Сочинение: Смерть Базарова в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)
(350 слов) Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» — это ещё один взгляд на извечную одноименную проблему, когда два поколения не могут порой найти общий язык. Тем не менее, роман иллюстрирует также тесную связь между отцами и детьми. В произведении есть несколько ключевых эпизодов, один их них — смерть главного героя Евгения Базарова. Попробуем проанализировать его и выяснить, почему автору потребовалось «убить» такого неоднозначного, но определённо вызывающего уважение персонажа.
Главный герой, Евгений Васильевич Базаров, это представитель прогрессивного поколения. Он не просто молод, но также является приверженцем новых ценностей, которые противоречат ценностям традиционным. Вспомним, например, Аркадия, который, несмотря на свои юные годы, более склонен к почитанию правил своих родителей, а потому не похож на Базарова. Нигилизм, захвативший умы многих в 60-е годы 19 века, нашёл своё воплощение в герое. Ключевая мысль этого философского направления заключается в том, что человек — лишь биологическое существо, а духовность — это то, что придумано «бездельниками аристократами» для того, чтобы казаться в глазах других лучше. Есть только потребности, нужда и инстинкты — вот и всё, что руководит человеком. Поэтому Базаров серьёзно увлечён химией и биологией, а также спорами с Павлом Петровичем Кирсановым, который является главным оппонентом героя.
Евгений Базаров отрицает любовь, однако столкнувшись с Анной Одинцовой, не менее рассудительной и даже расчётливой женщиной, внутри осознаёт, что всё это время был неправ. Обнаружив любовь в своём сердце, он понимает, что теории, которым он был предан, потерпели крах под напором нового, раннее отрицаемого чувства. Сам Тургенев в романе выражает следующую авторскую позицию: применение нигилизма на практике не имеет права на существование. Через любовь он делает героя уязвимым, и по глупой случайности, из-за пореза и проникшего от больного в кровь тифа, Базаров умирает. Однако перед смертью к нему приходит озарение: для него становится ясно, что истинно, а что — напускное. В минуты перед смертью он полон жизни и любви.
Таким образом, автор «убил» персонажа, преследуя, по крайней мере, две цели: во-первых, с целью доказать, что нигилизм и подобные отрицания вечных ценностей не могут жить долго и в целом не могут существовать; во-вторых, чтобы показать, что хотя любовь и делает человека уязвимым, зато даёт прочувствовать полноту и смысл жизни, а это для Тургенева важнее всякой «физиологии» и «потребностей».
Автор: Лиана Юлдашбаева