит запреты и правила, что даже директор гимназии боится его.

По характеру с Беликовым контрастирует учитель Буркин. Это человек прогрессивных взглядов, очень наблюдательный рассказчик, интересный своими философскими рассуждениями. Он негативно отзывается о Беликове, но сам проявляет пассивность, не стремится что-то изменить в жизни и не надеется на улучшение.

Ещё более противопоставлен Беликову преподаватель гимназии Михаил Саввич Коваленко. Он молод, полон жизни, пышет здоровьем, носит вышитую украинскую сорочку и длинный чуб, говорит басовитым голосом. Коваленко преподаёт историю и географию, любит много читать, имеет собственное мнение и не стесняется его высказывать. В рассказе географ занимает активную позицию (в отличие от Буркина) и выступает против мракобесия Беликова. Однако он не вступает в схватку с явлением «беликовщины». Сравнив удушающую казённую атмосферу гимназии с полицейской будкой, Коваленко ничего не собирается предпринимать, а решает со временем отправиться к себе на родину.

Беликовщина опасна своим влиянием на общество, властью над окружающими. Она, как спрут, распространяет свои щупальца на все сферы жизни, сковывает свободу людей. Вот уже в городе начинают бояться читать, громко выражать свои мысли, помогать бедным. Мнительный мизантроп Беликов взял на себя роль общественного блюстителя нравов, воплотив в своей деятельности косность и мещанство. И постепенно оказывается, что беликовщиной заражена значительная часть населения, – такой вывод делает герой повествования Иван Иванович.

В рассказах Чехова преимущественно показаны средние слои российского общества. Здесь мы не найдём противопоставления дворянства и чиновничества угнетённым крестьянским массам. Но писатель действует более тонко: он строит свои произведения на контрасте характеров, поступков своих персонажей, выявляет черты их личности. В рассказе «Человек в футляре» видна надежда на то, что передовые люди в России всё-таки есть, и они смогут преобразовать систему просвещения к лучшему.

Автор: Элла Штерн

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *