Сочинение: Тема дороги в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)
(611 слов) Николая Васильевича Гоголя многие критики, литераторы и читатели считают одним из самых загадочных писателей отечественной литературы. Ведь творческий путь данного автора наполнен мотивами мистики и таинственности. Поэма «Мертвые души» является одним из ключевых произведений Николая Васильевича. Известно, что идею создания этой поэмы Гоголю подсказал Александр Сергеевич Пушкин. Николай Гоголь трудился над созданием своего произведения практически на протяжении семнадцати лет. Писатель затронул множество вечных тем. Особое место в произведении занимает тема дороги. Рассмотрим поподробнее, какое она имеет значение в поэме.
Автор утверждает, что невозможно странствие по стране без дорожных впечатлений. Образ дороги является не простым фоном в произведении, но и полноценным персонажем. Николай Васильевич создал этот образ живым и меняющимся. Он способен наводить людей на мысли и вызывать страсти. Не секрет, что тему дороги можно встретить во многих произведениях данного писателя. «Живые» герои, созданные Николаем Гоголем, постоянно куда-то спешат, двигаются, несутся. В этом и заключается суть России. Ведь страна находится в непрерывном движении. В своем произведении Николай Васильевич противопоставляет образ дороги процессу омертвения души. Автор недоумевает, как в таких условиях вечного движения можно утратить истинные человеческие качества и остановиться в развитии, как Плюшкин или Коробочка? Это главные философские вопросы, поднятые Гоголем в произведении. Кроме того, Николай Васильевич в поэме задумывается и над возможным будущим великой страны. Автор стремится понять, каково будущее России. По его мнению, оно великое, и Россия скоро оставит позади все остальные страны.
Образ дороги в поэме «Мертвые души» является очень символичным. Он олицетворяет историю страны, русский характер и развитие человеческой нации. Дорога, главным образом, отражает судьбу русских людей в произведении. Она может вести их по направлению регресса: от Манилова до Плюшкина. А может и развернуться в обратную сторону, следуя за идеалом русского человека. Но движение главного героя поэмы пока идет от лучшего к худшему. Символично, что мужики размышляют над тем, сможет ли персонаж доехать на бричке? Большую роль в произведении играет и образ колеса. Ведь он, подобно кругу, замыкает композицию. На первых страницах произведения писатель показал все сомнения крестьянского народа по поводу прочности колеса. Это говорит о том, что народ не одобряет сегодняшнего движения России и колеблется перед принятием решения. По мнению автора, судьбу страны может изменить к лучшему только крестьянское сословие честных тружеников. Как мы видим, писатель предоставил возможность читателю рассуждать на важные темы. Но автор не даёт прямых ответов на поставленные вопросы.
Листая страницы известной поэмы, читатель задаётся вопросом: ради какой цели автор задержал в городе главного героя? Возможно, чтобы персонаж выбрал более правильный путь и отказался от своей ничтожной идеи. Николай Васильевич очень хотел, чтобы Чичиков осознал всю бездуховность мошенничества. Но пока мы видим, насколько беспорядочными являются дороги персонажа. Чичиков не следит за бричкой, доверяя это дело кучеру. Можно заметить, что дорога ведёт персонажа в самые глухие места, где очень страшно оказаться на сломанной телеге. Эта ситуация показывает, как герой неоправданно рискует своей участью, гоняясь за легкой наживой. Дорога не меняет характер главного героя в лучшую сторону. Она лишь делает натуру Чичикова чёрствой и жадной.
Тему дороги Николай Васильевич затрагивает в лирических отступлениях. Отступление «О дороге» является одним из самых лиричных. Благодаря ему читатель осознает значение образа дороги в произведении. В нем писатель мастерски связывает образ дороги с образом природы. Картины природы становятся настоящим другом и собеседником, который располагает к откровенности. Автор искренне радуется тишине, одиночеству, прекрасному сиянию месяца. Николай Васильевич утверждает, что никакой холод не страшен в дороге. Читатель приходит в изумление от красоты ночного пейзажа:
«Какая ночь совершается в вышине!»
Можно утверждать, что тема дороги в произведении Гоголя «Мертвые души» занимает центральное место и раскрывает замысел автора. По мере развития сюжета значение дороги в поэме возрастает. Так, в начале книги образ дороги символизировал движение вперёд, потом дорога стала олицетворять смысл жизненного пути. К финалу поэмы данный образ приобрёл глобальное значение — исторический путь страны.
Автор: Виктория Комарова