Судьба Киры в рассказе «Матрёнин двор» (А.И. Солженицын)
(382 слова) Судьба Киры в рассказе Александра Солженицына «Матрёнин двор» представляет собой тонкую и горькую нить, вплетённую в общее полотно трагической истории. Эта девушка, несмотря на внешнюю скромность своего образа, становится важной фигурой, через которую раскрываются темы добра, неблагодарности, семейных уз и боли утраты.
Кира — приёмная дочь Матрёны Васильевны, но в её судьбе заключено гораздо больше, чем просто формальное сиротство. Её биологические родители, Фаддей и «вторая Матрёна», имели большую семью, в которой Кира была шестым ребёнком. В условиях жестокого, сурового быта, под гнётом властного и грубого отца, девочка оказалась отдана на воспитание бездетной родственнице. И хотя формально это был жест доброй воли, за ним скрывалось желание избавиться от одной лишней рта. Лишь Матрёна Васильевна приняла Киру с любовью и вырастила как родную дочь — не по обязанности, а по зову сердца.
Жизнь Киры, казалось бы, складывалась благополучно: взрослая, замужняя, живущая в Черустях. Она не забывает приёмную мать, иногда помогает ей — сахаром, салом, посылает весточки. Однако трагедия заключена в том, что её жизнь — это зеркало семейной жадности и мужской корысти. Когда встаёт вопрос о получении земельного участка, не сама Кира или её муж начинают добиваться перевозки части дома Матрёны, а Фаддей — человек, в доме которого нет любви, зато есть постоянный расчёт. Он торопит Матрёну отдать горницу при жизни, ломая её духовный покой.
Вопреки всему, Матрёна соглашается. Не потому, что боится Фаддея, а потому, что желает счастья Кире. Но именно эта уступка приводит к катастрофе. Во время транспортировки горницы Матрёна погибает. В одночасье Кира теряет приёмную мать и родного брата. Более того, её муж, машинист, чувствует свою вину, пытается покончить с собой, и над ним нависает угроза суда.
Эта трагедия становится переломной точкой в судьбе Киры. Она переживает сильнейшее потрясение, фактически оказывается на грани безумия. Её слёзы на похоронах — не только выражение горя, но и символ растерянности, боли и несправедливости. В мире, где добро заканчивается гибелью, Кира — та, кто остаётся жить с незаживающей раной.
И совсем уже не обрядно — простым рыданием нашего века, не бедного ими, рыдала злосчастная Матренина приемная дочь — та Кира из Черустей, для которой везли и ломали эту горницу. Ее завитые локончики жалко растрепались. Красны, как кровью залиты, были глаза.
Судьба Киры — это судьба человека, оказавшегося между двух миров: мира корысти и мира подлинной любви. И, потеряв того, кто действительно её любил, она остаётся лицом к лицу с пустотой, которую уже ничем не заполнить.