Сочинение: Смысл повести «Шинель» Н.В. Гоголя

(474 слова) Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» вошла в реестр русской классической литературы как произведение, освещающее ставший актуальным для периода первой половины 19 века мотив «маленького человека. Но с такой ли большой уверенностью можно коррелировать образ «маленького человека» с образом главного героя повести – Акакия Акакиевича Башмачкина? Ведь мы имеем весьма значительный постскриптум к данному произведению – инициалы его автора – Н. В. Гоголя.

Итак, наш герой – Акакий Акакиевич Башмачкин, будто бы при наречении именем был заранее пущен на круг издевательств и насмешек коллег по злополучному департаменту. Неудивительно, что в переводе с греческого, Акакий – беззлобный, смиренный. Пока все согласуется с классикой жанра. Однако больший интерес вызывает сам момент появления нас свет будущего титулярного советника. Для простоты понимания приведу фрагмент из повести:

…Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта. Покойница матушка, чиновница и очень хорошая женщина, расположилась, как следует, окрестить ребенка. Матушка еще лежала на кровати против дверей, а по правую руку стоял кум…

Настораживает тот факт, что Гоголь, без ясной на то причины, называет еще живого человека — матушку Башмачкина — покойником. С позволения читателя я, из эстетических соображений, избегу объяснения прописных истин и доказательства того, почему человек в описываемой Гоголем ситуации не может быть не жив. В таком случае, статус мертворожденного голема присвоить ему излишне смело, однако этот факт позволяет нам судить о том, что наш герой нет так прост и не так мал, как того требует жанр.

Получается, что при всей кротости, косноязычии, внутри Акакия Башмачкина сидит некая сущность, придающая порой его словам неимоверную силу. То, что молодым человеком фраза «Зачем вы меня обижаете?» была почему-то воспринята, как пугающее «Я брат твой», — тому подтверждение. Отсюда можно сделать вывод, что порой за Акакия Акакиевича Башмачкина говорит не он сам, а некая экзистенция, воплощающая вселенскую добрую волю.

Гоголь – один из немногих писателей, творивших во время правления лишь одного императора. В его случае это было царствование железного консерватора – Николая I. Гоголь видел, как растет он сам, мужают его помыслы и идеи, а Россия остается такой же нищей, многострадальной и бесправной страной, что не могло не тревожить пылкого писателя. И именно застой материальный и политический порождал застой морально-нравственный, пример которого и был освещен Гоголем.

И желание восстановить справедливость за счёт дарования чиновнику возможности мстить с Того света, тут абсолютно не при чем. Хэппиэнд – это не метод Гоголя. Он их любил, но сам написать был не в силах. Гораздо разумнее интерпретировать появление фантома после смерти Башмачкина в качестве высвобождения ранее упомянутой сущности — высшей инстанции из бренного пристанища в виде тела нашего героя.

Потому «Шинель» — не слезливая история о том, как обижали бедного чиновника: недалеких мерзавцев в России было полно и в лучшие её времена. По сути, «Шинель» — это история о том, как земля отвергла небеса, миссионером коих, как мы выяснили, была сущность, заключенная в тело чиновника. Гоголь как бы хочет образумить всех, показать, что не стоит бояться пришествия Антихриста, ведь он уже тут, смотрит из-за вашего плеча на сие занимательное чтиво.

Автор: Иван Лейтман

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *