Сочинение: Тема воспитания в комедии «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)
(642 слова) Комедия Фонвизина «Недоросль» является одним из самых выдающихся произведений отечественной литературы восемнадцатого века. Писатель в своей пьесе с помощью сатиры мастерски показал правдивую действительность. На корабле современности неоднократно возникают многочисленные споры по поводу главного героя произведения Митрофанушки. Кто он на самом деле: бедная жертва неправильного воспитания или типичный пример добровольного нравственного разложения личности? Чтобы ответить на этот и другие актуальные вопросы, нужно рассмотреть, как в знаменитом произведения Фонвизина раскрывается тема воспитания.
Нетрудно догадаться, что центральной темой комедии Фонвизина является тема воспитания. Об этом уже понятно из самого названия известного произведения. Если вспомнить отечественную историю, то мы поймем, что «недорослями» именовали необразованных молодых дворян. Они, согласно указу первого российского императора в 1714 году, не имея соответствующего свидетельства об образовании, не могли жениться, а также поступать на службу. Как известно, само произведение было создано писателем в 1781 году. Для Фонвизина образование было одним из основных институтов общества. Писатель с презрением относился к дворянской молодёжи, которая не желала учиться. Более того, по мнению Фонвизина, система образования нуждалась в незамедлительных реформах. Не секрет, что тема воспитания является одной из самых важных для русского писателя, поэтому она раскрывается на протяжении всей пьесы.
Так как данное произведение относится к направлению «классицизм», в пьесе можно заметить чёткое деление персонажей на положительных и отрицательных. Так, к положительными относятся как раз образованные и воспитанные герои: Стародум, Правдин, Милон, а также Софья. Группу отрицательных персонажей составляют невоспитанные герои. К их числу относятся Митрофанушка, Скотинин, а также супруги Простаковы. Уже в самом начале произведения читатель понимает, какого отношение данных героев к образованию и воспитанию. Так, Простакова, когда возникла необходимость прочитать письмо Стародума, заявляет:
«В от до чего дожили. К деушкам письма пишут! Деушки грамоте умеют!».
Также заметен уровень образования и воспитания Скотинина:
«Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки».
Можно заметить, что Простакова писатель создал весьма нейтральным человеком. Герой боится своей супруги и подчиняется ей. Совсем не удивителен тот факт, что Митрофанушка вырос глупым и ограниченным человеком, которому женитьба намного интереснее, чем учёба. Ведь он рос в невежественной семье.
Необразованность, а также невоспитанность героев произведения проявляется не только лишь в незнании каких-либо элементарных вещей. Например, для Мирофана слово «дверь» является прилагательным, ведь «она приложена к своему месту». Невежество персонажей отражает их устаревший взгляд на окружающий мир. Так, например, Простакова не видит ничего ужасного в том, что поднимает руку на своих подчинённых. Также она отговаривает своего сына от серьёзного изучения какой-либо науки, мешая ему получать новые знания и навыки. На становление характера самой Простаковой повлияло её плохое воспитание, которое она теперь прививает Митрофанушке.
В произведении «Недоросль» писатель раскрыл и психологические характеристики героев. Главными ценностями в жизни Простаковых считались не честь и благородство, а знатность, материальные блага и личные интересы. Так, родители обожают своего сына и готовы обеспечить его благополучие. Они приглашают преподавателей для Митрофанушки, однако сами не понимают, что перед ними обманщики. Но в их мире достаточно просто заплатить — все будет хорошо. На качество выполненной работы героям наплевать, они и не могут его оценить. А Митрофанушка только и делает, что пользуется этой неразберихой. «Злонравия плоды» можно проследить в момент, когда Митрофан бросает своих родителей, узнав, что они больше не в состоянии ему ничего дать.
Однако читатель относится с симпатией к другой группе персонажей, к образованным героям. Своей справедливостью вызывает восторг у читателей Правдин. Софья достойно ведет себя: почитает волю дяди, получает образование, скромно одевается. Также с симпатией читатель относится к благородному Милону и мудрому Стародуму. Все эти персонажи являются воспитанными и образованным людьми, которые стремятся к лучшей жизни. Поэтому в своём произведении автор утверждает, что воспитание — это неотъемлемая составляющая правильного уклада жизни. По мнению Фонвизина, кризис российского образования воспитания вызван старой традицией, которой придерживаются Скотинины и Простаковы. Они опираются только на наследный чин и капитал, игнорируя важность знаний.
Можно утверждать, что тема воспитания и образования является центральной в пьесе «Недоросль». Вокруг нее и развивается сюжетная линия. Автор очень хотел, чтобы читатель обратил внимание на эти серьёзные вопросы и рассуждал над ними.
Автор: Виктория Комарова